(54) СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к светотехнике, в частности Ксистемам освещения для транспортных средств, предовращающих ослепление водителей и может использоваться на всех видах транспорта. Известны устройства, в которых для предотвращения ослепления устанавливается экран на фару со стороны полосы дороги для встречного движения, а его козырек располагается вертикально 1. Известны метод и устройство, в котором для предотвращения ослепления водителей применяются светоприемная фара, светоотдающая фара, электрическая шторка и синхронный прерыватель 2. Недостатком известного способа и устройства является недостаточное обеспечение безопаности движения транспортных средств в ночное время. Цель изобретения - повышение безопасности движения транспорта в ночное время. Указанная цель достигается тем, что в способе освещения для транспортных средств, заключающемся с фрмировании в каждом транспортном средстве импульсного светового потока лобового освещения, синхронизированного с ним экранирования водителя от светового потока встречного транспортного средства и их синхронизации с импульсным световым потоком лобового освещения встречного транспортного средства, синхронизацию формирования импульсного светового потока и экранирования водителя производят синфазно для всех транспортных средств, движущихся в одном направлении и в противофазе по отношению ко всем транспортным средствам, движущимся в противоположном направлении. Способ освещения для транспортных средств осуществляется устройством, содержащим размещенные на каждом из транспорных средств передние фары и связанный с ними синхронный прерыватель, выход которого соединен с защитным экраном водителя, имеющим стационарную радиопередающую станцию и установленные на каждом транспортном средстве приемные блоки и переключатели фаз, при этом выход приемного блока соединен со входом переключателя фазы, вход которого связан со входом синхронного прерывателя.
На чертеже представлена блок-схема устройства освещения для транспортных средств.
Устройство содержит стационарную радиопередающую станцию 1, общую для всех участков движения в данном районе. Приемный блок 2, установленный на каждом транспортном средстве принимает сигнал стационарной радиопередающей станции. Выход приемного блока 2 соединен с переключателем 3 фазы, выход которого соединен со входом синхронного прерывателя 4, при этом выход синхронного прерывателя 4 соединен с передними фарами 5 и защитным экраном 6 водителя.
Способ освещения для транспортных средств заключается в следующем.
Стационарная радиопередающая станция 1 общая для всех транспортных средств, участвующих в движении в данном районе, передает сигнал определенной частоты который прини.мается приемным блоком 2, установленным на каждом транспортном средстве, участвующем в движении. Передние фазы 5 транспортных средств излучают импульсный свет с частотой и фазой следования импульсов, равной (или кратной) частоте и фазе сигнала стационарной радиопередающей станции 1. С той же частотой защитный экран 6 водителя открывает и закрывает поле зрения водителя, причем в тот момент, когда светят собственные передние фары транспортного средства, зрительное поле водителя открыто, а когда собственные передние фары вык тючены, зрительное поле водителя закрыто. Таким образом при разъезде транспортных средств их передние фары и защитные экраны работают с одной общей для всех частотой. Если фазы синхронных прерывателей встречных транспортных средств противоположны, что обеспечивается переключателем фазы, то по выщается безопасность движения транспорта в ночное время путем уменьщения ослепления водителей свето.м встречных транспортных средств.
Устройство работает следующим образом.
Стационарная радиопередающая станция I передает сигнал определенной частоты, который принимается приемным блоком 2, установленным на каждом участвующем в движении транспортном средстве. Приемный блок 2 выдает сигнал, равный или кратный по частоте и фазе сигналу радиопередающей станции на вход переключателя 3 фазы. Переключатель фазы 3 предназначен для изменения фазы сигнала, поступающего с выхода приемного устройства 2 на противоположную, в случае необходимости. Сигнал с выхода переключателя 3 фазы подается на вход синхронного прерывателя 4, предназначенного для подачи импульсного напряжения с частотой равной частоте и фазе сигнала на его входе на передние фары 5 и защитный экран 6 водителя. Передние фары 5 работают таким образом, что в течение одного полупериода они излучают свет, а в течение другого полупериода потущены, либо светятся слабым матовым светом, сравнимым со светом габаритных огней. Защитный экран 6 водителя работает таким образом, что в течение полупериода, когда собственные передние фары излучают свет, поле зрения водителя открыто, а когда передние фары потущены, поле зрения водителя закрыто.
При разъезде встречных транспортных средств их синхронные прерыватели работают с одной общей частотой. Частота вспыхивания передних фар и открывания поля зрения водителя у встречных транспортных средств одинакова. Фазы сигналов синхронных прерывателей могут либо совпадать, либо находиться в противофазе. В случае совпадения фаз сигналов синхронных прерыва телей встречных транспортных средств эти сигналы приводятся одним из водителей в противофазу с помощью переключателя фазы. Таким образом, при разъезде встречных транспортных средств их передние фары и защитные экраны водителя работают с одинаковой частотой и в противофазе. В тот момент, когда работают передние фары и открыто поле зрения водителя одного транспортного средства, передние
° фары встречного транспортного средства отключены и поле зрения закрыто. В следующую половину периода выключаются передние фары и закрывается поле зрения водителя первого транспортного средства,
, включаются фары и открывается поле зрения водителя встречного транспортного средства. Водитель видит лищь свет передних фар собственного транспортного средства и все, что ими освещено. Свет фар встречного транспорта водитель видит только в виде габаритных огней и их свет не ослепляет, а когда включены фары встречного транспортного средства, его поле зрения закрыто.
Частота импульсов света такова, что реализуется зрительный эффект непрерывности освещения.
Использование данного способа и устройства повыщает безопасность движения транспорта в ночное время путем уменьщения ослепления водителей светом фар транспортных средств, а вследствие этого резко возрастает безопасная скорость движения, тем самым возрастает пропускная способность дорог, увеличится гурзооборот.
55Формула изобретения
каждом транспортном средстве импульсного светового потока лобового освещения, синхронизированного с ним экранирования водителя от светового потока встречного транспортного средства и их синхронизации с импульсным световым потоком лобового освещения встречного транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повыщения безопасности движения транспорта в ночное время, синхронизацию формирования импульсного светового потока и экранирования водителя производят синфазно для всех транспортных средств, движущихся в одном направлении и в противофазе по отнощению ко всем транспортным средствам, движущимся в противоположном направлении.
ИЗ транспортных средств передние фары и связанный с ними синхронный прерыватель, выход которого соединен с защитным экраном водителя, отличающееся тем, что оно снабжено стационарной радиопередающей станцией и установленными на каждом транс портном средстве приемным блоком и переключателем фазы, при этом выход приемного блока соединен со входом переключателя фазы, вход которого связан со входом синхронного прерывателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1981-08-30—Публикация
1978-04-14—Подача