Частотный датчик скорости Советский патент 1981 года по МПК G01L3/10 G01P3/481 

Описание патента на изобретение SU857751A1

изобретение относится к контрольно-измери тельной технике и может быть использовано в качестве датчика скорости для получения сигналов частоты вращения в двух сечениях гибкого вала фазового измерителя крутящего момента. J Известны частотные датчики скорости вращения вала, используемые для реализации фа зового измерителя крутящего момента и содержащие индуктор в виде зубчатого колеса, жестко скрепленный с вращающимся валом, и магйитную систему в виде постоянного магнита с двумя полюсными наконечниками и обмоткой {1). Недостатком зтих устройств является зависимость амплитуды выходного сигнала от изменшия воздущного зазора в магнитной цепи при радиальных смещениях датчика. Наиболее близким к предлагаемому по тех юпеской сущности является датчик скорости фазового измерителя крутящего момента, содержащий индуктор, связаннь|й с вращающимся валом и выполненный в виде стакана с зубьями на его цилиндрической поверхности. и размещенные на неподвижном основании постоянный магнит П-образной формы с полюсными наконечниками и обмотку 2. Однако этот датчик также обладает низкой точностью измерения из-за зависимости амплитуту выходного сигнала от радиальных смещений датчика и невозможности регулирования воздущного зазора между зубьями индуктора и полюсными наконечниками постоянного магнита. Цель изобретения - повышение точности измерения. Указанная цель достигается тем, что в датчике зубья индуктора расположены симметрично между полюсными наконечниками постоянного магнита, который установлен на неподвижном основании с помощью поворотного коромысла, при этом ось поворота коромыс- . ла расположена х тносительно плоскости перпендикулярной оси вращения вала под углом (, , выбранп 1М из следующего соотношенияcC-Av csiTi где f - радиус кривой траектории перемещения полюсных наконечников постоянного магнита; R - радиус зубьев индуктора. На фиг. 1 показано устройство, общий вид на фиг. 2 - А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 вид В на фиг. 3.

В состав датчика входят вращающийся ферромагнитный индуктор 1 с зубьями 2, постоянный магнит 3, полюсные наконечники 4 и 5; обмотка 6, коромысло 7, основание 8, втулка 9 резьбовая, гайка разрезная 10, скоба 11, пружина 12 кручения, ручка 13, пружина 14 плоская, винт 15 регулировочный, гайка 16 ходовая, крыщка 17, разъем 18 электрический и гайка 19,

Постоянный магнит 3 с обмоткой 6 и полюсными наконечниками 4 и 5, которые охватывают зубья 2 индуктора 1, закреплены на коромысле 7, вращающемся вокруг своей оси во втулке 9 резьбовой, установленной в гайке 10 разрезной, обжатой для устранения люфтов скобой 11 и запрессованной в основание 8, на котором установлены винт 15 регулировочный, сопряженный с пружиной 14 плоской посредством выступа гайки 16 ходовой и закрепленной на ней ручкой 13, крышка 17, закрывающая окно в основании 8 и служащая для визуального контроля положеНИЛ полюсных наконечников 4 и 5 относительно зубьев 2 индуктора, электрический разъем 18, на который выведены выводы обмотки 6.

Для ограничения возможных относительных перемещений при вибрации коромысло 7 дополнительно имеет коническую поверхность, которой опирается коническую фаску в верхнем торце втулки 9. Зажимной гайкой, изображенной внутри пружины 12, регулируется свободное вращение коромысла 7 относительно втулки 9 при отсутствии осевых и радиальных люфтов.

Устройство работает следующим образом. При вращен1т ферромагнитного индуктора 1, связанного с контролируемым валом,

зубья 2 периодически измеряют магнитный поток в магнитной цепи, состоящей из постоянного магнита 3, полюсных наконечников 4,, 5 и воздушного зазора между ними, в результате чего в обмотке 6 возбуждается переменное напряжение с частотой, пропорциог нальной угловой скорости вращения вала.

При регулировании равенства воздушных зазоров в магнитной цепи датчика вращается втулка 9. относительно неподвижных коромыс.ла 7 и. гайки 10. При этом изменяется высота втулки 9 относительно основания 8 и следовательно, положение полюсов 4 и 5 относительно з)бьев индуктора 1. После регулировки угловое положение втулки 9 фиксируется (фиксатор не показан).

Регулирование фазы сигнала выполняется с помощью винта 15 регулирования, который с помощью гайки 16 ходовой и пружины 14 плоской поворачивает коромысло 7 и закрепленные на нем полюсные наконечники 4 и 5. Угловое положение пружины 14 относительно коромысла 7 фиксируется посредством ее установки на переходную деталь, которая заклинивается в клиновом пазу коромысла 7 гайкой 19. Ось вращения коромысла 7 наклонена на некоторый угол оС к плоскости вращения индуктора, в результате чего круговые траектории перемещения полюсных наконечников 4 и 5 при регулировании фазы сигнала проектируются на плоскость вращения зубьев индуктора эллипсными кривыми соответственно 20 и 21 (фиг. 3).

