(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ Изобретение относится к техничесК.ИМ средствам обучения и контроля за уровнем подготовки операторов автоматизированной системы управления (АСУ) . Известно устройство, позволяющее контролировать уровень подготовки обучаемого по правильности решения им контрольных задач и содержащее блок управления, блок предъявлений информации, блок ввода информации, блок ценки, блок индикации Щ. Однако устройство имеет ограничен ную область применения, так как заложенный в него критерий оценки уров ня подготовки имеет частный характер Наиболее близким к изобретению является устройство, в котором уровен подготовки оценивается по правильности, точности и своевременности решения задач, содержащее блок оценки блок управления, соединенный с блоком предъявления информаДии, блоке индйкёщии, блоком контроля стабилизации параметров обучения через блок совпадения, вычислителем характеристик учебного процесса, регистратором, блоком ввода информгщии. С блоке контроля стабилизации параметров овучения соединены блок оценки и выСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ числитель, подключенный к регистратору I2J . Недостатком устройства является нерациональность процесса контроля, так как регистрация качества peшeни l задач, определение параметров процесса обучения к контроль их стабилизации происходит после каждого цикла обучения, хотя как известно, из теории обучения зависимость качества решения задач от количества циклов обучения носит экспоненциальный характер. А зто значит, что более рациональным, с точки зрения минимизации стоимостных и временных характеристик процесса контроля, является контроль с переменным шагом по циклам обучения. Очевидно, что оптимальньвд планом контроля будет план, в котором номера циклов контроля изменяются по экспоненциальному закону со скоростью, пропорционгшьной скорости приобретения навыков оператором. Цель изобретения - повышение точности оценки за счет оптимизации процесса контроля. Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство для оценки профессиональной пригодности oneраторов автоматизированной системы управления, содержащее блок ввода учебной информации, соединенный первым выходом с первым входом блока управления, второй вход и первый выход которого подключены соответствен но к выходу и входу блока предъявления учебной информации, второй выход - ко входу блока индикации, третий выход - к первому входу вычислителя характеристик процесса обучения а третий вход - к первому выходу бло ка контроля стабилизации параметров обучения, соединенного вторым выходом со входом блока формирования оценки, блок сравнения и регистратор, подключенный выходом ко второму входу вычислителя характеристик процесса обучения, введены формирователь импульсов и два элемента И, причем вход блока сравнения и первый вход формирователя импульсов подключены к третьему выходу блока у равления, а их выходы блока сравнения и формирователя импульсов соединены с первыми входами первого и второго элементов И,второй вход формировател импульсов подключен к первому выходу вычислителя характеристик процесса обучения, соединенного вторым выходом со вторым входом второго элемента И, выход которого подключен ко входу бло)са контроля стабилизации параметров обучения, второй вход пер вого элемента И соединен со вторым выходом блока ввода учебной информа ции , а выход - со входом регистрато ра , при этом формирователь импульсо содержит последовательно включенные входной регистр, ключ, буферный регистр, первый сумматор, первый усилитель и второй сумматор, а также третий cyNiMaTop, второй усилитель и узел совпадения, соединенный вторым входом с выходом второго сумматора, а выходом - со вторым входом ключа, вход третьего сумматора подключен к выходу входного регистра. Такое выполнение устройства позволяет производить контроль процесс обучения только в выборочных, расчи танных oriTHMajibMo, с точки зрения затрат на контроль, точках. На фиг, 1 и 2 изображен формирователь импульсов; на фиг. 3 - график работы устройства. Устройство содержит блок 1 управ ления, соединенный с блоком 2 предъ явления учебной информации, блоком индикации, блоком 4 ввода учебной информации, блоком 5 контроля стаби лизации параметров обучения, к кото му подключен блок 6 оценки формирования, вычислителем 7 характеристик процесса обучения, который подключе к регистратору 8, формирователем 9 импульсов, определяжвдим точки контроля, блоком 10 сравнения, а также элементы И 11 и 12. Формирователь 9 (фиг. 2) содержит ходной регистр 13, элемент И 14, уферньлй регистр 15, первый сумматор 6, первый (логарифмический) усилиель 17, второй сумматор 18, узел 19 совпадения, третий сумматор 20, соединенный со вторым (также логарифмическим) усилителем 21. Устройство работает следующим образом. Информация оператору в каждом цикле обучения предъявляется на блоке 2 по команде с блока 1. Результаты решения задач в каждом цикле обучения вводятся оператором посредством блока 4, отображаются на блоке 3 и регистрируются , пройдя через элемент И 11, на регистраторе 8. Элемент И 11 открывается по командам, поступающим из блока 10 и формирователя 9. Из блока 1 на блок 10, вычислитель 7 и формирователь 9 поступает сигнал, равный номеру N текущего цикла обучения. Если этот номер меньше четырех, то блок 10 вырабатывает сигнал, открывающий элементы И 11 и 12, Таким образом, результаты решения задач в первых трех циклах обучения фиксируются в регистраторе 8 и от него поступают на вычислитель 7, в котором опре,целяются статистические характеристики качества решения задач оператором в каждом цикле обучения и скорость NQ приобретения навыков обучаемым оператором. Затем через значение NO определяется