Изобретение относится к транспортному МсШ1иностроению. Известно устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства, содержащее фрикционную муфту с силовым цилиндром,зубчатую муфту режимов движения с подвижным элементом, гидроцилиндр, состоящий из корпуса, в котором расположены шток, соединенный с подвижным элементом зубчатой муфты режимов движения и , разделяющий внутреннюю полость корпуса на две - штоковую и бесштоковую, ручной клапан управле ния, связанный гидромагистралями с одной стороны с источником давления, а с другой - с гидроцилиндром и сило вым цилиндром фрикционной муфты Tl Недостатком этого устройства явля ется малая надежность включения муфты режимов движения. Цель изобретения - повышение надежности вкл1вчения зубчатой муфты ре жимов движения. Указанная цель достигается тем, что в устройстве на штоке гидроцидиндра выполнена кольцевая проточка, ширина которой больше длины хода поршня, а в корпусе, взаимосвязанном со штоком, выполнено две кольцевых проточки, одна из которых соединена гидромагистралью с силовым цилиндром а другая - с клапаном ручного управления, соединяющим в одном его рабочем положении штоковую полость гидроцилиндра с силовым цилиндром и через клапан ручногр управления - с источником давления, а в другом рабочем положении - бесштоковую полость гидроцилиндра с источником давления и с силовым цилиндром. На фиг. 1 изображена силовая передача транспортного средства; на фиг. 2 - устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средстваt на фиг. 3 и 4 -. устройство для управления ступенчатой коробкой передач в рабочих положениях. На фиг. 1 изображены двигатель внутреннего сгорания 1, коленчатый вал 2 этого двигателя, вал 2 соединяется пЪсредством преобразователя крутящего момента 3 и ведущей муфты 4 с устройством зубчатой передачи 5. Устройство зубчатой передачи 5 содержит ведущий вал 6 и выводной вал 7, параллельный ему, а первая передаточная система 8 для движения вперед и вторая передаточная система 9 для
вижения назад расположены параллельо друг другу между валами 6 к 7, то когда подвижный злеиент 10 переодится вправо и влево,передаточные истемы 8 и 9 попере.меянс включаются. ередаточная система 8 кмеет эубча-ое колесо 11, жестко с.монИ4рован1Чое a валу б, и ryфтa свободного хода 12 свободно установлена ка выводном алу 1, при этом муфта 12 имеет внутеннее зацепление 13 и наружное зацепление 14, причем наружное зацепление 14 соединяется с зубчатым колесоги 11. Вторая передаточная система 9 содержит зубчатое колесо 15, жестко смонтированное на эедуш.еы валу 6, зубчатое колесо 16, стзободно сидяш.ее на выводном валу 7.. к промежуточное зубчатое колесо 17,, поадинекное с Двумя зубчатыми колесами 15 л 16,Если таким образом, з,)деменг 10 муфты переключения в шпоко-шом соединении с выводным вглсы 7 переводится вправо или влево, он поочередно приводится в зацепление с внутренним зацеплением 13 и эубчат-взм колесом 16 попеременного приведения в действие передаточных систем 8 к 9.Помимо этого между валами б и 7 предусмотрены третья передаточная система 18 для малых оборотов и четвертая передаточ-ная система 19 для больших оборотов; которые размещены параллельно друг другу так,- что две передаточные системы 18 и 19 могут попеременно приводиться в действие Б зависимости от работы соответствующих км фрикционны.;;: муфт 20 и 21.
Согласно предполагаемому изобретению и ведущая 4 и 10 зубчатой муфты режимов движения приводятся в действие при помощи жидкости под давлением и для этой цели масляный насос 22, приводимый от дзигателя If служит в.качестве источника давленияf и на его всасывающей стороне имеется резервуар 23 дд1я: /хидкости.
Шток 24, кинематически связанный с элементом 10,- соединен с поршнем 25 и смонтирован подвижно в гидроцилиндре 26, работающим под масляным давлениемJ для обеспечения рабочего давления для перемещения элемента 10, а упомянутая муфта 4 содержит в себе работающий пол масляныгл давлением силовой цилиндр 27..
