Стенд для испытаний опор скольжения турбомашины Советский патент 1981 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение SU862024A1

(54) СТЕНД для ИСПЫТАНИЙ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ Изобретение относится к стендам для испытаний опор скольжения турбомашины, преимущественно турбохолодильников систем кондиционирования воздуха. Известен стенд для испытаний опор скольжения турбомашины, содержащий размещенный в испытуемой опоре вал р цапфами и устройством для консольного крепления турбомгииины, устройст ва контроля частоты вращения вала и держатель испытуемых опор 1. Однако такой стенд принципиально не позволяет определить анизотропию демпфирующих свойств опоры скольжения (измерение силы демпфирования по окружной координате) и зависимост анизотропных демпфирующих .свойств от эксцентриситета цапфы в опоре скольжения. Так,например, для обеспечения необходимой для измерения демпфирова ния величины амплитуды прецессии При частоте вращения вала, превосходящей частоту синхронного резонанса жестко го вала в опоре скольжения, может потребоваться внесение дисбаланса такой величины, что ваш не сможет пройти резонансный режим из-за контактов цапфы с опорой. ТУРБО ШИНЫ Данный стенд не позволяет за один пуск вала осуществить ряд последовательных измерений с целью получения среднего выборочного значения величины демпфирования, так как амплитуды колебаний и угол сдвига фазы определяют на выбеге вала. Кроме TOiro, в этом стенде коэффициент демпфирования определяют обращением уравнений движения жесткого ротора, при этом используют экспериментально измеренные величины амплитуды и угла сдвига возмущающей си.пы и перемещения. Соответственно, погрешность измерения демпфирования будет зависеть в основном от точности измерения последних, а также от погрешности математической модели, используемой при составлении уравнений движения. Цель изобретения - повышение эффективности определения нелинейных демпфирующих свойств. Указанная цель достигается тем, что стенд снабжен дополнительными цапфами и опорами, расположенными у торца вала, цапфы, размещенные в испытуемой опоре, выполнены с эксцентричными осями, а держатель опорв виде стойки, установленной с возмэжностью возвратно-поступательного перемещения вдоль оси, проходящей через дополнительные цап(1ял вала.

На чертеже изображен стенд для измерения демпфирования опоры скольжения, общий вид.

Стенд содержит вал 1, снабженный турбинным приводом 2 и цапфами 3, размещенными в испытуемой опоре 4 скольжения, установленной в держателе 5, выполненном в виде стойки б, установленной с возможностью возвратно-поступального перемещения. Вал 1 имеет дополнительные цапфы 7, выполненные с эксцентричными осями, размещенные в дополнительных опорах 8. Стенд содержит устройство 9 контроля частоты вращения вала 1 и тензодатчики 10.

Измерения ведут следующим образом. Установив цапфу 3 вала I, имеющую наименьшее радиальное биение относительно дополнительных цапф 7 в испытуемую опору 4 скольжения, путем перемещения стойки 6 держателя 5 испытуемой опоры 4, соосной дополнительным опор SIM 8. тензометрируют тензодатчиками 10 усилия, передаваемые на корпус испытуемой опоры 4 скольжения (полную реакцию опоры) на заданной рабочей частоте вращения в выбранных характерных направлениях путем контроля частоты вращения устройством 9, После этого путем перемещения стойки 6 держателя 5 испытуемой опоры 4 вводят в последнюю цапфу 3, имеющую увеличенное радиальное биение. Процесс повторяют для всех величин радиального биения цапф 3 в пределах зазора испытуемой, опоры 4. При максимальном значении амплитуды прецессий цапфы 3, имитируемой радиальньви биением, после отключения привода 2 осуществляют поворот вала 1 в опорах 4 не менее чем на один оборот при частоте вращения 0,10,2 Гц. При этом тензометрируют упругую составляющую реакции опоры 4 скольжения в выбранных характерных направлениях. При частоте вращения 0,1-0,2 Гц составляющая реакции испытуемой опоры 4 скольжения за счет действия демпфирующих сил мала,, по сравнению с упругой составляющей реакции испы уемой опоры 4 скольжения, поскольку мала скорость прецессии. Вычитая из зарегистрированных на заданной рабочей частоте вращения усилий, передаваемых на корпус испытуемой опоры 4 скольжения, УСИЛИЯ, зарегестрированные при соответствующих величинах смещения поверхности цапфы 3 в испытуемой опоре 4 на частоте вращения 0,1-0,2 Гц, и силы инерции получают величины соответствующих реакций, определяемые искомым демпфированием. Изменением радиального биения, имитирующего прецессию цапфы 3 в испытуемой опоре 4 скольжения, определяют зависимость

демпфирования от величины эксцентриситета цапфы в опоре.