скорость изменения номеров Нц циклов контроля процесса обучения и количество циклов обучения Ы - через которое качество решения задач достигнет необходимого значения Т , заданного с блока 1 управления. Сигналы, соответствующие величинам Nj. и поступают из вычислителя 7 на формирователь 9 после окончания трех циклов обучения. В формирователь 9 во время работы оператора в очередном цикле обучения из блока 1 поступает сигнал, равный номеру цикла N. В момент достижения величины N значения, соответствующего следующему номеру контролируемого цикла, которое рассчитывается в формирователе 9, последний вырабатывает сигнал, открывающий эпементы И 11 и 12, в результате Чего качество решения задач в контролируемом цикле регистрируется регистратором 8, обрабатывается в числителе 7 и Поступает через элемент И 12 на блок 5. Откорректированные значение Nцp, N поступают из вычислителя 7 на формирователь 9. В момент стабилизации качества решения задач блок 5 вырабатывает сигнёил в блок 1 на окончание процесса обучения и в блоке 6 фиксируются окончательные значения характеристик качества решения задач и паргметров процесса обучения. Формирователь 9 при определении момента очередного контроля работает следующим образом. Формирователь начинает работать с четвертого цикла обучения. На входной регистр 13 поступает сигнал, рав ный величине N с блока 1. На первый и третий сумматоры 16 и 20 поступает сигнал, равный величине из вычислителя 7. В регистре 15 хранится значение N. номера последнего цикла обучения, в котором производился контроль. Сигнал поступает из регист ра 15 на второй вход сумматора 16. Из регистра 13 на второй вход сумматора 20 поступает сигнал, равный N . На выходах первого 16 и третьего 20 сумматоров вырабатываются сигналы равные соответственно N -N.и . Эти сигналы усиливаются логарифмическими усилителями 17 и 21. После усилителя 17 сигнал, равный tn(N(,pN) поступает на первый вход второго сумматора 18, на второй вход которого поступает сигнал, равный Т/Ыцо из вычислителя 7. Постоянный сигнал, равный -вп (Nf,p-N . )-1/N цо поступает на первый вход узла 19, на второй вход которого поступает переменный сигнал, равный In (Nf,p-N) . При равенстве сигналов, поступающих с сумматора 18 и усилителя 21,узел 1 вырабатывает сигнал, по которому открываются элементы И 11,12 и 14. При этр-м, содержимое регистра 13 переписывается в регистр 15. Работа устройства поясняется кривыми, приведенными на фиг. 3. Кривая 1соответствует экспоненциальному характеру приобретения навыков опера тором в процессе обучения, а кривая 2- экспоненциальному характеру процесса контроля. Оптимальность процесса контроля в предлагаемом устройстве достигается за счет проведения выборочного контроля по способу, учитывающему специфику процесса обучения. При этом, значительно сокращаются необходимый объем регистрируемых параметров и время их обработки и анализа в устро стве.Формула изобретения 1. Устройство для оценки профессионгипьной пригодности операторов автоматизированной системы управления, содержалцее блок ввода учебной информации, соединенный первым выходом с первым входом блока управления, второй вход и первый выход которого подключены соответственно к выходу и входу блока предъявления учебной информации, второй выход - ко входу блока индикации, третий выход - к первому входу вычислителя характеристик процесса обучения, а треий вход - к первому выходу блока контроля стабилизации параметров обучения, соединенного вторым выходом со входом блока формирования оценки, блок сравнения и регистров, подключенный выходом ко второму входу вычислителя характеристик процесса обучения, отличающееся тем, что, с целью повышения точности оценки, оно содержит формирователь импульсов и два элемента И, причем вход блока сравнения и первый вход формирователя импульсов подключены к третьему выходу блока управления, а выходы блока сравнения и формирователя импульсов соединены с первыми входами первого и второго элементов И, второй вход фop wpoвaтеля импульсов подключен к первому выходу вычислителя характеристик процесса обучения, соединенного вторым выходом со вторым входом второго элемента И, выход которого подключен ко входу блока контроля стабилизации параметров обучения, второй вход первого элемента И соединен со вторым выходом блока ввода учебной информации, а выход - со входом регистратора. . 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в нем формирователь импульсов содержит последовательно включенные входной регистр, ключ, буферный регистр, первый сумматор, первый усилитель и второй сумматор, а также третий сумматор, второй усилитель и узел совпадения, соединеь 1ый вторым входом с выходом второго сумматора, а выходом - со вторым входом ключа, вход третьего сумматора подключен к выходу входного регистра. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 419951, кл. G 09 В 7/04, 1975. 2,Авторское свидетельство СССР по заявке 2608940/24,кл.с 09 В 7/02, 978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оценки профессиональной пригодности | 1986 |
|
SU1310876A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1984 |
|
SU1211794A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1012320A1 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1166164A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU960901A1 |
Устройство для контроля работы операторов | 1985 |
|
SU1320832A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1986 |
|
SU1310877A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1259323A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ КОРАБЕЛЬНЫХ ПАССИВНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ | 1989 |
|
SU1841105A1 |
/V
Фиг 3
Авторы
Даты
1981-08-23—Публикация
1979-11-26—Подача