Привод стартера для запуска двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1980 года по МПК F02N15/06 

Описание патента на изобретение SU735818A1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к приводам .стартера для запуска двигателей внутреннего сгорания. Известен привод стартера, содержащий корпус, расположенные в нем ведущую шлицевую втулку и шестергао и связывающую их храповую муфту свободного хода. Ведомый храповик муфты закреплен на хвостовике шестерни, а ведущий - на винтовых шлицах ведущей шлипевой втулки с возможностью осевого перемещения Внутри привода между ведущим храповиком и шлицевой втулкой в отверстиях выполненных в хвостовике шестерни, установлены шарики. На внутренней по- . верхности ведущего храповика имеется канавка. В эту канавку заходят шарики под воздействием центробежных сил после разъединения храповиков и таким образом удерживают храповики разъединенными при определенных оборотах вращения шестерни стартера, устраняя тем самым шум и износ храповых зубьев муфты i . Недостатком известного привода являются его большие осевые и радиальные габариты, что вызвано установкой Центробежного разъединительного механизма между шлицевой втулкой и ведущим храповиком. Такое размещение н конструкция этого механизма значительно усложняют детали привода и затрудняют сборку. В случае загрязнения канавки, что неизбежно происходит в процессе эксплуатации, шарики не обеспечивают надежного фиксирования храповиков, что приводит к их интенсивному износу и снижению надежности привода. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности привода. Это достигается тем, что на наружной поверхности ведущего храповика выполнены пазы, в которых установлены сухари, взаимодействующие с внутренней поверхностью корпуса привода.

На фиг. 1 изображен привод, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.

(. 1.,

В корпусе 1 привода распопбженьГ

ведущая шлицевая втулка 2 и шестерня S. Втулка 2 имеет шлицы 4 для соедийейияс валом стартера и винтовые шлиЦЬ1 5 на наружной поверхности. Ведущий храповик 6 поджат в зацепление с ведомым храповиком 7 пружиной 8 и установлен на винтовых шлицах 6 ведущей шлицевой втулки 2 с возможностью осевого перемещения. Ведомый храповик 7 сопряжён шлицами 9 с шестерней 3. На наружной поверхности ведущего храповика 6 выполнень продольные пазы 10, в ко.торых установлены сухари 11. В осевом направлении сухари 11 зафиксированы от смещения запорной шайбой 12 и торцом 13 проточки корпуса 1. Сухари Ц могут быть выполнены либо из металла, либо из износостойкой пластмассы, например текстолита. Выступы 14 запорной шайбы 12 входят в соответствующие пазы 15 корпуса 1, тем самым ограничивая перемещение шайбы 12 и .не позволяя ей заклинить сухари 11. В другом направлении запорная шайба удерживается в корпусе стопорным кольцом 16. Запорная шаба 12 установлена на ведущей шлипевой втулке 2 до упора в торец шлицев 5 и удерживается деталями 17 и 18 втулки отводки и пружинным кольцом 19. Между ведомым храповиком 7 и дном 20 корпуса 1 установлено демпферное кольцо 21 из упругого материала, например маслобезостойкой резины. Кольцо 21 установлено с предварительным поджатием. Шестерня 3 с установленным на ее хвостовике ведомым храповиком 7 удерживается в корпусе 1 стопорным кольцом 22.

Прибод стартера работает следующим образом.

При включении стартера привод под воздействием пальцев рычага (на чертеже не показаны), yci-aiftositeifflbix во втулке.отводки, образованной деталями 17 и 18, перемешаемте я вдоль вала стартера в зацепление с зубчатьШ BeiHiIoW маховика запускаемого двигателя. jПвижeниe привода ограничено упорюм, установленным н на валу. После зацепления шестерни 3 привода с зубчатым венцом маховика включается стартерный электродвигатель, й йртгвой начйтааёт прокручивать i маховик двигателя. При этом крутящий vfoKieJrr от вала стартера передается на ведущую

