Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим системам построенным на базе вычислительных машин и предназначено для программированног обучения и ко нтропя знаний учащихся в различных учебных заведениях. Известно устройство содержащее источник питания, пульты учащихся, вклю: ающее реле, схему сравнения, соединенную с блоком индикации и через ивдикатор оценки - с регистрирую щим блоком, с блоком памяти и блоком управления ttj. Йейостаткаьм данного устройства являются огра шченные функциональные водмсякиости, вследст1вие отсутствия электрстиой вычислительной машигш в стру стуре и наличие в его составе ряда механичес|сих узлов 4 что сигасает нэдвкКость я увеличивает уровень шума в классе, котор отвяекает внимание учавёсихся Известно также устройство, содер жащее ЭВМ, коммутатор пультов уча- щихся, счетчик адресов, генератор импульсов, пульты учащихся, включающие блок ввода, регистр слова, триггер готовности. Устройство позволяет упростить систему связей пультов учаадхся с ЭВМ L2j. Недостаток этого устройства ог раниченные дидактические характеристики и нерациональный режим опроса пультов учащихся. Наиболее близким к предпагаемому является устройство для контроля знаний обучаё 4ых, которое содержит связанные соответствуювд м образом пульты учащихся, вклктающие блок ввода ответов, триггер состояния и регистр ответа, блок памяти, света, электронную шлчисяительную Машину, блок управле1шя прерываниями, элемент ИЛИ, блок управления коммутаторами, коммутатор пультов j счетчик введенных символов. Устройство позволяет 3 сократить аппаратурнь е затраты при реализации пультов учавдкхся, уменьшает количество связей пультами обучаемых я блоком памяти Сз2. Однако известное устройство имеет огра1шченные функционалыше возможносШ из-за отсутствия режима программированного обучения и адаптации к кндивияуалый)1м особенностям учащихся . Цель изобретения - расширение дидактических возможностей за счет адаптации устройства к темпу работы учащихся о УказйАнап цель достигается тем, что в известное обучающее устройство аодержа:|дее пульты обучаемых, соединенные первыми выходами: с пер-вымй входами ко мутатора пультов, вторь1ми Ш)1хОдами - со входами первого элемента ИЛИ,.третьими выходами со входами второго элемента ИЛИ, выход которого через блок управления .прерываниями подключен к первому входу блока программного управления и первому входу блока памяти учебной информации введены распределитель кодов, дешифратор, блок с-равнения и последовательно включенные сдвигающий регистр., элементы Н, блок tiSMHTH. адресов и формирователь кодовJ соединённый входаш с. четвеоTfaiMM выходами пультов обучаемых4 а выходами - со вторыми входами блока памяти учебной информации, выход которого подключен к первому входу бйока сравнения соединенного вторым входом с выходом коммутатора пультов. и первым и -вторьм выxoдa « соответственно со вторым входом блок управления прерываниями и вторым вхо дьм блока программного управления, третий вход которого подключен ко вт рому выходу блока памяти адресов средийённому со вторым входом комамутатЬра и с первым входом рас ределйтеля кодов второй вход которо го подключен к ВЫХОДУ блока програмMiwbro уттравлешя j а выхо - ко вхо дам пультов обучаемых первьй взсод сйнйгйнидйго регистра с выходом первого элемента ШШ, второй йход - с выходом блока уйравлешя нрёрйваниями, поаключенным ко второ му входу блоки памяти адресов. Причем формирователь Koijoie содер жит последовательно вкгаоченмме шйфгtsaTOf) artpeco&j элементы И и алемен ты И1Ш, сьеди«енмые е соот ветствукгщими входами и выходами формирователя. На фиг.1 изображена структура устройства j на фаг.2 - схема блока памяти адресов на фиг.З - схема управления записью формирователя кодов. Устройство состоит из пультов 1 учащихся, в состав которых входят регистр 2 сообщения, выходы которого соединень с Коммутатором 3 пультов, индикаторной панелью 4 и формирователем 5 импульсов, выход которого подключен к блоку 6 ввода ответов, соединенному выходами с индикаторной панелью 4, регистром 2, первым элементом Ш1Й 7, дешифратором 8 адресов и схемой управления записью формирователя 9 кодов, a ixofl элемента ИЛИ 7 соединен с прямым входом сдвигашего регистра 0 выходы которого, как и выходь дешифратора 8, яодкяюч еяы к элементам И П, связанным выходами с блоком 12 памяти адресов, тлквзш которого подсоединены к.коммутатору 3, блоку 53 программного управяейИя, распредедителю f4 кодов и формирователю 9, связанному выходами с блоком 15 памяти учебной Информация, выход которого подключен к блоку 16 сравнения, другим входом связанному с KON& yTaTopOM 3, а выходами подключенному к блоку 13 и блоку 17 управле11ия прерываниями, связанному с инйёрсным входом регистра 10, упраэляющийи входами блока 15, с входом блока 13.