Устройство автоматического переключения передач транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU861124A2

На чертеже изображена принципиальная схема устройства в нейтральном положении.

Устройство содержит центробежный регулятор 1 с грузами 2, муфту 3, которая посредством ролика 4 связана с рычагом 5, на котором подвижно установлены ползуны 6 и 7. Ползун 7 посредством тяги 8 соединен с золотником 9 аналого-дискретного преобразователя 10. Винтовая передача ,11 содержит два ведомых элемента 12 и 13, которые связаны соответственно с ползунами 6 и 7. Элемент 14 фиксирует ползуны 6 и 7 на рычаге 5.

Для задания одинаковых скоростных режимов центробежному регулятору 1 и центробежному регулятору 15 двигателя рычаг управления 16 соединен тягой 17 с рычагом управления 18 центробежным регулятором двигателя и тягой 19-с акселератором 20.

Рычаг 5 соединен пружиной 21 с рычагом управления 16. Аналого-дискретный преобразователь 10 состоит из золотника 9 и корпуса, в отверстии 22 которого расположен золотник 9. В отверстии 22 имеются три кольцевые проточки 23, 24 и 25. К проточке 23 по каналу 26 подводится под давлением рабочая жидкость гидросистемы коробки передач. В зависимости от положения золотника 9 относительно проточек 24 и 25 рабочая жидкость по каналам 27 и 28 подается к исполнительному механизму 29 на включение высшей или низшей передачи соответственно.

Таким образом, аналого-дискретный преобразователь 10 служит для преобразования аналогового сигнала в виде перемещения муфты 3 центробежного регулятора 1 в дискретные сигналы управления в виде давления рабочей жидкости в каналах 27 и 28.

Центробежный регулятор 15 двигателя посредством муфты 30, ролика 31 и рычага 32 связан с рейкой топливного насоса 33. Рычаг управления 18 центробежным регулятором 15 двигателя соединен с рычагом 32 пружиной 34.

Устройство работает следующим образом.

При загрузке двигателя, близкой к номинальному крутящему моменту, золотник 9 находится в нейтральном положении, и сигнал на переключение передачи не поступает. При уменьшении нагрузки частота вращения вала двигателя возрастает, и золотник 9 под действием центробежной силы инерции грузов 2, преодолевающей усилие пружины 21, посредством муфты 3, ролика 4, рычага 5, ползунов 6 и 7 и тяги 8 перемещается вправо. При загрузке двигателя на 70-80% от номинального момента золотник 9 сообщает проточку 23 с проточкой 24, и в исполнительный механизм 29 по каналу 27 подается сигнал на включение высщей передачи. С увеличением нагрузки частота вращения вала двигателя уменьшается, что приводит к уменьшению центробежной силы инерции грузов 2. Под действием пружины 21, преодолевающей центробежную силу инерции грузов 2, золотник 9 перемешается влево в положение, соответствующее включению низшей передачи. При превышении загрузки двигателя на 5-10% по сравнению с номинальным крутящим моментом золотник 9 сообщает проточку 23, с проточкой 25, и по каналу 28 подается сигнал на включение низшей передачи.

Так как загрузку двигателя характеризует положение рейки топливного насоса 33, то рейка топливного насоса 33 и золотник 9 аналого-дискретного преобразователя 10 двигаются синхронно при работе двигателя на любом скоростном режиме. Настройка синхронной работы центробежных регуляторов осуществляется путем одновременного перемещения ползуиов 6 и 7 относительно рычага 5 с помощью винтовой передачи И. При пе,ремешении нижнего ползуна 6 с роликом 4 изменяется плечо действия усилия пружины 21 по отношению к муфте 3 и тем самым компенсируется разница в усилиях пружины 34 центробежного регулятора 15 двигателя и пружины 21 центробежного регулятора 1, возникающая из-за различия в значениях их жесткостей. Однако при этом из-за различного положения роликов 4 и 31 относительно осей качания винтовой передачи 11 и рычага 32 достигается лищь синхронное движение муфт 3 и 30 центробежных регуляторов 1 и 15, так как при одинаковых перемещениях муфт 3 и 30 углы поворотов винтовой передачи 11 механизма и рычага 32 различны. Следовательно, величины перемещений золотника 9 и рейки топливного насоса 33 в этом случае также различны. Поэтому для обеспечения синхронного движения рейки топливного насоса 33 и золотника 9 одновременно с нижним ползуном 6 перемещается верхний ползун 7 таким образом, что соотнощение расстояний между осью качания винтовой передачи II и осями вращения ролика 4 и крепления тяги 8 на верхнем ползуне 7 остается постоянным. После настройки регулятора 1 ползуны 6 и 7 на рычаге 5 фиксируются элементом 14.

