Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах, требуэщих разъемное сое динение валов, например, в системах отбора мощности подвижных энергетических установок. Известна конструкция устройства для соединения сменного хвостовика с валом, которые соединяются посред ством шлицевого соединения (11. Это устройство представляет собо короткий съемный вал отбора мсшност который посредством шлицев соединяе ся с трубчатым ведомым валом и блокируется в нем с помощью специального блокирующего устройства. Блоки рующее устройство состоит из шариков, которые находятся в радиальных отверстиях короткого вала и с помощ фасонной пробки, находящейся в расточке короткого вала, под действием пружины перемещаются к периферии. Войдя в сольцевую выточку в трубчатом валу, они блокируют короткий вал. Разблокировка производится специгшьным плунжером, с помощью которого фасонная пробка перемещается в направлении, противоположном Действию пружины, и тем CctMJM освобождает шарики, которые под действием собственного веса должны .выйти иэ кольцевой выточки трубчатого вала. Недостатками этой конструкции являются ее сложность и трудоемкость в изготовлении. Наличие трубчатых деталей предъявляет пошлаеиные требования к термообработке. В то же время шлицевое соединение не дает хорошей центровки сопрягаемых деталей, что может привести к чрезмерному радиальному биению короткого вала. того, разблокировка этого устройства не может быть полной, так как шарики возвращсиотся в исходное положение только под собственным , весом, и в нижерасположенных отверстиях они будут оставаться в положении блокировки. Вследствие этого для извлечения короткого вала из трубчатого необходимо приложить значительное усилие. Наличие сквозного отверстия в коротком валу ослабляет его прочность. этого, стандарта ми СЭВ, ИСО и СССР на хвостовик ВОМ сквозное отверстие не предусмотрено. Существенным недостатком этой конструкции в целом является относительно большая номенклатура деталей, влекущая за собой увеличение парка
станков, приспособлений и режущего инструмента.
Известно также устройство для соединения полого конца вала с ступенчатой цилиндрической деталью, содержашее вал со ступенчатым отверстием и установленную в ступен чатую цилиндрическую деталь, которая зафиксирована в отверстии вала от осевы5с перемещений стопорным кольцом 21.
Известное устройство обеспечивает достаточно простое и надежное соединение конца вала с цилиндрической деталью, типа сменного хвостовика, с фиксацией его от осевых перемещений. Однако оно не исключает взаимного проворота вала и смежного хвостовика при передаче крутящего момента, что делает непригодным его использование в силовых установках. Цель изобретения - создание технологичного, натяжного и нетрудоемкого устройства для соединения деталей, например, сменного хвостовика с валом, применение которого повысит например, универсальность валов отбора мощности (ВОМ), установленных йа подвижных энергетических установках.
Поставленная Цель дости.гается тем, что ступенчатая охватывающая деталь (например, сменный хвостовик) и ступенчатое отверстие охватывающей детали (например, вала) выполнены с сопряженными между собой цилиндрическими центрирующим и эксцентрично расположенными относительно .него поводковыми участками.
На чертеже изображен общий вид предлагаемой конструкции устройства для соединения деталей, например, сменного хвостовика с валом.
Сменный хвостовик 1 имеет центрирующую цилиндрическую поверхность 2, поводок-эксцентрик 3 и декомпрессициониый канал 4.
Вал 5 имеет центрирующую цилиндрическую расточку б, эксцентрично от-, носительно центрирующей рйсточке отверртие 7 и канавку 8 под стопорное кольцо 9.
При установке смейного хвостовик 1 в вал 5 он своей центрирукнаей цилиндрической поверхностью 2 и поводком-эксцентриком 3 соответственно входит в центри ующую расточку б и
отверст ие 7. Канал 4 предназначен для декомпрессии полости вала 5. Для стопорения сменного хвостовика 1 от осевого перемещения относительно вала 5 в канавку 8 устанавливается . стопорное кольцо 9. Центрирующая по. верхность 2 центрирует сменный хвостовик 1 в валу 5. Крутящий момент на сменный хвостовик 1 передается центрирующим и эксцентричными поверхностями за счет взаимнбго контакта.
Предлагаемое соединение сменного хвостовика с вашом не сложно по конструкции, не трудоемко в изготовлении. Центровка сменного хвостовика происходит по гладким цилиндрическим поверхностям, что обеспечивает высокую точность центрирования. Стопорение его стопорным кольцом простое конструктивно и как показала практика
0 надежно и удобно в эксплуатации. Кроме , сменный хвостовик соответствует всем требованиям стандартов СЭВ, ИСО и СССР. Небольшая номенклатура деталей в конструкции соелинения
5 способствует внедрению предлагаемого изобретения в производстве.
Годовой экономический эффект от внедрения предлагаемого соединения сменного хвостовика с валом составит 400 тыс. руб.
Формула изобретения
Безрезьбовое соединение, содержащее ступенчатую охватываемую деталь,. установленную в соответствующем отверстии охватывакоцей детали и зафиксированную в нем стопорным элементом, отличающееся тем, что,
0 с целью 1повышения надежности и улучшения эксплуатационных характеристик, охватываемая деталь; и поверхность отверстия охватываккцей детали выполнены с сопряженными между собой
J цилиндрическими и эксцентричйо расположенными относительно него поводковыми участками.
Источники информации, принятыв во внимание при экспертизе 0 1. Патент Франции 1558817, кл. В 60 К, В 62 D, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР № 219336, кл. F 16 В 21/18.
ww.w
N
7
Ф8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕРЖАТЕЛЬ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЛИ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ С МЕХАНИЗМОМ СТОПОРЕНИЯ | 2005 |
|
RU2361541C2 |
Безрезьбовое соединение | 1988 |
|
SU1539403A1 |
Устройство для протягивания отверстий (его варианты) | 1984 |
|
SU1235706A1 |
Устройство для крепления инструмента в шпинделе станка | 1984 |
|
SU1355114A3 |
Быстроразъемное соединение трубопроводов | 2018 |
|
RU2693947C1 |
Безрезьбовое соединение | 1986 |
|
SU1388592A1 |
РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ ЗАПОРНЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КЛАПАН МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА, ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР | 2007 |
|
RU2350813C1 |
ПАТРОН ДЛЯ ПЕРФОРАТОРА | 2007 |
|
RU2436667C2 |
РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ ЗАПОРНЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ КЛАПАН МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА, ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР | 2007 |
|
RU2347124C1 |
ЧЕТЫРЕХЛИНЕЙНЫЙ ДРОССЕЛИРУЮЩИЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С ПЛОСКИМ ПОВОРОТНЫМ ЗОЛОТНИКОМ И ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПРИВОДОМ МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА И ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ | 2008 |
|
RU2375610C1 |
Авторы
Даты
1981-10-23—Публикация
1979-01-22—Подача