1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может найти применение в подвесках сидений, устанавливаемых на транспортных средствах,
Известны подвески сидений транспортных средств, содержащие верхние и нижние направляющие звенья, и шарнирно закрепленные посредством осей одними концами на каркасе сиденья, а другими - на неподвижном основании с образованием шарнирно-ралчажного параллелограмма, упругий элемент, устройство для регулирования его жесткости 1 .
Однако указанные подвески не обеспечивают эффективного гашения колебаний .
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является подвеска сиденья транспортного средства, содержащая верхние и нижние направляющие звенья, шарнирно закрепленные посредством осей одними концами на каркасе сиденья, а другими - на неподвижном основании, образуя шарнирно-рычажный параллелограмм, основной упругий элемент и устройство для регулирования жесткости этого упругого элемента, содержащее винт с гайкой 2.
Однако и в этой подвеске направляющие звенья не обеспечивают достйточной устойчивости каркаса сиденья, что наряду с наличием зазоров в шарнирах установки этих звеньев приводит к повышенной вибрации сиденья при движении транспортного
10 средства. Одновременно эти подвески имеют заранее заданную, не регулируемую, нагрузочную характеристику, что снижает возможности использования подвески и тем самым комфорта15бельность сиденья.
Цель изобретения - повышение комфортабельности сиденья путем снижения степени вибраций и расширения диапазона регулирования упругой ха20рактеристики подвески.
Указанная цель достигается тем, что подвеска снабжена расположенным в плоскости симметрии направляющих звеньев Г-обраэным рычагом, шарнирно
25 закрепленным на оси крепления нижних направляющих звеньев к неподвижному основанию и одним плечом - на оси крепления этих звеньев к каркасу сиденья J а на одном конце основного 30 упругого элемента установлен ролик
|аля контактирования с отогнутым конрольным плечом упомянутого рычага. В свою очередь, устройство для регулирования основного упругого эле«Мента снабжено перекладиной, имеющей сквозное отверстие, упомянутый винт устройства пропущен через это отверстие, его гайка выполнена со сферическим торцом, входящим в отвестие перекладины, сопряженной противоположной со стороны размещения гайки поверхностью с другим концом основного упругого элемента. Одновременно на отогнутом консольном плече Г-образного рычага, контактирующем с упомянутым роликом, установлена подвижная профилированная пластина. Кроме того, подвеска снабжена дс1полнительным упругим элементом выполненным в виде пружины, установленной на оси крепления нижних напрляющих звеньев на каркасе сиденья и имеющей в центральной части петлеобразный участок, опирающийся на упомянутый рычаг, при этом на каркасе сиденья выполнены опорные зыступы для сопряжения с отогнутыми концами этой пружины.
На фиг. 1 изображена предлагаема подвеска сиденья, общий вид; Eia фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг,4 вид в на фиг. 3; на фиг.
в 1риан:
выполнения Г-образного рычага; на фиг. 6 - вид Г на фиг. 5.
Подвеска сиденья содержит по две пары верхних 1 и нижних 2 направляющих звеньев, которые образуют шарнирно-рычажный параллелограмм. Эти звенья параллелограмма концами шарнирно посредством осей 3 и 4, а. также осей 5 и 6 закреплены соответственно на кронштейне 7 каркаса 8 сиденья и неподвижном основании 9 и , застопорены от смещения шайбами 10. На оси 6 крепления нижних напрс1вляющих звеньев 2 к неподвижному основанию 9 шарнирно закреплен Г-образный рычаг 11, расположенный в плоскости симметрии направляющих звеньев 1 и 2 . При этом одно плечо рычага закреплено на оси 4 крепления тех же нижних направляющих звеньев к кронштейну 7 каркаса 8 сиденья.Между рычагом 11 и опорами неподвижного основания 9 на конических втулках 12, расположенных на оси б, установлен основной упругий элемент, состоящий из двух спиральных пружин 13, от концевых витков которых выведены прямые концы 14 и 15. Отогнутое консольное плечо 16 Г-образного рычага 11 сопряжено с роликом 17, который установлен на оси 18, смонтированной на прямых концах 14 одной из пружин 13, и застопорен от смещения болтами 19. Прямые концы 15 витков другой пружины 13 опираются на цилиндрические хвостовики перекладины
20, на одном из которых закреплен указатель 21 натяжения пружин 13, входящий в прорезь 22 неподвижного основания 9. На боковине основания 9 нанесена шкала 23 с делениями для определения регулировки подвески по массе водителя.
Устройство для регулирования же1СТКОСТИ основного упругого элемента состоит из винта 24 с рукояткой 25, перекладины 20 с цилиндрическими хвостовиками 26 и прямоугольной.гайки 27 со сферическим торцом. На винте 24 установлен упорный подшипник 28, Прямоугольная гайка 27 со сферическим торцом сопряжена с перекладиной 20, имеющей сферическое отверстие 29. Перекладина 20 и прямоуголная гайка 27 предохранены от проворота пластиной 30, которая закреплена на неподвижном основании 9. На днище неподвижного основания 9 установлены на осях 31 два гидроамортизатора 32 и упругие ограничители 33 хода, расположенные в зоне перемещения Г-образного рычага . 1 .