шлицевую втулку 2, далее через винтовЕ 1е шяицы 5 на ведущий храповик 6 ,с него на ведомый храповик 7 и далее через шлицы 9 на шестерню 3,. Так как ведущи храповик б сопряжен с ведущей шлицевой втулкой 2 винтовыми шлицами 5, при передаче крутшего момента он за счет осеBbix сил, возникающих в этом соединении, будет стремиться сойти со шлицов. При этом он воздействует через ведомый храповик 7 на демпферное кольцо 21, стремдаь сжать его. За счет этого снижiaютcя ударные нагрузки на детали привода, возникающие в момент вкюлючеНия привода и в случае внезапной остановки запускаемого двигателя после запуска. При вращении привода сухари 11 за счет центробежш 1Х сил прижимаются к внутренней поверхности корпуса I. После запуска двигателя ведомый храповик 7, а вместе с ним и корпус 1, начнут вращаться быстрее , чем ведущий храповик 6 и сухари 11, которые будут вращаться с оборотами, равными оборотам холостого хода стартера. Сила прижатия сухаря 11 к поверхности корпуса 1 зависит от его массы, радиуса центра тяжести и угловой скорости и достигает вполне определенной величины.

В точке контакта сухаря 11 с поверхностью корпуса 1 при их относительном вращении возникает сила трения, которая направлена касательно к поверхности ведущего хр1аповик а и создает момент трения. Этот момент будет навинчивать ведущий храповик 6 на винтовые шлицы 5 ведущейшлицевой втулки 2, при этом будет возникать осевое усилие. Угол наклона винтовых шлицов 5 подобран таким образом, чтобы осевое усилие от тормозного момента было больше усилия пружины 8 и разъединяло храповики б и 7.

С:иль1 трения сухарей о. внутреннюю поверхность KOpiQTca, возникающие при вращений привода, меняют направление в зависимости от того, какой элемент храповой муфты является ведущим - шлицевая втулка иЯй шеютерня, и в зависимости от этого перемещают ведущий храповик В сторойузацепления или из зацепления с ведомым храповиком. Таким образом, эффект разъединения храповиков достигается более простым путем.

Кроме того, достигается устранение щума зубьев храповиков после запуска и опасности их интенсивного износа. В случае если двигатель начнет глохнуть скорости вращения храповиков уравнива

Похожие патенты SU735818A1

название год авторы номер документа
Храповая муфта свободного хода 1974
  • Чекмазов Владимир Сергеевич
  • Грушка Станислав
SU521412A1
Привод стартера 1974
  • Фролов Александр Сергеевич
  • Мартиросов Александр Григорьевич
  • Леонов Николай Иванович
  • Игнатов Владимир Константинович
SU543777A1
Комбинированная обгонная муфта 1986
  • Силов Сергей Николаевич
  • Балаев Анатолий Кашимович
SU1413324A1
Храповая муфта свободного хода 1979
  • Миронов Юрий Федорович
  • Цыпленков Юрий Александрович
  • Филатов Евгений Алексеевич
SU863921A1
Привод стартера для двигателя внутреннего сгорания 1974
  • Гарольд Р.Мортенсен
SU638278A3
ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1989
  • Гаврилин С.И.
  • Глатерман А.В.
  • Зайченко Е.Н.
SU1834414A1
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Киселев Александр Яковлевич
  • Зюзин Алексей Михайлович
RU2449165C1
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2541345C1
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2490511C1
Приводной механизм стартера для двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Крупский Вилен Ильич
  • Мальцев Василий Федорович
SU1103009A1

Иллюстрации к изобретению SU 735 818 A1

Реферат патента 1980 года Привод стартера для запуска двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 735 818 A1

SU 735 818 A1

Авторы

Атрушкевич Лариса Михайловна

Чекмазов Владимир Сергеевич

Александров Владимир Ильич

Пустотин Петр Алексеевич

Андреев Иван Андреевич

Даты

1980-05-25Публикация

1973-11-19Подача