Таким образом, в предложенном устройстве автоматического переключения передач обеспечивается синх,ронное движение рейки топливного насоса и золотника аналого-дискретного преобразователя во всем диапазоне нагрузочных и скоростных режимов двигателя, что позволяет поддерживать его загрузку оптимальной путем своевременного переключения передач и за счет этого повысить производительность и топливную экономичность транспортного средства.

Формула изобретения

1. Устройство автоматического переключения передач транспортного средства по основному авт. св. № 634980, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности топлива путем обеспечения синхронной работы обоих регуляторов, кинематическая связь между регуляторами и золотником аналого-дискретного преобразователя выполнена в виде рычага с подвижно установленными на нем двумя ползунами, один из которых связан посредством ролика с муфтой центробежного регулятора, а другой посредством тяги - с золотником аналого-дискретного преобразователя винтовой передачи с двумя ведомыми элементами, каждый из которых связан с соответствующим ползуном, и элемента фиксации этих ползунов.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что винтовая передача выполнена с различным передаточным отношением перемещения ведомых элементов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 634980, кл. В 60К 41/06, 1978.

Похожие патенты SU861124A2

название год авторы номер документа
Устройство автоматического перек-лючЕНия пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА 1979
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Галюжин Сергей Данилович
  • Мрочек Владимир Иванович
SU797922A1
Устройство для автоматического переключения передач 1983
  • Бартошевич Зенон Иосифович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Чабан Владимир Федотович
  • Богдан Николай Владимирович
SU1111901A1
Устройство для автоматическогопЕРЕКлючЕНия пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА 1978
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Галюжин Сергей Данилович
  • Мрочек Владимир Иванович
SU846337A1
Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства 1979
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Галюжин Сергей Данилович
  • Солонский Александр Степанович
  • Мрочек Владимир Иванович
SU887285A1
Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства 1980
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Павлов Валентин Алексеевич
  • Галюжин Сергей Данилович
  • Солонский Александр Степанович
  • Мрочек Владимир Иванович
SU906735A1
Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства 1981
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Галюжин Сергей Данилович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Солонский Александр Степанович
  • Павлов Валентин Алексеевич
  • Кохановский Александр Александрович
SU948708A1
Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства 1981
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Галюжин Сергей Данилович
SU958153A1
Устройство автоматического переключения передач ступенчатой трансмиссии транспортного средства 1982
  • Бартошевич Зенон Иосифович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Чабан Владимир Федотович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU1046132A1
Устройство автоматического регулирования топливоподачи транспортного дизеля 1990
  • Бутов Владимир Иванович
  • Горшков Вячеслав Александрович
  • Крутов Виталий Иванович
  • Марков Владимир Анатольевич
  • Парфенов Борис Петрович
SU1714177A1
Устройство для управления автоматическим переключением передач транспортного средства 1980
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Галюжин Сергей Данилович
  • Мрочек Владимир Иванович
SU994310A1

Иллюстрации к изобретению SU 861 124 A2

Реферат патента 1981 года Устройство автоматического переключения передач транспортного средства

Формула изобретения SU 861 124 A2

SU 861 124 A2

Авторы

Тарасик Владимир Петрович

Солонский Александр Степанович

Галюжин Сергей Данилович

Сафонов Иван Иванович

Мрочек Владимир Иванович

Семенов Владимир Мефодьевич

Даты

1981-09-07Публикация

1979-05-15Подача