Гидроцилиндр 26.. работающий под масляным давлением, имеет гидромагистрали 28 и 29, которые взаимосвязэ-i ны соответственно со штоковой и бесштоковой полостями гидроцилиндра 26, образованных установленным в нем , поршнем 25 так, что когда ручной клапан 30 отводится от нейтрального положения N (фиг.2) назад к положению R, (фиг.З), гидромагистраль. 28 соединяется посредством указанного клапана 30 с масляньгм насосом 22,
гидромагистраль 29 соединяется припомощи клапана 30 с обратным резервуаром 23, но Кхогда клапан 30 отводится в положение О, как показано на фиг. 4, две гидромагистрали 29 и 23 соединяются в обратного порядке. А именно, если клапан 30 переводится влево, гидромагистраль 28 становится частью стороны высокого давления, так что поршень 25 перемещается вправо для перевода посредством штока 24 элемента 10 в сторону первой передаточной системы 9,- расположенной справа (фиг,- 1) , но если клапан 30 переводится вправо,, гидромагистраль 29 становится частью стороны высокого , давления, так что поршень 25 перемещае-ся влево для перевода посредством штока 24 элемента 10 з сторону второй передаточной систеглы 8, распо-чсженной с левой стороны (фиг, 1) .
Спапан 31 образован кольцевой проточрсой 32., выполненной на средней части штока 24. и двумя кольцевыг -ш проточками 33 и 34, выполненными в поршне гидроцилиндра 26, первая из которых соединена с гидромагистральЕз 28, а вторая - с силовым цилиндром 2 м;/фты 4. При перемещении злемента 10 вправо (фиг. 3) клапан 30 перемещается влево, когда такое перемещение достигает момента окончания, клапан 31 соединяет с помощью проточки 32 клапанные отверстия кольцевых проточек 33 и 34, посредством чего цилиндр 27 соединяется с гидромагистральго 28 со стороны высокого давления для качала работы. Тем временем, несмотря ка то, что как описывалось ранее, если клапан 30 перемещается зпразо, (фиг. 4), гидромагистраль 29 становится частью стороны высокого давления, посредством чего поршень 25, шток 24 и элемент 10 перемещается впево, если такое перемещение достигает поч-ви момента окончания его, клапан 31 соединяет при помощи проточки 32 кольцевую проточку 34 со штоковой полостью гидроцилиндра 26, посре,дством чего цилиндр 27 соединяется со стороной высокого давления для подачи в него масла под давлением .
Таким образом, посредством только разового приведения в действие вруч°ную управляемого клапана, может быть автоматически осуществлена последовательная подача напорной х идкости вначале в рычаг переключения для приведения его в действие, а затем непосредственно перед моментом окончания перемещения рычага, напорная жидкость подается к ведущей муфте для приведения ее в действие, исключается возможность подачи напорной гкидкости вначале к муфте по ошибке, и поэтому работа передачи стает безаварийной.
Формула изобретения
Устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства, содержащее фрикционную муфту с силовым цилиндром, зубчатую муфту режимов движения с подвижным элементом, гидроцилиндр, состоящий из : корпуса, в котором расположены шток, соединенный с подвижным элементом зубчатой муфты режимов движения, и поршень,разделяющий внутреннюю полость корпуса на две - штоковую и бесштоковую, ручной клапан управления, связанный гидромагистралями с одной стороны с источником давления, а с другой - с гидроцилиндром и с силовым цилиндром фрикционной муфты, отличающееся тем, что,с целью повышения надежности включения зубчатой муфты режимов движения, на
штоке гидроцилиндра выполнена кольцевая проточка, ширина которой больше длины хода Лоршня, а в корпусе гидроцилиндра, взаимосвязанном со штоком, выполнены две кольцевых проточки, одна из которых соединена гидромагистралью с силовым цилиндром, а другая - с клапаном ручного управления, соединяющим в одном его рабочем положении штоковую полость гидроцилиндра с силовым цилиндром и через
0 клапан ручного управления - с источником давления, а в другом рабочем положении - бесштоковую полость гидроцилиндра с источником давления и с силовым цилиндром. 5 Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1. Дзядык М.Н. и др. Гидромеханическая передача авто&уса. Транспорт М. , 1968, с. 68, рис. 46.
J:ZL..,
IS
с:
Фие.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозной привод прицепа | 1986 |
|
SU1342788A2 |
Гидрообъемное рулевое управление транспортного средства | 1989 |
|
SU1689180A1 |
ГИДРООБЪЕМНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2180633C1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Крутосколонный машинно-тракторный агрегат | 1980 |
|
SU869591A2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ | 2013 |
|
RU2531425C2 |
Система управления положением остова транспортного средства | 1985 |
|
SU1324872A1 |
Колесное транспортное средство | 1987 |
|
SU1418089A1 |
Прицеп-цистерна | 1982 |
|
SU1138355A1 |
Авторы
Даты
1981-08-30—Публикация
1969-02-07—Подача