(54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к лопаточны мапшнам и может быть использовано -в паровых и газовых турбинах. Известно рабочее колесо турбомапшны, содержащее лопатки, в отверстиях которьгх установлены два демпфирующих элемента, расположенных в плоскости вращения и выполненных в виде контактирующих отрезков проволоки с полу круглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении l . Однако из-за технологических откло нений при изготовлении и сборке не обеспечивается равномерное прижатие демпфирующих элементов одновременно ко всем лопаткам, а при соединении лопаток последних ступеней турбин могут возникать больпше статические напряжения, что снижает надежность. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является рабочее колесо турбомащины, содержащее лопатки, в отверстиях которых установлены демпфирующие элементы, объединяющие несколько соседних лопаток, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих, концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении 2 . Недостаток этого рабочего колеса в том, то в нем возможно появление значительных динамических напряжений в лопатках и демпфирующих элементах, а также отсутствует гарантированный контакт мелщу демпфирующими элементами и всеми лопатками, что снижает его надежность. Цель ;изобретения повышение надежности. Указанная цель достигается тем, что каждый отрезок проволоки установлен в отверстиях двух соседних лопаток и имеет длину концевых участков, составляющую 10-40% от шага лопаток, На фиг. 1 показано рабочее колесо продольное сечение; на фиг. 2 - развертка рабочих лопаток с демпферной связью. Рабочее колесо содержит лопатки в отверстиях которых установлены демпфирующие элементы 2, расположенные в плоскости вращения и выполненные в виде контактируюпщх отрезков проволоки с полукруглым сечением, имеющих концевые участки 3, расположенные вне профиля лопаток . Длина концевых / участков 3 составляет 10-40% от шага t лопаток 1. При вращении рабочего ко леса под действием центробежных сил демпфирующие элементы 2 прижимаются к лопаткам 1 и, так как разъемы элементов i., установленных в отверстиях одной и той же лопатки 1, сдвинуты в окружном направлении на один шаг {,, то демпфирующие элементы 2 объеди няют в единый пакет все лопатки 1 ра бочего колеса турбомашины. Такое вьшолнение рабочего колеса позволит обеспечить надежный контакт все.х лопаток с демпфирующими элементами. Поскольку каждый элемент контактирует только с двумя соседними лопатками, а выполнение длины концевых участков ц пределах 10-40% от ша 4 га лопаток снижает статические и динамические напряжения в лопатках и демпфирующих элементах, что повьпиает надежность. Формула изобретения Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, в отверстиях которых; установлены демпфирующие элементы, расположенные в плоскости вращения и вьшолнённые в виде контактирующих отрезков проволоки с полукруглым поперечным сечением, имеющих концевые участки, расположенные вне профиля лопаток и смещенные относительно друг друга в окружном направлении, о т лич ающе е с я тем, что, с целью повьш1ения надежности, каждый отрезок проволоки установлен в отверстиях двух соседних лопаток и имеет длину концевых участков, составляющую 10-40% от шага лопаток. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Шемтов А.З. Исследование элементов паровых и газовых турбин и осевых компрессоров. Сб. ЛМЗ № 6, Л,, Машгиз, 1960, с. 188-189, 2.Патент Великобритании № 998198, кл. F I Т, опубл. 1964.
Авторы
Даты
1981-09-23—Публикация
1978-09-19—Подача