I
Изобретение относится к электротехнике, конкретно к магнитогГроводам торцовых электрических машин переменного тока.
Известны различные конструкции магнитопроводов торцовых электрических машин, например, в виде тора,
навитого из электротехнической стали, а пазы получены механическим или физико-химичес-;им методом. Витые ленточные магнитопроводы изготовляют обычно из токстурованных электротехнических сталей с целью получения наилучших электромагнитных характеристик f 1 .
Однако в таких магнитопроводах магнитный поток, направленный вдоль ярма совпадает с линией намагничивания, но входит и выходит магнитный поток перпендикулярно этой линии а магнитная анизотропия у этих сталей велика, поэтому зубцовая зона находится в наихудших условиях. Магнитная анизотропия стали приводит к уве-
личению потерь в стали и тока намагничивания. Такая конструкция имеет большое количество отходов электротехнической стали.
Цель изобретения - экономия активных материалов и повышение энергети ческих показателей.
Указанная цель достигается тем, что в известном магнитопроводе торцовой электрической маиины, содержащем витое из стальной ленты ярмо и зубцовую зону, последняя выполнена из ленты с радиально расположенными гофрами, свернутой веерообразно в кольцо, причем пазы, образованные гофрами, обращены открытой частью к ярму.
На фиг.1 показан ротор торцевой электрической машины; на фиг.2 статор торцовой электрической машины; на фиг.З и 4 - пазы с обмоткой.
Магнитопровод торцовой электрической мапшны содержит ярмо I, выполненное в виде многослойного рулона, свитого из стальной ленты, и зубцовую зону 2, выполненнуто из стальной ленты с радиально расположенными гофрами, внутри которых размещена обмотка. Стальная лента, изогнутая в виде гофр, свернута веерообразно в кольцо острые гребни которого обращены к ярму.Кроме того, для облегчения свер тывания гофрированной ленты в кольцо на периферии гребней предусмотрены специальные, технологические надрезы в виде клина. Магнитопровод может быть односторонним и двухсторонним в зависимости от. конструкции торцово электрической мапгины. Kopoткoзa ыкающие кольца 3 (фиг. яйляются общими для обеих сторон ротора и тем са.№1М крепят зубцов тозону к ярму. Такое исполнение ротора обеспечи.вает высокую жесткость .конструкции, которая имеет большое значение для торцовых машин из-за значительных сил магнитного притяжения. Таким :образом, становится возможным уг ень;шить воздушный зазор и улучишть энер гетику электрической машины.
Данная конструкция магнитопровода вполне применима и д.пя ста.тора. .Однако в этом случае намагничивающая обмотка выполнена из отдельных секци 4, уложенных вокруг ярма (см.фиг.2.}в специальные изоляционные пазы 5 Сфиг.З ) . После укладки обмоток .-всех фаз и полюсов, с тор7довьгх сторон накладываются зубцовые распределенные магнитные зоны 2} Крепле1-ше производится с помощью пропиточных лаков,клеев и компа7)ндов Секции обмоток электрически соединяются в необходимую схему на внешнем диаметре статора. Такая обмотка имеет весьма ограниченные лобовые части, Tafc как в ней отсутствуют перкоды со стороны внутреннего диаметра .что позволяет сэкономить дефицитную медь на 10-15%. Диск статора обладает высокой механической прочностью, текно тогичен и его изготовление легко поддается автоматизации.
Перед сборкой маишны диск статора и ротора необходимо обжать и тем самым придать необходимую шюскостност а торцовые части прошлифовать с целью получения тонкой пленки на широком гребне гофры (фиг.З). Эта операция необходима для повьшюшя характеристик мапшны ( уменьшается кoэффиu eнт Картера), так как эти места подвергаются перенасьщению, а тонкая стальная пленка становится магнитопрозрачной для магнитного потока.
Таким образом, описанное изобретение позволяет,во-первых, достигнуть высокого использования активного материала - электротехнической стали без отходов, а обмоточной меди сэкономить на 10-15%, во-вторых, автоматизировать все процессы, а поэтому, трудоемкость изготовления снизить в несколько раз, в-третьих, унифицировать узлы магнитопровода
статора и ротора, что приводит к экономии технологической оснастки и
оборудования, в четвертых, повысить мощность за счет высокого использования активной части, а также улучшить энергетические параметры мапшны за счет достижения равномерности воздушного зазора.
Формула изобретения
Магнитопровод торцовой электрической машинь, содержаш 1Й витое из стальной ленты ярмо и зубцовую зону, о тличающийся. тем, что, с целью экономии активных материалов и повышения энергетических показателей, зубцрвая зона выполнена из ленты с радиально расположенными гофрами, свернутой веерообразно в кольцо, причем пазы, образованные гофрами, обращены открытой частью к ярму.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Технология электротехнического производства, 1975, № 11,с.7-8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Магнитопровод торцовой электрической машины | 1980 |
|
SU928530A1 |
Магнитопровод торцовой электрической машины | 1980 |
|
SU1077010A1 |
Разъемный магнитопровод электрической машины | 1980 |
|
SU1077011A1 |
Разъемный магнитопровод электрической машины | 1980 |
|
SU1075350A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1980 |
|
SU881991A1 |
Ротор асинхронной машины | 1982 |
|
SU1040567A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1978 |
|
SU949755A1 |
Статор индукторной электрической машины | 1982 |
|
SU1065964A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1981 |
|
SU1137554A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1979 |
|
SU1133634A1 |
Авторы
Даты
1981-08-15—Публикация
1979-08-13—Подача