Угол наклона и радиус вращения полюсных наконечников выбирается из условия близкого совпадения радиуса кривизны RI эллипса траектории движения полюсных наконечников 4 и 5 радиусом г и среднего радиуса расположения зубьев 2 индуктора R на интервалах регулировки фазы cL и cLy. Радиус кривизны эллипса в вершине, прилегающей к малой полуоси, равен

кг-с«Мь,

где с - большая полуось эллипса;

Ь - малая полуось эллипса. Из проекции окружности радиуса на плоскость расположения зубьев индуктора следует, что

, Ъ-hsiyid

Подставляя : значения (2) .и (3) в формулу (1) и полагая, что по условию Rj R получаем

Г

RSihd

откуда

ct Avcsih -

В результате такого выбора угла наклона о( воздушные зазоры в магнитной системе и следовательно, амплитуда выходного сигнала . не изменяются, а также облегчается их вывод полюсных наконечников 4 и 5 из зацепления с зубьями 2 индуктора на участке (Х.эпри демонтаже (фиг. 3), что позволяет уменьшить воздушный зазор между полюсными наконечниками и, при прочих равных условиях, увеличить магнитный поток магнитной цепи датчика и повысить амплитуду сигнала.

При демоцтаже отпускают стопорный винт (не показан) и с помощью ручки 12 изгибают пружину 13 плоскую вниз (фиг. 1), при этом она выходит из сопряжения с выступом гайки 16 ходовой и может свободно повернуться совместно с коромыслом 7 на угол 90°, обеспечивающий расцепление полюсных наконечников магнитной системы датчика с зубьями индуктора, после чего магнитная система датчика с деталями установки и регулировки свободно удаляется.

Для устранения люфтов в механизме регулировки установлена пружина 11 кручения. Конструкция датчика позволяет его установку на герметичных кожухах газовых турбин.

Такое расположение магнитной системы датчика относительно индуктора и на неподвижном основании позволяет добиться того, что сумма воздуишых зазоров между верхним полюсом и зубом, а также между зубом и нижним полюсом всегда остаются величиной постоянной. Поэтому при радиальных смещениях датчика уменьшение зазора у одного из полюсов компенсируется равным увеличением зазора у другого полюса, в результате магнитный поток остается без изменения и сигнал от радиальных пере мещений зуба отсутствует, а возможность поворота полюсных наконечников позволит регулировать фазу сигнала, что в конечном итоге повыщает точность измерения.

Формула изобретения Частотный датчик скорости, содержащий индуктор, связанный с вращаюн1имся валом и выполненный в виде стакана с зубьями на его цилиндрической поверхности, и размещенные на неподвижном основании постоянный магнит П-образной формы с полюсными наконечниками и обмотку, отличаю щи йс я тем, что, с целью повышения точности измерений за счет уменьшения зависимости ам литуды сигнала от радиальных перемещеннй датчика, в нем зубья индуктора расположены симметрично. Между полюсными наконечниками постоянного магнита, который установлен на неподвижном основании с помощью повороного коромысла, при этом ось поворота коромысла расположена относительно плоскости, перпендикулярной оси вращения вала под углом d, , выбранным из следующего соотношения

d Arcsih ,

где г - радиус круговой траектории перемещения полюсных наконечников постоянного магнита; R - радиус зубьев индуктора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР Jf 714182 кл. G 01 L 3/10, 1976.

2.Одиней С. С. и pp. Средства измерения крутящего момента. 1977, с. 60, рис. 3 (прототип) .

Д-А

Фиг.2

-/

Похожие патенты SU857751A1

название год авторы номер документа
МАГНИТОИНДУКЦИОННЫЙ ДАТЧИК ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ 1994
  • Габидуллин З.Г.
RU2122742C1
ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1998
  • Хайруллин И.Х.
  • Исмагилов Ф.Р.
  • Рыжиков Д.В.
  • Латыпов М.Ф.
RU2143169C1
МОДУЛЬНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (МВЭП) 2006
  • Настюшин Валентин Иванович
RU2310966C1
Двухканальный датчик крутящего момента вращающегося вала 1988
  • Габидуллин Закирзян Габиевич
SU1802302A1
Устройство измерения крутящего момента вала 2022
  • Громышев Евгений Валериевич
  • Латкин Евгений Викторович
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2795384C1
ДАТЧИК СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА 1997
  • Абрамцев Е.П.
RU2125730C1
Синхронная переменнополюсная электрическая машина 1973
  • Паластин Леонид Михайлович
SU599316A1
ГРАВИРОВАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Магомедов Магомед Хабибович
RU2429139C1
МАГНИТНАЯ ОПОРА ВЕРТИКАЛЬНОГО РОТОРА 2006
  • Богомолов Николай Евгеньевич
  • Глухов Николай Петрович
  • Тельпт Галина Анатольевна
  • Худницкий Георгий Николаевич
RU2328348C1
Магнитный редуктор 2019
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Березов Николай Алексеевич
  • Каримов Артур Рафаэлевич
  • Студнева Евгения Евгеньевна
RU2707731C1

Иллюстрации к изобретению SU 857 751 A1

Реферат патента 1981 года Частотный датчик скорости

Формула изобретения SU 857 751 A1

SU 857 751 A1

Авторы

Бало Александр Николаевич

Павловский Анатолий Васильевич

Янович Виктор Петрович

Даты

1981-08-23Публикация

1979-06-17Подача