Магнитопровод торцевой электрической машины Советский патент 1981 года по МПК H02K1/06 

Описание патента на изобретение SU855864A1

I

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к магнитогГроводам торцовых электрических машин переменного тока.

Известны различные конструкции магнитопроводов торцовых электрических машин, например, в виде тора,

навитого из электротехнической стали, а пазы получены механическим или физико-химичес-;им методом. Витые ленточные магнитопроводы изготовляют обычно из токстурованных электротехнических сталей с целью получения наилучших электромагнитных характеристик f 1 .

Однако в таких магнитопроводах магнитный поток, направленный вдоль ярма совпадает с линией намагничивания, но входит и выходит магнитный поток перпендикулярно этой линии а магнитная анизотропия у этих сталей велика, поэтому зубцовая зона находится в наихудших условиях. Магнитная анизотропия стали приводит к уве-

личению потерь в стали и тока намагничивания. Такая конструкция имеет большое количество отходов электротехнической стали.

Цель изобретения - экономия активных материалов и повышение энергети ческих показателей.

Указанная цель достигается тем, что в известном магнитопроводе торцовой электрической маиины, содержащем витое из стальной ленты ярмо и зубцовую зону, последняя выполнена из ленты с радиально расположенными гофрами, свернутой веерообразно в кольцо, причем пазы, образованные гофрами, обращены открытой частью к ярму.

На фиг.1 показан ротор торцевой электрической машины; на фиг.2 статор торцовой электрической машины; на фиг.З и 4 - пазы с обмоткой.

Магнитопровод торцовой электрической мапшны содержит ярмо I, выполненное в виде многослойного рулона, свитого из стальной ленты, и зубцовую зону 2, выполненнуто из стальной ленты с радиально расположенными гофрами, внутри которых размещена обмотка. Стальная лента, изогнутая в виде гофр, свернута веерообразно в кольцо острые гребни которого обращены к ярму.Кроме того, для облегчения свер тывания гофрированной ленты в кольцо на периферии гребней предусмотрены специальные, технологические надрезы в виде клина. Магнитопровод может быть односторонним и двухсторонним в зависимости от. конструкции торцово электрической мапгины. Kopoткoзa ыкающие кольца 3 (фиг. яйляются общими для обеих сторон ротора и тем са.№1М крепят зубцов тозону к ярму. Такое исполнение ротора обеспечи.вает высокую жесткость .конструкции, которая имеет большое значение для торцовых машин из-за значительных сил магнитного притяжения. Таким :образом, становится возможным уг ень;шить воздушный зазор и улучишть энер гетику электрической машины.

Данная конструкция магнитопровода вполне применима и д.пя ста.тора. .Однако в этом случае намагничивающая обмотка выполнена из отдельных секци 4, уложенных вокруг ярма (см.фиг.2.}в специальные изоляционные пазы 5 Сфиг.З ) . После укладки обмоток .-всех фаз и полюсов, с тор7довьгх сторон накладываются зубцовые распределенные магнитные зоны 2} Крепле1-ше производится с помощью пропиточных лаков,клеев и компа7)ндов Секции обмоток электрически соединяются в необходимую схему на внешнем диаметре статора. Такая обмотка имеет весьма ограниченные лобовые части, Tafc как в ней отсутствуют перкоды со стороны внутреннего диаметра .что позволяет сэкономить дефицитную медь на 10-15%. Диск статора обладает высокой механической прочностью, текно тогичен и его изготовление легко поддается автоматизации.

Перед сборкой маишны диск статора и ротора необходимо обжать и тем самым придать необходимую шюскостност а торцовые части прошлифовать с целью получения тонкой пленки на широком гребне гофры (фиг.З). Эта операция необходима для повьшюшя характеристик мапшны ( уменьшается кoэффиu eнт Картера), так как эти места подвергаются перенасьщению, а тонкая стальная пленка становится магнитопрозрачной для магнитного потока.

Таким образом, описанное изобретение позволяет,во-первых, достигнуть высокого использования активного материала - электротехнической стали без отходов, а обмоточной меди сэкономить на 10-15%, во-вторых, автоматизировать все процессы, а поэтому, трудоемкость изготовления снизить в несколько раз, в-третьих, унифицировать узлы магнитопровода

статора и ротора, что приводит к экономии технологической оснастки и

оборудования, в четвертых, повысить мощность за счет высокого использования активной части, а также улучшить энергетические параметры мапшны за счет достижения равномерности воздушного зазора.

Формула изобретения

Магнитопровод торцовой электрической машинь, содержаш 1Й витое из стальной ленты ярмо и зубцовую зону, о тличающийся. тем, что, с целью экономии активных материалов и повышения энергетических показателей, зубцрвая зона выполнена из ленты с радиально расположенными гофрами, свернутой веерообразно в кольцо, причем пазы, образованные гофрами, обращены открытой частью к ярму.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Технология электротехнического производства, 1975, № 11,с.7-8.

Похожие патенты SU855864A1

название год авторы номер документа
Магнитопровод торцовой электрической машины 1980
  • Хаит Яков Моисеевич
SU928530A1
Магнитопровод торцовой электрической машины 1980
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Горягин Владимир Федорович
SU1077010A1
Разъемный магнитопровод электрической машины 1980
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Бойко Евгений Петрович
  • Гусев Борис Яковлевич
SU1077011A1
Разъемный магнитопровод электрической машины 1980
  • Гусев Борис Яковлевич
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Петров Виктор Михайлович
  • Бойко Евгений Петрович
SU1075350A1
Магнитопровод электрической машины 1980
  • Петров Виктор Михайлович
  • Макаров Феликс Константинович
  • Бойко Евгений Петрович
  • Подтихов Михаил Афанасьевич
  • Гомануха Евгений Степанович
SU881991A1
Ротор асинхронной машины 1982
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Горягин Владимир Федорович
SU1040567A1
Магнитопровод электрической машины 1978
  • Степанянц Эмилен Аракелович
  • Степанян Эрнст Аракелович
  • Ивченко Юрий Григорьевич
SU949755A1
Статор индукторной электрической машины 1982
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Подтихов Михаил Афанасьевич
  • Кремешный Юрий Андроникович
SU1065964A1
Магнитопровод электрической машины 1981
  • Гомануха Евгений Степанович
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Подтихов Михаил Афанасьевич
SU1137554A1
Магнитопровод электрической машины 1979
  • Петров Виктор Михайлович
  • Макаров Феликс Константинович
  • Бойко Евгений Петрович
  • Подтихов Михаил Афанасьевич
  • Гомануха Евгений Степанович
SU1133634A1

Иллюстрации к изобретению SU 855 864 A1

Реферат патента 1981 года Магнитопровод торцевой электрической машины

Формула изобретения SU 855 864 A1

SU 855 864 A1

Авторы

Хаит Яков Моисеевич

Петров Виктор Михайлович

Бойко Евгений Петрович

Макаров Феликс Константинович

Даты

1981-08-15Публикация

1979-08-13Подача