1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах стартеров.
Известна храповая муфта свободного хода, содержащая корпус, закрепленный на втулке, соединенной винтовыми шлицами с подпружиненным ведущим храповиком, и ведомый храповик, в котором смонтировано центробежное разъединительное устройство, имеющее грузики, контактирующие с конусной поверхностью кольца, установленного в ведущем храповике 1.
В такой муфте разъединение храповиков происходит при удерживании грузиков в контакте с конусной поверхностью кольца только действующими на грузики центробежными силами, что снижает надежность расцепления зубьев храповиков.
Известна также храповая муфта свободного хода, содержащая корпус, закрепленный на втулке, связанной шлицевым соединением с подпружиненным ведущим храповиком, и ведомый храповик, образующий с ведущим храповиком кольцевую полость, в котором расположено центробежное устройство, грузики которого прижаты к поверхносЧям кольцевой полости и
размещены в гнездах сепаратора, связанного с ведущим храповиком 2.
Однако в такой муфте недостаточна надежность центробежного устройства при разъединении храповиков.
Цель изобретения - повышение надежности .
Поставленная цель достигается за счет того, что иа каждом храпови10ке в кольцевой полости выполнены две концентричные канавки, при этом расстояние в осевом направлении между поверхностями внутренних канавок больше,чем расстояние между поверх15ностями наружных канавок, а одна из стенок каждого гнезда сепаратора выполнена наклонной к другой стенке.
На фиг. 1 показана предлагаемая храповая муфта свободного хода; на
20 фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Муфта имеет корпус 1, который соединен с ведущим валом 2. ,На валу 2 имеются винтовые шлицы 3, посредством которых через втулку 4 со
25 шлицами 5 осуществляется связь с ведущим храповиком 6. Ведомый храповик 7 установлен на прямых шлицах 8 ведомого ваша 9 с шестерней 10. Зубья храповиков б и 7 удерживаются
30 в зацеплении пружиной 11.
В разъеме храповики образуют кольцевую полость 12 криволинейного контура, в которой расположен сепаратор 13 с грузиками в виде шариков 14. Сепаратор имеет кольцо 15, одетое на периферийный участок зубье ведомого храповика 7 и фрикционно с ним связано. При этом зубья ведомого храповика 7 имеют наружный диаметр несколько больший, чем наружный диаметр зубьев ведущего храповика 6. Сепаратор имеет гнезда 16, одна из сторон которых наклонена к противоположной стороне. Кольцевая полость 12 на поверхности храповиков имеет кольцевые концентрические канавки 17. Расстояние между внутренними канавками больше, чем расстояние между наружными канавками. При зацепленных зубьях храповиков шарики 14 расположены по внутренней канавке, храповики в корпусе 1 фиксируются резиновым кольцом 18 И замковым кольцом 19, а шестерней 10 ведомый храповик 7 жестко связан двумя полукольцами 20.
Муфта свободного хода работает следующим образом.
При осевом перемещении корпуса 1 по шлицам вала 2 храповики 6 и 7 с шестерней 10 подходят к венцу маховика двигателя (не показан). Возможное утыкание зуба шестерни в зуб венца устраняется поворотом шестерни 10 при поступательном движении ведущего храповика 6 по винтовым шлицам 5 и сжатии пружины 11.
Шестерня 10 вводится в зацепление с маховиком, вал 2 начинает вращаться под нагрузкой, передавая крутящий момент через зубья храповой муфты на вал 9 с шестерней 10. Храповики 6 и 7 вращаются как единое целое, заодно с ними вращается сепаратор 13 S направлении, при котором шарики располагаются между кольцом 15 и наклонной стенкой и удерживаются от радиальных перемещений.
Двигатель запущен. В режима обго на храповик 7 становится ведущим и
имеет обороты, превышающие обороты вала 2. При этом сепаратор 13 вращается в направлении, при котором шарики 14 прижаты к вертикальной стенке гнезда и под действием центробежных , сил готовы переместиться в радиальном направлении. Начинается проскальзывание кулачков с осевым перемещением храповика 6 и сжатием пружины 11. Шарики устремляются в радиальном направлении и занимают наружную кольцевую канавку 17, обеспечивая размыкание храповиков 6 и 7 и удерживание их в этом положении с постоянным гарантированньЕм зазором во время обгона.
Формула изобретения
Храповая муфта свободного хода,
0 содержащая корпус, закрепленный на втулке, связанной-шлицевым соединением с ведущим храповиком, подпружиненным к ведомому храповику, образующему с ведущим храповиком кольf цевую полость, в которой расположено центробежное устройство, грузики jKOTOporo поджаты к поверхностям кольцевой полости и размещены в гнездах сепаратора, связанного с ведущим храповиком, о тл ич а ю щ аяс я
0 тем, что, с целью повышения надежности, на каждом храповике в кольцевой полости выполнены две концентричные канавки, при этом расстояние в осевом направлении между поверхностями внутрениих канавок больше, чем расстояние между поверхностями наружных канавок, а одна и§ стенок каждого гнезда сепаратора выполнена наклонной к другой стенке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патёнт США 3263509, 74-6, 1971.
2.Патеит США № 3646820, 74-6, 1972 (Прототип).
15
w
L
Фиг.1
16
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод стартера для запуска двигателя внутреннего сгорания | 1973 |
|
SU735818A1 |
Храповая муфта свободного хода | 1974 |
|
SU521412A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2289045C2 |
ВОГСОЮЗНАЯ Iii;i.:?r-t,-;u^':E;iiAj<У;^',*' Л: ;.:кд i | 1972 |
|
SU328602A1 |
Веломобиль | 1986 |
|
SU1399210A1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА С ОТКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВОДА | 2002 |
|
RU2230952C2 |
ХРАПОВАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU404283A1 |
Реверсивная храповая муфта | 1977 |
|
SU684197A1 |
Узел соединения валов | 1990 |
|
SU1762025A1 |
Привод стартера для двигателя внутреннего сгорания | 1974 |
|
SU638278A3 |
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1979-07-23—Подача