Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к самобло кирующимся дифференциалам. Известен дифференциал транспортн,о го средства, содержащий две концентрично расположенные втулки соот&етственно с внешней и внутренней профильными поверхностями, связанные ки нематически с колесами транспортного средства, наисодящийся в зацеплении с ведомой шестерней главной передачи кольцевой сепаратор, установленный между втулками, и сухари, установленные в кольцевом сепараторе в шах матном порядке для одновременного взаимодействия с поверхностями втулок til. Недостатками прототипа явля-йтся: необходимость для изготовления дифференциала хромоникельвольфрамовой стали;, сложность обработки, рабочих поверхностей (цементация, закалка и фосфотирование, малая долговечность рабочих поверхностей, так как они работают вое время на тре-ние (по износу дифференциал работает только удовлетворительно) невозможность передачи всего крутящего момен та к отстающему колесу. Цель изббоетения - повышение долговечности путем уменьшения износа. Поставленная цель достигается тем, что каждый сухарь выполнен в виде двух подпружиненных один относительно другого элементов, установленных в кольцевом сепараторе с возможностью рсщиального перемицения, а профильные поверхности згулгч( выполнены ступенчатыми, при этом количество ступеней равно количеству подпружиненных элементов. Эти элементы могут быть выполнены в виде приэм с усеченными, вершинами. На фиг. 1 показан продольный разрез дифференциала; на фиг. 2 - блокировка дифференциала при движении вперед; на фиг. 3 - блокировка дифференциала при движении назад. Ведущей частью дифференциала является кольцевой сепаратор 1, расположенный между втулками 2 и 3 полуосей, в отверстия его установлены сухари 4, состоящие из двух элементов, прижатых при помощи пружин 5 к выступам, втулок полуосей. В паре сухари расположены друг от друга на расстоянии равном высоте Ьыступа втулок. Для установки прузкин внутренние торцы элементов сухаря 4 на глубину одну
третью часть длины просверлены, а наружные концы имеют форму приз.|лы с . усеченной вершиной, являющейся рабочей поверхностью. В сепараторе 1 двадцать четыре пары сухарей, расположенных в два ряда в шахматном порядке. Расстояние между выступами |двух втулок не менее суммы высот двух выступов.
Дифференциал работает следующим образом.
1. Движение вперед под действием тягового усилия. Сепаратор 1, вращаясь вместе с корпусом дифференциала через сухари 4, передает усилие на втулки 2 и 3 полуосей. Пружина 5 отодвигает призматические элементы сухарей на максимальное расстояние. Полуоси сблокированы. 2. Движение вперед накаюм. Двигатель отключен, в дифференциале втулки 2 и 3 полуосей становятся ведущими элементами. Сепаратор отстет от втулок. Призматические элементы сухарей 4 за счет сил трения .отжимаются между собой, сжимая при этом пружину 5. Сухари 4 заклиниваюся между обоймами, вращение передаеся от колеса к корпусу дифференциал
3.Движение назад под лействием тягового усилия . При этом ведущим является сепаратор. В том случае, как и при движении накатом, сухари
4 заклиниваются между втулками 2 и полуосей.
4.Поворот при движении вперед под действием тягового усилия. Как известно, для поворота требуется не равная частота врадцения втулок. В этом случае забегающая втулка сначала разгружается от передаваемого к колесу усилия, а заТем следующий выступ на втулке, сжимая пружину, утопляет сухарь в отверстие сепаратора, что освобождает забегающее колесо от передачи крутящего момента. При этом отстающее колесо передает максимальный крутящий момент.
По окончании поворота втулки имеют одинаковую частоту вращения и под действием пружин призматические элементы сухарей 4 выходят из сепаратора до упора в торцы втулок полуосей.
5. Поворот при движении вперед накатом и назад. При этом втулка забегакидего колеса своими выступами перемещает внутрь сепаратора сухари, находящиеся с ее стороны, а сухари со стороны отстающей втулки будут находиться между выступами отстающей втулки.
Таким образом, при прямолинейном движении вперед, назад и накатом дифференциал сблокирован. При поворотах и буксовании ведущих колес
отстающее колесо передает максимальное усилие.
Изобретение позволяет упростить конструкцию дифференциала, снизить 5 износ, что повышает его долговечность.
Формула изобретения
0 i- Дифференциал транспортного средства, содержащий две концентрично расположенные втулки соответственно с внешней и внутренней профильными поверхностями, связанные кинематически с колесами транспортного средства, находящийся в зацеплении с ведомой шестерней главной передачи кольцевой сепаратор, установленный между втул -, ками, и сухари, установленные в кольцевом сепараторе в шахматном порядке для одновременного взаимодействия с поверхностями втулок, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем уменьшения износа, каждый сухрь выполнен
5 в виде двух подпружиненных один относительно другого элементов, установленных в кольцевом сепараторе с возможностью радиального перемещения, а профильные поверхности втулок выQ полнены ступенчатыми, при этом количество ступеней равно количеству подпружиненных элементов.
2. Дифференциал по п.1, о т л ичающийо-я тем, что элементы выполнены в виде призм с усеченными вершинами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Анохин В.И. Отечественные автомобили. М., Машиностроение, 1968,
0 с. 547, рис. 327 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИФФЕРЕНЦИАЛ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКОЙ КОЛЕС | 1993 |
|
RU2119435C1 |
Дифференциал | 1987 |
|
SU1497074A1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В.П.ДЕМИНА | 1989 |
|
RU2010138C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ В.П.ДЕМИНА | 1997 |
|
RU2129232C1 |
Дифференциал транспортного средства | 1990 |
|
SU1714250A1 |
Дифференциал свободного хода транспортного средства | 1980 |
|
SU950556A1 |
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ КУЛАЧКОВЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 2002 |
|
RU2235931C1 |
Самоблокирующийся дифференциал ведущего моста транспортного средства | 1980 |
|
SU1072796A3 |
Дифференциал транспортного средства | 1991 |
|
SU1772009A1 |
Дифференциал транспортного средства | 1986 |
|
SU1361038A1 |
Авторы
Даты
1981-10-07—Публикация
1979-04-13—Подача