и через второй элемент ИЛИ 18 с формирователями.5 всех пультов I. Блок 13 подключен выходом к распределителю 14, соеданенному выходами с регистрами 2 всех пультов. Блок 12 включает в себя регистры 19, параллельные входы Которых подсоединены к элементам Н П, а параллельиле выходы - к формирователю 9. Последоаателькь1е выходы регистров 19 соедннеьЕЫ с коммутаторов 3, блоком 13 и распределителем 14, а управлякщие входы - с блоком 17, Схема управлений зштисью фо| мирователя 9 содержит шифратор 20 адресов, параллёльщйв входы которого сбединейы с блоком 12, а паралл1е4Ь1ш« вь1хода - с элемен тами Н 211 зщрузте выходы которых подключены if & всех пультов 1, а Bfeixofl - ,к эледентам HJM 22, кОторые связаяы вйкодамй с блоком 15. Йбучайзадее устрейство работает следУййрм образой.
5,8
По инициативе блока 13, согласно заложенной в него обучающей программе, через распределитель ТА выдаются задания последовательно для всех пултов 1. После этого блок 13 пере-хоаит в режим обработки фонених программ. Задания, содержан{ие учебйую информацию, ответ на контрольнъй вопрос и маркер конца сообщения принимаются на регистр 2 пультов 1 и выводятся обучаемому с помощью икцихаторной панели 4. Ознакомивашсь с дозой учебной информации, учащийся, пользуясь блоком 6, формирует ответ, который хранится в блоке 6 и поступает в индикаторную панель 4« В конце ответа формирует импульс конца сообще1шя, сбрасывающей последний маркерный разряд регистра 2 пульта 1 и поступаюдай в дешифратор 8 и . на вход элемента Ш1Й 7. Код адреса с выхода дешифратора 8 поступает на элементы И И, из которых открывается только тот, который соответствует свободной ячейке в блоке 12. Это обеспечивается регистром 10, на вход которого поступают сигналы готовности с элемента ИЛИ 7. включении элемента ИЛИ 7 единица в регистре 10 находится в разряде, указывающем на свободную первую ячейку в блоке 12. При поступлении очередного сигнала готовности единица зв регистре 10 сдвигается и коммутирует в следующий элемент И М В рёзультате в свободную ячейку записывается адрес пульта 1 (его номер), приславшего запрос Блок 12 реализован на регистрах 19 таким образом, что одну ячейку информ ии представляют одноименшие разряды всех регистров 19. Это позволяет обеспечить одновременньа сдвиг в блоке 15 ври поДаче на сдвиговые входа} 19 сигнала. В результате н«формация, записанная в первой ячейке (или первых разрядах всех регистров) теряется, и освобождается очередная ячейка. Выхода рдноимеяшйх разрядов всех регистров 19 подключены к шс атору 20. В результате с выходов шифратора 20 cmiмается сигнал, подключ одай через соответструняцке эл1ементы И 21 блок 6, Пёредаюйа1й йнформашио в блок 15 через эяемёнпл ИШ 22. Информация записывается в , йомер которой соот ветствует номеру ячейки блока 12. Блок 15 о га1шзовди аналогично блр
6
ку 12, в результате чего в одноименных ячейках блоков 12 и 15 хранится номер иульта 1 и информация (ответ), принятая с него. Таким образом, информация для обработки поставлена в свою очередь, организованную согласно очередности запросов. Обработка ответов начинается сразу после появления в первой ячейке блока 12 номера пульта 1, приславшего запрос пе)вым. Этот код поступает на вход блока 13, в распределитель 14 и коммутатор 3. Последний снимает информацию об эталонном ответе из нужного регистра 2 пульта 1 и передает на вход блока 16, на вторсй вход которого поступает из первой ячейки блока 15 ответ учащегося. После сравнения блок 16 запускает блок 17. В результате блок 13 прекращает работу по фоновой программе и воспринимает номер пульта 1 и результат сравнения, Исходя из результата и согласно обучающей программе, новое задание через подготовлен1а гй ранее распределитель i4 записывается в соответствукяций регистр 2 пульта 1. Поступление маркерной единищ в последний разряд регистра 2 вызывает положительный перепад напряжений на входе формирователя 5, с/ соторого снимается импульс поступаюпрй через элемент КШ 18 в блок 17. П)ерыванке снимается и сигнал е выхода блока 17 поступает на входы регистров 19 блока 12 и блока 13, а также на инверсный вход регистра 10, обеспечивая тем самым сдвиг записанной-в нем единицы в обратном направлении (для коммутации ячейтси с меньшим номером). Oднoвpe eино с выхода формирователя 5 сигнал поступает на вход блока и приводит ег. в исходное состояние. Операция продолжается до момента выполнения заданного числа з аданий всеми учащимися, что контролируется с помощью блока 13.
