(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
1
Изобретение Огносится к области транспортного машиностроения, в частности, к устройствам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства с дизельным двигателем.
Известно устройство для автоматического переключения передач транспортного средства, содержащее аналого-дкскретный преобразователь, выполненный в виде управляемого двухпозиционного гидроаппарата, вход и выходь которого связаны соответственно с источником давления жидкости и исполнительным механизмом включения передач коробки передач транспортного средства, а золотншс кинематически связан с рейкой топливного насоса двигателя Cl .
Недостатком известного устройства является отсутствие задержки прохождения длительных мощных сигналов управления, возникающих при резкам изменении скоростного режима двигателя, обусловленного быстрым ручным изменением поПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ложения рычага управления регулятором двигателя.
Делью изобретения является повьпиение долговечности трансмиссии, обеспечение эффективного торможения двигателем и повышение безопасности движения путем исключения необоснованных переключений передач при резком изменении скоростного режима дизельного двигателя.
Указанная цель достигается тем, что
10 устройство для автоматического переключения передач снабжено корректором сиг-, налов управляющего воздействия в виде управляемого гидроаппарата, вход которого связан гидролинией с источником
15 давления жидкости, а первый и второй .выходы соответственно с входом аналого-дискретного преобразователя и {)езервуаром для жидкости, при этом гкдроаппарат состоит КЗ корпуса, подвижной отно20сительно корпуса гильзы с двумя проточ-ками и двумя рядами радиальных отверстий, золотника с двумя рабочими поясками, установленного в гильзе и кинематически связанного с- рычагом управления регулятором двигателя, и крышки, закреп левшой на торце гильзы, посредством которой между корпусом и противоположным торцом гильзы образована дополнительная полость корректора, связанная через дроссель с резервуаром с жидкостью, при этом золотпшс подпружинен относительно гильзы. Кроме того, в качест ве резервуара с лшдкостыо использован корпус регулятора двигателя. , Кроме того, при использовании устрой ства на транспортном средстве с регулятором двигателя, полностью заполненным топливом, корпус выполнен заодно с кор пусом топливного насоса, а дроссель выполнен в крышке гильзы и соединяет дополнительную полость, корректора с полостью корпуса регулятора через радиаль ный и осевые каналы, выполненные в золотнике. . На фиг. 1 изображена конструктивная схема предлагаемого устройства ; на фиг. 2 изменения в конструктивной схеме при установке корректора в корпусе топливного насоса. Устройство состоит из аналого-диск- ретного преобразователя 1, гидравлически связанного с исполнительным механизмом Золотник 3 аналого-дискретного преобра- зователя кинематически соединен с рейко топливного насоса 4 (например, с помощь тяги 5). Рабочая жидкость от источника питания к аналого-дискретному преобразователю подается по каналу 6 через корректор сигналов управляющего.воздействия 7, который состоит из гильзы 8 и установленного в ней золотника 9. В гильзе 8 имеются две проточки 10 и 11 и два ряда радиальных .отверстий 12 и 13 Золотник 9 имеет два рабочих пояска. 14 и 15 и кинематически связан с рычагом управления 16 регулятором двигателя 17 (например, с помощью тяги 18). Взаимодействие r ильзы 8 с золотником 9 осуществляется посредством пружины двустороннего действия 19, установленной между двумя тарелками 20 и 21. Тарелки 2О и 21 установлены ПОДБИЙШО на штоке 22 золотника 9. Тарелка 20 упирается в буртик 23 золотника, а тарелка 21- в стопорное кольцо 24. Этим обеспечивается возможность одностороннего перемещения тарелок относительно штока 22золотника. С противоположного торца гильза 8 закрыта крышкой 25, посредством которой между корпусом 26 IK гиль зой 8, которая подвижна относительно корпуса, образована полость 27, соединен ная через дроссель 28 с резервуаром 29, заполненным жидкостью. Корректор 7 сигналов управляющего воздействия связан с аналого-дискретным преобразователем и исполнительным механизмом 2 через каналы 30, 31, 32. Устройство, работает следующим образом. При резком ум.еньшении скоростного режима двигателя (резкий поворот рычага управления 16 по часовой стрелке) золотник 3 аналого-дискретного преобразователя перемещается вправо и сообщает канал 30 с каналом 31 включения, высщих передач. Одновременно золотник 9 перемещается вправо относительно гильзы 8, слсимая пружину 19. Гильза при этом практически остается неподвижной наличия жидкости в полости 27, быстрому вытеснению которой препятствует дроссель 28. Пояском 15 золотник перекрьюает радиальные отверстия 12, разобщая тем самым аналого-дискретный преобразователь с каналом 6, соединен- ным с источником питания, и сигнал на включение высшей передачи не поступает. 1 идкость из полости 27 под действием пружин 19 вытесняется через дроссель 28 в резервуар 29. Гильза 8 при этом медленно перемещается в исходное по отнощению к золотнику 9 положение, при котором отверстия 12 и 13 сообщаются между собой кольцевой проточкой золотника 9, чем обеспечивается подвод рабочей жидкости из канала 6 в канал 30. При резком увеличении скоростного ре-жнма (поворот рычага управления 16 против часовой стрелки) золотник 9 перемещается влево и пояском 14 перекрывает отверстия 13, разобщая тем самым аналого-дискретный преобразователь с источником питания. Включение низшей передачи в этом случае также не происходит, хотя золотник 3 аналого-дискретного преобразователя сообщает канап ЗО с каналом 32 включения низших передач. Жидкость из резервуара 29 при этом засасывается в полость 27 через дроссель 28, обеспечивая медленный возврат- гильзы 8 в исходное положение под действием пружины 19. Требуемое время задержки сигнала управления, обеспечиваемое корректором 7, зависит от сопротивления дросселя 28, жесткости пружины 19 и объема полости 27, Кроме того, оно определяется скоростью и величиной угла поворота рычага управления и, соответственно, скоростью и величиной перемещения золотника 9 относительно гштьзы 8.
