Дифференциал транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60K17/20 

Описание патента на изобретение SU1772009A1

Изобретение относится к автот ракторо- строению, в частности к устройствам межколесного привода транспортных средств.

Известен дифференциал, содержащий корпус, сателлиты, опорные чашки,, полуосевые шестерни и фрикционные муфты.

Недостатком данной конструкции является сложность изготовления и сборки, обусловленная наличием планетарного ряда с коническими зубчатыми соединениями, а также постоянное иегружение дисков фрикционной муфты, выключающейся лишь на поворотах и попадании колес на скользкий участок дороги. Для транспортного средства с таким дифференциалом характерно снижение блокирующего эффекта при перегрузках и уменьшении сцепления колес с дорогой.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой конструкции является дифференциал свободного хода, содержащий ведущую полумуфту с двумя кулачковыми венцами, посредством которых она контактирует с ведомыми полумуфтами, посаженными на полуосях транспор гного средства.

Недостатком данного дифференциала является отсутствие блокирующего эффекта при повороте транспортного средства, что в случае попадания внутреннего колеса в тяжелые дорожные условия, например, яму, приводит к уменьшению его проходимости.

Цель изобретения - повышение эффективности работы дифференциала при повороте транспортного средства путем частичной передачи крутящего момента на отстающее колесо.

Указанная цель достигается тем, что в известном дифференциале, содержащем ведущую полумуфту, соединенную через шлицы с корпусом и имеющую на торцовых поверхностях кулачки трапецеидальной формы, две контактирующие с ней ведомые полумуфты, расположенные на полуосях с возможностью перемещения и подпружиненные относительно них, и два помещенных в проточках ведущей полумуфты опорных кольца с выступами, кроме того, имеются две нормально разомкнутые фрикционные муфты, расположенные между корпусом дифференциала и соответствующими ведомыми полумуфтами, причем, осевое перемещение полумуфт определяется расстоянием до фрикционных дисков и по величине несколько меньше половины высоты кулачков.

Такая конструкция дифференциала позволяет при повороте транспортного средства иметь на отстающем колесе крутящий момент, определяемый фрикционной муфтой.

На фиг. 1 показан дифференциал транспортного средства, на фиг. 2 - взаимное положение кулачков ведущей и ведомой полумуфт и опорного кольца в выключенном

состоянии; на фиг. 3 - взаимное положение кулачков ведущей и ведомой полумуфт и опорного кольца в момент включения.

Дифференциал транспортного средства состоит из корпуса 1, в котором свободно

0 помещены ведомые полумуфты 2 и 3, посаженные на шлицы полуосей 4 и 5 с возможностью осевого перемещения по ним, и ведущая полумуфта б, связанная посредством шлицев с корпусом 1 и имеющая со

5 стороны полумуфт 2 и 3 кулачковые венцы и выточки, где располагаются опорные кольца 7 и 8. Контакт трапецеидальных кулачков ведущей полумуфты 6 с кулачками ведомых полумуфт, в одном из которых закреплен

0 штифт 9, осуществляется при помощи пружин 10 и 11, расположенных на полуосях. В пространстве между корпусом 1 и ведомыми полумуфтами помещены фрикционные ты 12 и 13, причем, расстояние от торца

5 ведомой полумуфты до дисков фрикционной муфты равно половине или несколько меньше высоты кулачка.

Дифференциал работает следующим образом.

0 При прямолинейном движении транс- поотиого средства угловые скорости корпуса 1 дифференциала и полуосей 4 и 5 равны. Ведомые полумуфты 2 и 3 под действием пружин 10 и 11 сцеплены кулачками с веду5 щей полумуфтой 6.

В случае возникновения перегрузки на полуосях кулачки венцов начинают выходить из зацепления и раздвигать полумуфты 2 и 3, сжимая пружины 10 и 11. Перемеще0 ние может осуществляться не далее, чем до фрикционных муфт 12 и 13. Достигнув их, полумуфты сожмут фрикционные диски и остановятся, Т.к. кулачки полностью не вышли из зацепления, то дальнейшая переда5 ча крутящего момента будет осуществляться через них и фрикционные пары, причем, величина передаваемых нагрузок будет выше на величину, опрэделяе- мому окружными силами в парах трения.

0 В режиме поворота транспортного средства корпус 1 дифференциала и полуоси 4 и 5 стремятся вращаться с различными угловыми скоростями. Кроме того, для блокированной оси на отстающем звене крутя5 щий момент значительно больше, чем на забегающем. Допустим полуось 4, а с ней и полумуфта 2 опережают во вращении корпус 1 и полумуфту 3. Ввиду разности крутящих моментов, а с ними и осевых сил трения в шлицевых соединениях полумуфта-полуось и .полумуфта-корпус, это опережение вызовет осевое перемещение полумуфты 2 и б влево, а полумуфты 3 вправо. Их движение будет осуществляться до полного выхода из зацепления кулачков полумуфты б и 3 и сжатия дисков фрикционных муфт 12 и 13. При торцевом относительном скольжении кулачков штифт 9 зацепит выступ опорного кольца 8, поведет его, и кулачки полумуфты 3 упрутся в эти выступы, которые не дадут им под действием пружин 10 и 11 соскочить во впадину. В результате кулачки полумуфты 2 и 6 окажутся сцеплены, полумуфты 6 и 3 разомкнуты, а диски фрикционных муфт 12 и 13 сжаты. .