Для изменения заданной упругой характеристики подвески на границах полного хода сиденья на консольном плече Г-образного рычага 11 может быть установлена лластина 34, выполненная с профилированной поверхностью и регулируемая по высоте с помощью болтов 35.
Для получения упругой характеристики подвески с низкой жесткостью в рабочем диапазоне перемещений сиденья на оси 4 нижних звеньев 2 параллелограмма может устанавливаться дополнительный упругий элемент 36 в виде пружины, опирающийся расположенной в ее центральной части Побразной петлей на Г-образный рычаг и взаимодействующий прямыми отогнутыми концами с опорными выступами 37 кронштейна 7 каркаса 8 сиден ья.
При статической нагрузке на подвеску в результате действия массы водителя на сиденье последнее находится в среднем положении по высоте за счет предварительного натяжения основного ynpyrofo элемента, осуществляемого с помощью устройства регулирования жесткости этого элемента.
При установке дополнительного упругого элемента 36 масса водителя уравновешивается усилиями обоих упругих элементов. Регулировку подвески сиденья по массе водителя производят рукояткой 25. При вращении рукоятки 25 винт 24 вывинчивается из гайки 27 или ввинчивается в нее и соответственно перемещает перекладину 20 с хвостовиками 26 и изменяет положение прямых концов 15 одной из пружин 13, обеспечивая требуемое натяжение этой пружины. Контроль правильности регулировки подвески
по массе водителя осуществляют с помощью указателя 21.
Контакт гайки 27 с перекладиной 20, осуществляемый по сфере, и наличие цилиндрических хвостовиков 26 на перекладине компенсирует цеточность изготовления, производит затяжку соответствующей пружины 13 и одновременно обеспечивает симметричное подрессоривание сиденья. Во избежание резких ударов каркаса 8 сиденья о неподвижное основание У в последнем по обе стороны от оси 6 качания Г-образного Ейлчага 11 установлены упругие ограничители 33 хода, которые вместе с гидроамортизаторами 32 гасят ударные нагрузки, возникающие при движении транспортного средства.
Регулирование жесткости основног упругого элемента осуществляют и Путем перемещения ролика 17 с осью 18 вверх или вниз относительно концов 14 пружины 13, при этом болты 19 отворачивают, т.е. изменением положения профилированной пластины 34 с одновременнЕзОМ изменением положения ролика 17 можно достигнуть получения требуемой характеристики подвески.
Предлагаемая подвеска обеспечивает симметричное подрессоривание сиденья, облегчает процесс сборки и снижает -трудоемкость изготовления Установка всех элементов подвески значительно улучшает внешний вид сиденья.
Формула изобретения
1. Подвеска сиденья транспортного средства, содержащая верхние и нижние направляющиезвенья, шарнирно закрепленные посредством осей одними концами на каркасе сиденья, а другими - на неподвижном основании, образуя шарнирно-рычажный параллелограмм, основной упругий элемент, устройство для регулирования жесткости этого упругого элемента, содержащее винт с гайкой, отличающаяс я тем, что, с целью повьпиения комфортабельности сиденья путем снижения степени вибраций и расширения диапазона регулирования упругой характеристики подвески, она снабжена расположенным в плоскости симметрии направляющих звеньев Г-образным рычагом, шарнирно закрепленным на оси крепления нижних направляющих звеньев к неподвижному основанию и одним плечом - на оси крепления этих звень0ев к каркасу сиденья, при этом на одном конце основного упругого элемента установлен ролик для контактирования с другим плечом упомянутого рычага.
5
2.Подвеска по п. 1, отличающаяся тем, что устройство для регулирования основ.ного упругого элемента снабжено перекладиной, имеющей сквозное отверстие, упомянутый
0 винт устройства nponyuieH через это отверстие,его гайка выполнена со сферическим торцом входящим в отверстие перекладины,сопряженной противоположной со стороны размещения гайки поверхностью с другим концом основно5го у-пругого элемента.
3.Подвеска по п. 1, отличающаяся тем, что на отогнутом консольном плече Г-образного рычага, контактирующем с упомянутым роликом,
0 установлена подвижная профилированная пластина.
4.Подвеска по Л. 1,отличаю щ а я с я тем, что она снабжена дополнительным упругим элементом,
5 выполненным в виде пружины, установленной на оси крепления нижних направляющих звеньев на каркасе сиденья
и имеющей в центральной части петлеобразный участок, опирающийся на
0 упомянутый рычаг, при этом на карк се сиденья выполнены опорные выступы для сопряжения с отогнутыми концами этой -пружины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
5
1.Авторское свидетельство СССР № 422646, кл. В 60 N 1/00, 1971.
2.Патент США № 4047759, кл. 297-346, опублик. 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подвеска сиденья транспортного средства с активной системой изменения жёсткости на основе магнитоактивных эластомеров | 2016 |
|
RU2708797C2 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1980 |
|
SU943027A1 |
СИДЕНЬЕ "КВАНРУС" ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2068348C1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1982 |
|
SU1016217A1 |
Подвеска сидения транспортного средства | 1988 |
|
SU1625728A1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1981 |
|
SU1009832A1 |
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2259286C1 |
МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ | 2013 |
|
RU2526778C1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1976 |
|
SU586017A1 |
СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1998 |
|
RU2137624C1 |
Авторы
Даты
1981-08-15—Публикация
1979-12-20—Подача