Стенд позволяет определить анизотропию демпфирующих свойств опоры скольжения в любых направлениях в процессе одного измерения (за один оборот на заданной частоте вращения и один оборот с частотой вращения 0,1-0,2 Гц), при этом позволяет осуществить любое количество последовательных измерений за один пуск, вала с целью получения среднего выборочного значения величины демпфирования.

Анализ показал, что точность определения демпфированил с использованием данного стенда примерно в 2-5 раз выше, чем при использовании известнбго стенда, а это достигается прямым измерением реакции испытуемой опоры в противоположность косвенным измерениям на известном стенде.

Таким образом, стенд позволяет повысить точность измерения величины нелинейных демпфирующих свойств опоры скольжения, обеспечивает возможность проведения любого числа измерений с целью получения среднего выборочного значения демпфирования за один пуск вала, упрощает математическую обработку результатов измерения, может быть использован для определения нелинейных демпфирующих свойств опор скольжения как при их исследованиях, так и в процессе контроля серийной продукции.

Формула изобретения

Стенд для испытаний опор скольжения турбомашины, содержащий размещенный в испытуемой опоре вал с цапфами и устройством для консольного крепления турбомашины, устройство контроля частоты вращения вала и держатель испытуемых опор, отличающийс я тем, что, с целью повышения эффективности определения нелинейных демпфирующих свойств, стенд снабжен дополнительнымицапфами и опорами, расположенными у торца вала, цапфы, размещенные в испытуемой опоре,выполнены с эксцентричными осями, а держатель опор - в виде стойки, установленной с возможностью возвратнопоступательного перемещения вдоль оси, проходящей через дополнительные цапфы вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Флеминг С.Д. Динамическая жесткость и дe шфиpoвaниe газовых радиальных подшипников с внешним наддувом. - Проблемы трения и смазки (М., Мир), 1971, № 1, с. 105110.

Похожие патенты SU862024A1

название год авторы номер документа
Способ измерения жесткости лепестко-ВОгО гАзОдиНАМичЕСКОгО пОдшипНиКАи СТЕНд для ЕгО ОСущЕСТВлЕНия 1979
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Луцкий Глеб Львович
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU838492A1
Способ измерения демпфирования опоры скольжения и стенд для его осуществления 1979
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Луцкий Глеб Львович
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU903728A1
Способ получения динамических характеристик опор скольжения и стенд для его осуществления 1989
  • Дьяченко Борис Павлович
  • Гербер Сергей Борисович
  • Бакаев Юрий Викторович
  • Китаев Дмитрий Федорович
  • Кудряшова Маргарита Николаевна
SU1746242A1
МНОГОЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2007
  • Ермилов Юрий Иванович
RU2350795C1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2007
  • Ермилов Юрий Иванович
RU2350794C1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВЫСОКОМОБИЛЬНЫХ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ 2020
  • Колесников Владимир Иванович
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Новиков Евгений Сергеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Харламов Павел Викторович
  • Буракова Марина Андреевна
  • Петрик Андрей Михайлович
  • Рябыш Денис Алексеевич
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Сангин Джасур Якубович
  • Коропец Петр Алексеевич
RU2745382C1
ГЕРМЕТИЧНО УПЛОТНЕННЫЙ ДЕМПФЕРНЫЙ УЗЕЛ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2014
  • Дельгадо Маркес Адольфо
  • Эртас Бугра Хан
  • Холлмэн Даррен Ли
  • Смит Уолтер Джон
RU2658620C2
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ РОТОРА 2014
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Антонюк Иван Александрович
  • Терешко Антон Герольдович
RU2585800C1
МЕТОД ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ ИЗНОСА ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ, ВЫПОЛНЕННОЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ 2019
  • Данилюк Александр Яковлевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Пыриков Павел Геннадьевич
RU2738600C1
Опора скольжения с подачей смазки под давлением 1989
  • Марков Дмитрий Валентинович
  • Доценко Владимир Николаевич
SU1702003A1

Иллюстрации к изобретению SU 862 024 A1

Реферат патента 1981 года Стенд для испытаний опор скольжения турбомашины

Формула изобретения SU 862 024 A1

SU 862 024 A1

Авторы

Брагин Арсений Николаевич

Луцкий Глеб Львович

Баранов Виктор Георгиевич

Даты

1981-09-07Публикация

1979-03-23Подача