Предлагаемое устройство позволяет расширить Функциональные возможности за счет адаптации устройства к темпу ipiadonai учащегося. Учав91ЙС8 посе получершя нового задания имеет озможность дпя с блоком 13 не в очереди последовательного опоса, а в очереди по готовности отета . что создает условии дпя ускоенного процесса обучения более спообных яри сохранении npuetf
786
лемого режима обучения гшя всех остаяьных учащихся групп, Количественг ной характеристикой адаптации по темпу работы учащихся может служить время оятдаю я на обслуживание очередйого пульта обучаемого.
Формула изобретения
1, Обучанщее устройство, содержащее пульты обучаемых, соединенные пер выми вьпсодами с первыми входами коммутатора пультов, вторыми вь1ходами со дходш4И первого элемента ИЛИ, третьими выходаьш - со входами второго элемента ИЛИ, выход которого через блок управления прерываниями подключен к первому входу блока програкмного управления и первому входу блока памяти учебной информации отличающееся тем, что у с целью расширений дидактических возможностей устройства за счет адаптации устройства к темпу работы учащихся, оно содержит распределитель кодов, денмфгратор, блок сравнения и последователь но включенные сДвигаюииЙ регистр, элементы И, блок памяти адресов и формирователь кодов, соединенный входами с четвертыми шлходами пультов обучаемых, а выходыми - «со вторыми; входа14и блока памяти учебной информации, выход которого подключен к первому входу блока сравнения, соединенного вторым входом с выходом коммутатора пуль8 .
т.ов, а первьм и вторш выходами - соот1ветственно со вторым входом блока управле{шя прерываниями и вторым вхбдсм блока пpoгpa нoro управления третч|й вход которого подключен ко втоpo «y выходу блока памяти адресов соединенному со вторьм входом коммутатора пультов и с первым входом распреде штеля кодов, BTopcwi вход которого падкл}очен к выходу блока программного управдещя, а выходы - ко входам пультов обучаемых-, первый вход сдвиганяиего регистра соединен с выходом первого элемента ИЛИ, второй вход с выходом блока управления прерываниями, подключешвлм ко второму входу блока памяти адресов,
2,Устройство по rt,1, о т л и- Ч а ю щ е.е с я Тем, что, форьдарователь кодов содерйй1т последовательно включенные шифратор адресов, элементы И и элементы ЙШ, соединенные с соответствукадими входанш и выходами фор гароват« ля,
Источ{шки информаайи, принятые во вмнма дае при экспертизе : }, Авторское свидетельство СССР № 390553V кл, Q 09 В 7/02, 1973,
. 2, Авторское свидетельство СССР по заявке № 2667054/18-24, кл, Q 09 В 7/07, 1979,
3,Авторское свидетельство СССР ho заявке IP 254584 718-24, кл
кл, 3 09 В 7/07, 1978 (прототип).
imn
н9
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1979 |
|
SU851450A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU963065A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU976469A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU875434A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU734794A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1012317A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU936009A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU860113A1 |
Пульт преподавателя для обучающих устройств | 1984 |
|
SU1166163A1 |
Автоматизированный класс для обученияи КОНТРОля зНАНий ОбучАЕМыХ | 1979 |
|
SU836650A1 |
ля/г.
фие.2
н15
Авторы
Даты
1981-08-30—Публикация
1979-10-12—Подача