(54) ЧУГУН С ШАРОВИДНЫМ ГРАФИТОМ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Чугун с шаровидным графитом | 1975 |
|
SU540936A1 |
Чугун с шаровидным графитом | 1980 |
|
SU956593A1 |
ЧУГУН ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК | 1997 |
|
RU2122042C1 |
Чугун | 1982 |
|
SU1077945A1 |
Чугун с шаровидным графитом | 1984 |
|
SU1184865A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН | 2008 |
|
RU2365659C1 |
ЧУГУН | 1990 |
|
RU2033458C1 |
Состав сварочной проволоки | 1980 |
|
SU941110A1 |
ИЗНОСОСТОЙКИЙ ЧУГУН | 2011 |
|
RU2448183C1 |
Чугун | 1983 |
|
SU1082855A1 |
Изобретение относится к ч металлургии, в частности к ф ним чугунам для изготовления ных колодок подвижного соста том числе с электромагнитным торможения. Известен чугун Ы следую мического состава, вес%: Углерод 2,7-4,3 1,4-3,5 Кремний ДО 0,3 Марганец 0,01-0,04 Магний 0,08-0,3 Кальций Редкоземельные 0,01-0,12 мет аллы Остальное Железо Наиболее близким к изобре по технической сущности и до мому результату является чуг шаровидным графитом J2} след химического состава, вес.%: 2,8-4,0 Углерод 2,8-4,5 Кремний 0,2-0,5 Марганец 0,02-0,04 Магний 0,03-0,06 Кальций Редкоземельные 0,02-0,04 металлы Остальное Железо Данный чугун с шаровидным графиобладает следующими характерис ами:Предел прочности 44-54 на разрыв, кгс/мм Относительное 2,5-9,0 удлинение, % твердость ИВ, 155-205 кгс/мм максимальная магнитная проницаемость М,до(КС, 1800-2200 Коэффициент трения в паре с рельсоврй и бандажной сталью при скорости,до 0,29-0,34 100 км/ч Как видно, этот чугун обладает ошими фрикционными характеристии и удовлетворительной магнитной ницаемостью для применения в катве тормозных колодок при электронитной системе прижатия тормозов, ако обладает недостаточной изнотойкостью. Целью изобретения является повыие износостойкости. Данная цель достигается тем, что ун с шаровидным графитом, содержащий углерод, кремний, марганец, магний, кальций, редкоземельные металлы и железо, содержит компоненты в следующем соотношении, вес.%:
2,5-4,0
Углерод
4,6-6,1
Кремний
0,2-0,5
Марганец
0,03-0,1
Магний
0,005-0,05
Кальций
Редкоземельные
0,01-0,05
металлы
Железо Остальное В качестве примесей чугун содержит, вес,%:
Сера 0,005-0,02
Фосфор 0,01-0,1
Хром,
никель,
медь и др. Не более 0,1
В отличие от известного, в предлагаемом чугуне повышено содержание кремния. Увеличение содержания кремния в чугунах ферритного класса с шаровидным графитом резко повышает износостойкость материала и улучшае прочностные характеристики, а также повышает магнитную проницаемость. При содержании кремния в чугуне свыше 6,1% переход к хрупкому разрушению смещается в область положительных температур и находится в интервале О - +20°С. При использовании чугуна в качестве материала для тормозных колодок при электромагнитном и механическом способе прижатия на скоростях до 100 км/ч торможение осуществляется без высоких ударных нагрузок и некоторое повышение хрупкости не ухудшает эксплуатационные свойства материала.
Содержание кремния менее 4,6% не обеспечивает нужного уровня износостойкости.
В табл. 1 приведен химический состав предлагаемого и известного
ЧУГУНОВ.
Исследования опытных плавок покзали, что в отливках сечением БОх л50 мм, полученных методом литья в земляные формы, чугун имеет ферПред- 1 2,5 4,6 0,2 0,10 0,005 0,01 лага-емыйчугун 3 4,0 6,1 0,5 0,03 0,05 0,05 Известныйчугун 4 3,5 3,6 0,3 0,05 0,05 0,03 0,02
ритную структуру без пор и выраженных макро-и микронеоднородностей.
Результаты испытания фрикционных характеристик приведены в табл. 2 и 3. Из приведенных данных видно, что у предложенного чугуна в паре с рельсовой и бандажной сталью коэффициент трения в режиме установившегося трения при различной скорости скольжения (табл. 2) устойчив как при механической, так и при электромагнитной системе прижатия и находится в пределах 0,25 и, 34. в режим торможения (табл. 3) путь до полной остановки у предлагаемого чугуна такой же, как и у известного.
Износостойкость образцов предложенного чугуна, определенная весовым методом и измерением линейного износа пары трения в процессе испытаний в установившемся режиме и при торможении, выше износостойкости известного чугуна на 15-40%.
Магнитная проницаемость/и.„,д предложенного чугуна с повышением содержания кремния имеет тенденцию к повышению и составляет 1900-2400 Гс/Э что на 3-5% ,.известного чугуна (табл. 4) .
Хорошие фрикционные характеристики предложенного чугуна, высокая износостойкость и магнитная проницаемость позволяют использовать его в качестве материала для тормозных колодок, в том числе и с электромагнитным способом прижатия. Предложенный чугун в паре с рельсовой и бандажной сталью обеспечивает высокую надежность торможения .при скорости до 100 км/ч,
Ожидаемый экономический эффект от внедрения предложенного чугуна для тормозных колодок трамвая на Киевском заводе электротранспорта им« Ф,Э-. Дзержинского составит около 20 тыс. руб. в год за счет увеличения срока службы колодок на 15 - 40%, а также экономии электроэнергии за счет уменьшения длины тормозного аути (0,0016 квт.ч на одном торможении трамвая).
Таблица 1 0,012 ОДО 0,10 Остальное0,005 0,01 Сле- ,15 0,01
а
S
с;
D
te
EH
CN
V
1Я
ю
kO гН
оо
со
V
V
оо VO
1Л
ю из
VO
т гН
гЧ
«
о о
VO
1Л
н
J3
п
ю
VO
«л
см
п
гг
о
го
чго
(N
к
о
го оо
о
гН го
го
о 1
г гм
о го
о м
CN
чЧ
го го
го
о
IN го
01
го го
а tf s ч ю d ЕМ
00
ел ««I
о 00
о
N
01 VO гН VO v4 гН
п о
00
VD О
Г О
VD СО
О О rs| v4
О
о «
тН го
о
о I
о
1
I
г- гч
o
У1
N (N
о
т
п
о
«г
о
I о
00 N
о го
го
v4.
ст « п
го
ч
к
О I
о I
о
I
О
a
о п
п
Гч)
сг
гиз п
m п
%
о I
л
о
N
го о
го
чfS VD
«a
1Л V)
D
из о ш
« VO VO
г
о со ю
оч
а о
1Л VO
1Л
VO го УЭ
го
о
VO VO
VO
Таблица д
магний, кальций, редкоземельные металлы и железо, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости, он содержит компоненты в следующем соотношении, вес.%: 2,5-4,0 Углерод 4,6-6,1 Кремний 0,2-0,5 Марганец 0,03 -0,1 Магний 0,005-0,05 Кальций Редкоземельные 0,01-0,05 металлы Остальное Железо Источники информации, нятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 61217, кл. С 22 С 37/04, 1969. 2.Авторское свидетельство СССР 40936, кл. С 22 С 37/04, 1975.
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1980-02-06—Подача