Изобретение относится к двигателестроению, в частности к приводам .стартера для запуска двигателей внутреннего сгорания. Известен привод стартера, содержащий корпус, расположенные в нем ведущую шлицевую втулку и шестергао и связывающую их храповую муфту свободного хода. Ведомый храповик муфты закреплен на хвостовике шестерни, а ведущий - на винтовых шлицах ведущей шлипевой втулки с возможностью осевого перемещения Внутри привода между ведущим храповиком и шлицевой втулкой в отверстиях выполненных в хвостовике шестерни, установлены шарики. На внутренней по- . верхности ведущего храповика имеется канавка. В эту канавку заходят шарики под воздействием центробежных сил после разъединения храповиков и таким образом удерживают храповики разъединенными при определенных оборотах вращения шестерни стартера, устраняя тем самым шум и износ храповых зубьев муфты i . Недостатком известного привода являются его большие осевые и радиальные габариты, что вызвано установкой Центробежного разъединительного механизма между шлицевой втулкой и ведущим храповиком. Такое размещение н конструкция этого механизма значительно усложняют детали привода и затрудняют сборку. В случае загрязнения канавки, что неизбежно происходит в процессе эксплуатации, шарики не обеспечивают надежного фиксирования храповиков, что приводит к их интенсивному износу и снижению надежности привода. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности привода. Это достигается тем, что на наружной поверхности ведущего храповика выполнены пазы, в которых установлены сухари, взаимодействующие с внутренней поверхностью корпуса привода.
На фиг. 1 изображен привод, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.
(. 1.,
В корпусе 1 привода распопбженьГ
ведущая шлицевая втулка 2 и шестерня S. Втулка 2 имеет шлицы 4 для соедийейияс валом стартера и винтовые шлиЦЬ1 5 на наружной поверхности. Ведущий храповик 6 поджат в зацепление с ведомым храповиком 7 пружиной 8 и установлен на винтовых шлицах 6 ведущей шлицевой втулки 2 с возможностью осевого перемещения. Ведомый храповик 7 сопряжён шлицами 9 с шестерней 3. На наружной поверхности ведущего храповика 6 выполнень продольные пазы 10, в ко.торых установлены сухари 11. В осевом направлении сухари 11 зафиксированы от смещения запорной шайбой 12 и торцом 13 проточки корпуса 1. Сухари Ц могут быть выполнены либо из металла, либо из износостойкой пластмассы, например текстолита. Выступы 14 запорной шайбы 12 входят в соответствующие пазы 15 корпуса 1, тем самым ограничивая перемещение шайбы 12 и .не позволяя ей заклинить сухари 11. В другом направлении запорная шайба удерживается в корпусе стопорным кольцом 16. Запорная шаба 12 установлена на ведущей шлипевой втулке 2 до упора в торец шлицев 5 и удерживается деталями 17 и 18 втулки отводки и пружинным кольцом 19. Между ведомым храповиком 7 и дном 20 корпуса 1 установлено демпферное кольцо 21 из упругого материала, например маслобезостойкой резины. Кольцо 21 установлено с предварительным поджатием. Шестерня 3 с установленным на ее хвостовике ведомым храповиком 7 удерживается в корпусе 1 стопорным кольцом 22.
Прибод стартера работает следующим образом.
При включении стартера привод под воздействием пальцев рычага (на чертеже не показаны), yci-aiftositeifflbix во втулке.отводки, образованной деталями 17 и 18, перемешаемте я вдоль вала стартера в зацепление с зубчатьШ BeiHiIoW маховика запускаемого двигателя. jПвижeниe привода ограничено упорюм, установленным н на валу. После зацепления шестерни 3 привода с зубчатым венцом маховика включается стартерный электродвигатель, й йртгвой начйтааёт прокручивать i маховик двигателя. При этом крутящий vfoKieJrr от вала стартера передается на ведущую
шлицевую втулку 2, далее через винтовЕ 1е шяицы 5 на ведущий храповик 6 ,с него на ведомый храповик 7 и далее через шлицы 9 на шестерню 3,. Так как ведущи храповик б сопряжен с ведущей шлицевой втулкой 2 винтовыми шлицами 5, при передаче крутшего момента он за счет осеBbix сил, возникающих в этом соединении, будет стремиться сойти со шлицов. При этом он воздействует через ведомый храповик 7 на демпферное кольцо 21, стремдаь сжать его. За счет этого снижiaютcя ударные нагрузки на детали привода, возникающие в момент вкюлючеНия привода и в случае внезапной остановки запускаемого двигателя после запуска. При вращении привода сухари 11 за счет центробежш 1Х сил прижимаются к внутренней поверхности корпуса I. После запуска двигателя ведомый храповик 7, а вместе с ним и корпус 1, начнут вращаться быстрее , чем ведущий храповик 6 и сухари 11, которые будут вращаться с оборотами, равными оборотам холостого хода стартера. Сила прижатия сухаря 11 к поверхности корпуса 1 зависит от его массы, радиуса центра тяжести и угловой скорости и достигает вполне определенной величины.
В точке контакта сухаря 11 с поверхностью корпуса 1 при их относительном вращении возникает сила трения, которая направлена касательно к поверхности ведущего хр1аповик а и создает момент трения. Этот момент будет навинчивать ведущий храповик 6 на винтовые шлицы 5 ведущейшлицевой втулки 2, при этом будет возникать осевое усилие. Угол наклона винтовых шлицов 5 подобран таким образом, чтобы осевое усилие от тормозного момента было больше усилия пружины 8 и разъединяло храповики б и 7.
С:иль1 трения сухарей о. внутреннюю поверхность KOpiQTca, возникающие при вращений привода, меняют направление в зависимости от того, какой элемент храповой муфты является ведущим - шлицевая втулка иЯй шеютерня, и в зависимости от этого перемещают ведущий храповик В сторойузацепления или из зацепления с ведомым храповиком. Таким образом, эффект разъединения храповиков достигается более простым путем.
Кроме того, достигается устранение щума зубьев храповиков после запуска и опасности их интенсивного износа. В случае если двигатель начнет глохнуть скорости вращения храповиков уравнива
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Храповая муфта свободного хода | 1974 |
|
SU521412A1 |
Привод стартера | 1974 |
|
SU543777A1 |
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Храповая муфта свободного хода | 1979 |
|
SU863921A1 |
Привод стартера для двигателя внутреннего сгорания | 1974 |
|
SU638278A3 |
ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
SU1834414A1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2449165C1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2013 |
|
RU2541345C1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2490511C1 |
Приводной механизм стартера для двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1103009A1 |
Авторы
Даты
1980-05-25—Публикация
1973-11-19—Подача