{54УЗАБОШЫ-Й КЛАПАН
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Клапанное устройство для отключения забойных механизмов | 1991 |
|
SU1810453A1 |
Клапан промывочный | 1979 |
|
SU825838A1 |
ТУРБОВИБРАТОР | 1993 |
|
RU2054520C1 |
ОБРАТНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ | 2010 |
|
RU2427702C1 |
Переливной клапан | 1988 |
|
SU1663173A1 |
Устройство для заглубления колонны направления с бурового судна | 1980 |
|
SU905412A1 |
Пластоиспытатель | 1990 |
|
SU1802108A1 |
Колонковый снаряд | 1990 |
|
SU1765355A1 |
Колонковый снаряд | 1991 |
|
SU1806258A3 |
Отклонитель | 1990 |
|
SU1768744A1 |
. . ., Г -. , , Изобретение относится к нефтегазодобывающей промыииенности, а именно к клапанам, предназначенным для огключе- , Иия забойных механизмов, в частности забойных двигателей. Известен забойный клапан, содержащий /корпус, втулку и затвср в форме шара Cll, Однако известный клапан не позврпяет отключать забойные механизмы. Поэтому в сдучае закупфкн турбобура нельзя произвести промьюку скважины с оцновргемен ным утяжелением бурового раствсра. В результате невозможно ликвидировать неф тегазопроявшние. Наиболее близким техническим решением к изобретению является клапан, содержащий корпус, с радиальными каналами, перекрываемыми втулкой, два шаровы с затвора с сеалами| верхнее из которых выполнено двусторонним 123 . Недостатком данного клапана является невозможность применения его в процессе бурения, в частности, для обеспечения циркуляция промывочной жидкости над забЫ ными двигателями. Цель изобретения - повышение1аадеж ности работы клапана совместно с забойными двигателями за счет обеспечения возможности прямой циркуляции жидкости в процессе бурения. Указанная цель достигается тем, что нижнее седло выполнено с периферийными, осевыми каналами. На фиг. 1 п(жазан забойный клапан в момент спуска его на колонне бурильных труб в скважину; на фиг. 2 - то же, в момент промывки скважины при отключенном забойном оборудовании. Забойный клапан состоит из корпуса I, имеющего радиальныекацалы 2, перекрььтые втулкой 3, затвора 4 в форме шара. Втулка 3 укреплена с помощью срезных э/ймент ж 5 и выполнена в верхней части двустороннего седла 6. В нижней части втулки 3 устанс®пено нижнее седло 7 с центральным 8 и йериферийными 9 каналами. Верхнее седло 6 вгудаи 3 выполнено поц бросовый шаровой затвор 10 (см. фиг. 2). На концах корпуса I нарезана резьба цпя соединения с бурильными трубами 11 и забойным оборудованием 12. В верхней части корпуса I жестко усанселено кольцо ограничиьающее движение втулки 3 вверх. Забойный клапан работает следующим образом. Клапан устанавливается в компсновке бурильной колонны над забойным двигателем (например турбобуром). Процесс бурения скважины с наличием в бурильной колонне забойного клапана ничем не отлича-. ется от бурения скважины при отсутствии клапана в колонне. . В момент появления признаков не(})тегазопроявлений в бурильную колонну забра сьшают затвор 1О, который после nocaj ки на седло 6 перекрывает внутренний канал колонны 11. Включив буровые насосы, срезают шрифты 5 и открывают радиальные каналы 2 (см. 4яг, 2). Производят прямую или обратную циркуляцию буровото раствора при соответству ющем режиме,, (производительности и да&лении). -Если это не дает возможности ликвишсровать нефтегазопроявление.то, про должая циркуляцию бурового раствора, про изводят его одновременное утяжеление. Возможность производства циркуляции минуя забЫ1ный двигатель превращает возможность) шламования его, закупорки проходного канала в трубах и, в результате, потери циркуляции. Возникновение такой ситуации неизбежно приводит к открытому фонтану. Наличие обратного клапана при нефггегазопроявлении через бурильные трубы. 8 54 при определенной скорости истечения пластового флюида, позволяет Перекрыть канал в трубах 11. Причем перекрытие канала в бурильных трубах происходит как при несрезанных штифтах 5, так и при открьнтых радиальных каналах 2. Применение предлагаемого клапана позволяет обеспечить надежное перекрытие канала бурильных труб в случае нефтегазопроявшния, а в процессе спеска бурового инструмента - обеспечить заполнение его промьюочной жидкостью. Клапан дает возмо;кность производить утяжеление бурового раствора и промывк г скважины, минуя забойный двигатель. Внедрение изобретения позволяет сократить затраты на бурение 1 скважины примерно на 543 руб. Формула изобретения Забойный клапан, содержащий корпус с радиальными каналами, перекрываемыми втулкой, два шаровых затвора с седлами, верхнее из которыхвыполнено двухсторонним, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы клапана совместно с забойными двигателями за счет обеспечения возможности прямой циркул5Гции жидкости в процессе бурения, нижнее седло выпо/шено с периферийными осевььми каналами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР М 419615, кл. Б 21 В 17/00, 1971. 2.Авторское свидетельство СССР 160130, кл. Е 21 В 17/ОО, 1962 (прототип).
х.. 874985
Фаг./
«Риг. 2
Авторы
Даты
1981-10-23—Публикация
1979-08-02—Подача