(54) ТОКОПРИЕМНИК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к электрифицированному транспорту и касается токоприемных усгройствэлектроподвижного состава. Известен токоприемник транспортного средства, содержащий раму, на которой закреплены барабаны с бесконечной лентой, на которой установлены контактные элементы fl. Известный токоприемник не позволяет обеспечить надежный токосъем при высоких скоростях движения подвижного состава. Целью изобретения является повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что токоприемник снабжен электро приводом, связанным с барабанами, дат чиком скорости вращения колес транспортного средства, датчиком скорости вращения барабанов и блоком сравнения/ причем выход каждого датчика связан соответственно с входами блока сравнения, выход которого соеди.нен с электроприводом. На фиг. 1 изображен токоприемник, вид сбоку} на фиг.2 - то же, вид спереди; на фиг. .3 - конструкция бес- конечной ленты. Токоприемное устройство содержит раму 1, на которой смонтированы два барабана 2 и 3, каждый из которьк имеет оси 4 и 5, гильзу 6, диск 7, электрощетки 8 и 9, электропривод 10, бесконечную ленту 11 с контактными элементами, блок сравнения 12, датчик 13 скорости вращения барабанов, .датчик 14 скорости вращения колесной пары. Барабаны закреплены на стойке 15, а подвижная часть рамы прикреплена к крышке 17 локомотива посредством пневмоцилиндров 18 и пружин 19. Стойки 15 стянуты болтом 20. На каждый из барабанов 2 и 3 надета и закреплена гильза 6 из токопроводящего материала, к которой с одного торца прикреплен диск 7 из токопроводящего материала, с которым с двух сторон по центру контактируют электрощетки 8 и 9, установленные подвижно в изолирующих трубках 21 и 22 пустотелых осей 4 и 5, закрепленных в стойках 15 и.23. Выступающие наружу концы трубок 21 и 22 имеют воздушные подводы 24 и 25,а через заглушенные торцы пропущены токопроводники 26 и 27 электрощеток 8 и 9, которые с обоих узлов устройства
подключены на сборную шину 28, связанную с электрооборудованием локомотива.
Калсдый барабан, например барабан 2, имеет шкив 29, соединенный ременной передачей 30 с электроприводом 10, установленным на реле 1 соосно шарнирному креплению стойки 15. Оба барабана с гильзами охватывает бесконечная лента 11, например из резиносодержащего материала, наружный слой которого выполнен с поперечными ребрами 31, между которыми расположены стержни 32. Между наружным и внутренним слоем расположена замкнутая лента 33 из токопроводящего материала, с которой скреплены с помощью заклепок 34 стержни 32, а заклепками 35 - внутренний слой реозиновой ленты 11.
головки заклепок 35 выступают из внутренней поверхности ленты 11, например на 0,5-1,0 мм, и имеют возможность для контактирования с гильзой б, а стержни 32, поперечник которых равен высоте ребер 31, имеют возможность контактирования с приводом 36 контактной сети.
С одним из барабанов 2 и 3 взаимодействует датчик 13 скорости вращения барабанов, а датчик 14 скорости вращения колесной пары - с приводом 37 локомотива. Оба датчика включены в цепь блока сравнения 12. С торцевой стороны междубарабанам - 2 и 3 установлены с каждой сторояы по два ветровых щитка 38 и 39 и по одному 40 и 41 от поверхностей вращения.Щитки 38 и 39 расположены под углом к вертикальной плоскости. Длина наклонно расположенных щитков 40 и 41 равна длине барабанов 2 и 3
Устройство работает следующим образом. При подаче воздуха из пневмосистемы локомотива в цилиндры 18 токоприемное устройство поднимается и бесконечная лента 11 со стержнями 32 входит в контактирование с проводом 36 контактной сети. При этом ток со стержней 32 по заклепкам .34, токопроводящей ленте 33 и заклепкам 35, контактирующих головками с гильзами 6 барабанов 2 и 3, поступает н диск -7, с которым контактируют электрощетки 8 и 9, поджатые к диску далением воздуха, поступающего в изолирующие трубки 21 и 22 по подводам 24 и 25 от пневмосистемы локомотива Со щеток. 8 и 9 по их токопроводникам 26 и 27 ток поступа.ет на сборну шину 28 и далее на электрооборудование локомотива.
В режиме б%з движения поезда электропривод 10 не получает питания и барабаны 2 и 3 не вращаются. В момент начала движения поезда посредством блока сравнения 12 на электропривод 10 подается ток и приводятся во вращение барабаны 2
и 3 с бесконечной лентой 11, которая перемещается по контактному проводу 36 согласованно с направлением и скоростью движения поезда.
Синхронность перемещения ленты 11 и поезда обеспечивается самонастраивающимся блоком сравнения 12, подключенным к выходам датчиков скорости 13 и 14, взаимодействующих с приводом ленты и колесной пары. Сравнивая сигналы датчиков, блок сравнения 12 задает нужную скорость вращен электроприводу 10.
При всех режимах движения взаимодействие стержней 32. в момент вступления их в контактирование с проводом 36 амортизируется как ребрами 31, так и креплением стержней заклепками к гибкой металлической ленте, заключенной между эластичными поверхностями слоев ленты 11, а снижение клебаний ленты обеспечивается наряду с применением для каждого барабана индивидуального привода, также ветровыми щитками 38 и 39 (по два встречных с обеих сторон от ленты), направляющими поток воздуха при движении поезда в пространство между барабанами, создавая повышенное давление на ленту с внутренней стороны. Щитки 40 и 41 при этом защищают устройство от аэродинамического воздействия.
Заданное положение стоек 15 и 23 с барабанами 2 и 3, а также натяжка бесконечной ленты 11, обеспечивается за счет натяжения пружины 16.
Отключение токоприемного устройства от контактной сети производят путем опускания устройства при содействии пружин 19 при отключенных пневмоцилиндрах 18.
Принудительное перемещение токо приемной ленты по контактному провод при движении «локомотива позволяет снизить износ контактных элементов.
Использование изобретения позволит повысить надежность токопередачи на скоростных локомотивах с меньшим числом токоприемников и увеличить срок службы контактного провода.
Формула изобретения
Токоприемник транспортного средства, содержащий раму, на которой закреплены барабаныс бесконечной лентой, на которой установлены контактные элементы, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен электроприводом, связанным с барабанами датчиком скорости вращения колес транспортного средства, датчиком
Авторы
Даты
1981-10-07—Публикация
1979-09-28—Подача