С целью упрощения конструкции устройства в качестве резервуара 29 можно использовать корпус регулятора 17, заполненный маслом для смазки деталей регулятора.
При использовании устройства на транспортном средстве, регулятор двигателя которого полностью заполнен дизельным топливом корректор сигналов управляющего воздействия целесообразно устанавливать в корпусе топливного насоса. Дроссель 28 устанавливается в крышке 25, а в золотнике 9 выполняются радиальный и осевой каналы, для соединения полости 27 с полостью корпуса регулятора (фиг. 2),
Данное устройство позволяет исключить необоснованные переключения передач при резком изменении скоростного режима двигателя. Причем корректор сиг- v ного налов управляющего воздействия позволяет задерживать лишь сигналы управления, возникающие в процессе-резкого изменения скоростного режима двигателя, независимо от их длительности и не оказывае .влияния на прохождение сигналов управле ния,возникающих в процессе изменения нагрузки. Применение предлагаемого устройства позволит повысить долговечность- трансмиссии, обеспечить эффективное торможение двигателя, повысит безопасность движения транспортного средства при движении его в транспортных потЪках... Ожидаемый экономический эффект от использования изобретения составит около 9,5 руб на одно транспортное, средство Формула изобретения 1. Устройство для автоматического, переключения передач транспортного средства, содержащее аналогоН1Искретный преобразователь, выполненный в виде управляемого двухпозипионного гидроаппарата, вход и выходы которого связаны соответственно с источником давления жидкости и. испольнительным механизмом
включения передач коробки передач транспортного средства, а золотник кинематически связан с рейкой топливного насоса двигателя, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности трансмиссри, обеспечения эффективного торможения двигателем и повьпиения безопасности движения, оно снабжено корректором сигналов управляющего воздействия в виде управляемого гидроаппарата, вход которого связан гидролинией с источником давления жидкости, а первый и второй выходы - соответственно с входом аналого- дискретного преобразователя и рюзервуаром для жидкости, при этом гидроаппарат состоит из корпуса, подвижной относительно корпуса гильзы с двумя проточками и /ввумя рядами радиальных отверстий, золотника с двумя рабочими поясками, установленного в гильзе и кинематически связанс рычагом управления регулятором двигателя, и крышки, зак1эепленной на торце гильзы,посредством которой между корпусом и противоположным торцом гильзы образована дополнительная полость корректора, связанная гидродинией через дроссель с резервуаром для жидкости, при этом золотник подпружинен относительно гильзы. 2.Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что в качестве резервуара для жидкости использован корпус регулятора двигателя. 3.Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что при использовании его на тратспортном средстве .с регулятором двигателя, полностью заполненным топливом, корпус коррюктора сигналов управляющего воздействия выполнен заодно с корпусом топливного насоса, а дроссель выполнен в крышке гильзы и 6бединяет дополнительную полость корректора с полостью корпуса регулятора; через радиальный и осевые каналы, вьшолненные в золотнике. Источники информашга, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2845282, кл. В 6О К 41/О6, 29.11.79 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства | 1981 |
|
SU958153A1 |
Устройство для управления автоматическим переключением передач транспортного средства | 1980 |
|
SU994310A1 |
Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства | 1979 |
|
SU887285A1 |
Устройство автоматического перек-лючЕНия пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU797922A1 |
Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства | 1980 |
|
SU906735A1 |
Устройство для автоматическогопЕРЕКлючЕНия пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1978 |
|
SU846337A1 |
Устройство автоматического переключения передач транспортного средства | 1979 |
|
SU861124A2 |
Устройство автоматического переключения передач | 1983 |
|
SU1131689A1 |
Устройство стабилизации скорости транспортного средства | 1987 |
|
SU1428611A1 |
Устройство автоматического переключения передач | 1981 |
|
SU1088960A1 |
Авторы
Даты
1982-08-07—Публикация
1981-01-04—Подача