Таким образом, тяговое усилие на полуоси 4 оказывается значительно больше усилия на полуоси 5, определяемого лишь действием сил трения, что не ухудшает маневренность транспортного средства, но повышает его проходимость.

После окончания поворота происходит выравнивание относительного вращения полумуфт 6 и 3. Кулачки полумуфты 3, опирающиеся на выступ кольца 8, движутся со- вместно с ним до тех пор, пока не набегут на кулачки полумуфты 6, которые несколько выше выступов кольца 8. При дальнейшем их относительном вращении, обусловленном тангенциальной деформацией шин,за- круткой трансмиссии и колебательным

движением транспортного средства, кулачки полумуфты 3 под действием распрямляющихся пружин сцепляются с кулачками полумуфты 6.

Формула изобретения Дифференциал транспортного средства, содержащий ведущую полумуфту, установленную подвижно в осевом направлении в корпусе дифференциала и имеющую на торцовых поверхностях кулачки трапецеидальной формы, две ведомые кулачковые полумуфты, расположенные на соответствующих полуосях с возможностью осевого перемещения и подпружиненные для связи с кулачками ведущей полумуфты, и два опорных кольца с торцовыми выступами, помещенные в соответствующих выточках ведуи(ей полумуфты для взаимодействия выступов с кулачками ведомых полумуфт в режиме отключения полуосей, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы дифференциала при повороте транспортного средства путем частичной передачи крутящего момента на отстающую полуось, между корпусом дифференциала и ведомыми полумуфтами помещены две нормапьно разомкнутые фрикционные муфты, причем расстояние от торцев кулачковых полумуфт до фрикционных дисков выполнено не более высоты кулачков.

Похожие патенты SU1772009A1

название год авторы номер документа
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 1988
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Ящук Николай Иванович
  • Белькович Александр Семенович
  • Комяк Игорь Михайлович
SU1539085A1
Устройство автоматической блокировкидиффЕРЕНциАлА ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Талашкевич Владимир Данилович
SU852651A1
Механизм блокировки дифференциала транспортного средства 1987
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Белькович Александр Семенович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Ящук Николай Иванович
  • Можаров Игорь Владиславович
  • Калина Алла Александровна
  • Буймов Ленар Никифорович
SU1411171A1
Механизм привода ведущих колес транспортного средства 1984
  • Федоров Евгений Алексеевич
  • Федоров Алексей Иванович
SU1168440A1
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 1988
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Ящук Николай Иванович
  • Белькович Александр Семенович
  • Комяк Игорь Михайлович
  • Жмыхова Ольга Викторовна
SU1539086A1
Механизм блокировки дифференциала транспортного средства 1983
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Афанасьев Николай Иванович
  • Трофимук Георгий Александрович
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Шац Леонид Залманович
  • Баршай Моисей Вениаминович
  • Мордухович Анатолий Владимирович
SU1142314A1
Механизм блокировки дифференциала транспортного средства 1986
  • Федоров Александр Матвеевич
SU1393663A1
ПРИНУДИТЕЛЬНО БЛОКИРУЕМЫЙ КОНИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Козлов Георгий Леонидович
RU2578082C1
Механизм блокировки дифференциала транспортного средства 1981
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Трофимук Георгий Александрович
  • Балицкий Владимир Александрович
  • Шац Леонид Залманович
  • Баршай Михаил Вениаминович
SU1079480A1
Механизм блокировки дифференциала транспортного средства 1979
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Балицкий Владимир Александрович
  • Бирич Владимир Владимирович
  • Высокосов Николай Николаевич
  • Гроховский Юрий Васлович
  • Никитин Вадим Александрович
SU770863A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 772 009 A1

Реферат патента 1992 года Дифференциал транспортного средства

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам межколесного привода. Цель изобретения - повышение эффективности работы транспортного средства при повороте. Дифференциал состоит из корпуса (К) 1, в котором ю 12 помещены ведомые полумуфты (П) 2 и 3, посаженные на шлицы полуосей 4 и 5 с возможностью осевого перемещения, и ведущая П 6, связанная с шлицами с К 1 и имеющая со стороны П 2 и 3 кулачковые венцы и проточки, где располагаются опорные кольца 7 и 8. Контакт кулачков П 6 с кулачками П 2 и 3, в одном из которых закреплен штифт 9, осуществляется при помощи пружин 10 и 11. Между К 1 и П 2 и 3 размещены фрикционные муфты (М) 12 и 13. На повороте П 6 и 2 смещаются относительно К 1 в одну сторону, а П 3 - в другую. При этом кулачки П 6 и 3 размыкаются, а диски М 12 и 13 сжимаются, момент на полуось 5 передается через М 13. 3 ил. Ј,6 /3 Я f 5 Ю О о ю

Формула изобретения SU 1 772 009 A1

h

vjnjv

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1772009A1

Дифференциал свободного хода транспортного средства 1987
  • Сазонов Игорь Сергеевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Похвалов Сергей Владимирович
  • Таяновский Георгий Александрович
SU1481101A1
кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 772 009 A1

Авторы

Гобралев Николай Николаевич

Сазонов Игорь Сергеевич

Роскач Андрей Григорьевич

Даты

1992-10-30Публикация

1991-02-13Подача