1
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к механизмам привода стеклоочистителя автомобиля.
Известен механизм привода стекло- j очистителя автомобиля, содержащий реверсивный электродвигатель с установленным на его валу ротором, связанным с поворотной пластиной и кривошипом, и передаточный орган, имекхций подпру-jQ жиненный кулачок для взаимодействия со штырем концевого выключател:я электродвигателя LI.
В указанной конструкции ротор имеет дугообразный паз, а его поворот- .ная пластина, связанная с подпружиненным кулачком, соединена одним концом с дугообразным рычагом, другой конец которого смонтирован в указанном пазу.
При работе стеклоочистителя, т.е. 20 при вращении ротора с дугообразным рычагом в прямом направлении, кулачок механизма его привода не взаимодействует со штырем концевого выключателя, а при изменении направления вращения 25 ротора указанный кулачок за счет изменений положений дугообразного рычага и поворотной пластины взаимодействует со штырем концевого выключателя, что в конечндм итоге приводит к тормоЗО
жению электродвигателя. Однако, если реверсирование будет обеспечено оператором в ситуации, отличной от той, когда кулачок находится в.положении, предшествующем его контакту со штырем выключателя, при вращении ротора в прямом направлении, то на очищаемой поверхности ветрового стекла остается нежелательный след, поскольку щетка перед ее остановкой не успеет совершить полную очистку стекла, т.е. не пройдет своего полного пути.
Цель изобретения - повышение точности установки, щеток в парковое положение и повышение надежности.
Указанная цель достигается тем, что вал снабжен фрикционным элементом, а передаточный орган содержит связанный посредством перемычки с кулачком передаточный элемент, установленный на фрикционном элементе, при этом поворотная пластина имеет пару упоров для их поочередного взаимодействия с передаточным механизмом при изменении направления. вращения ротора и скошенную грань для захвата кулачка.
Кроме того, фрикционный элемент может быть выполнен в виде втулки с фланцем, а передаточный элемент в виде кольца, поверхность которого сопряжена с поверхностью фланца.
Кроме того, сопряженные поверхности фланца и кольца могут быть выполнены волнообразными, скошенная грань поворотной пластины может быть связана плоским участком с одним из ее упоров..
На фиг.1 изображен механизм привода стеклоочистителя автомобиля, продольный разрезj на фиг.2 - частичное изображение механизма привода стеклоочистителя, вид сверху, на фиг.З - общий вид поворотной пластины механизма привода стеклоочистителя j на фиг.4 - частичное изображение механизма привода стеклоочистителя при взаимодействии кулачка со штырем концевого выключателя на фиг.5 концевой выключатель.
Механизм привода стеклоочистителя ветрового стекла автомобиля содержит реверсивный электродвигатель (на чертеже не показан) с установленным на валу 1 ротором 2, связанным с поворотной пластиной 3 и кривошипом (на чертеже не показан). Механизм привода включает в себя также передаточный орган, состоящий из передаточного элемента, выполненного, например, в виде кольца 4, связанного посредством перемычки 5 с подпружиненным пружиной б кулачком 7. При этом колйцо 4 установлено на фрикционном элементе, выполненном в виде втулки 8 с фланцем 9. Втулка 8 установлена на бобышке 10, выполненной за одно цело с корпусом 11. При этом втулка 8 имеет на своей внутренней поверхности лыску {фиг.2), сопряженную с ответной лыской наружной поверхности бобышки 10 - для ограничения вращения втулки 8 относительно бобышки 10. Пружина б смонтирована на втулке 8 и упирается нижним витком в корпус 11, а верхним - в кольцо 4, поджимая последнее к фланцу 9. Сопряженные поверхности фланца 9 и кольца 4 выполнены волнообразными для увеличения фрикционного сопротивления вращению кольца 4 относительно фланца 9.
Поворотная пластина 3 выполнена дугообразной и жестко закреплена на нижней поверхности ротора 2. Пластина 3 имеет выступающую вниз дугообразную часть 12 (см.фиг. 2, 3), на одном конце части 12 выполнен упор 13. Пластина 3 имеет также скошенную грань 14, переходящую в плоский участок 15, которьйй связан с дополнительным упором 16, поверхность которого перпендикулярна к поверхности плоского участка 15 (см.фиг.3) . При этом часть 12 пластины 3 расположена в зоне, проходящей через перемычку 5 соединяющую кулачок 7 с кольцом 4.
Реверсивный электродвигатель снабжен концевым выключателем 17 со штырем 18, проходящим через отверстие 19, выполненное в корпусе 11 (см.фиг.1,4 Концевой выключатель имеет подвижный контактодержатель 20 с контактами 21,22,23 и 24.
Во время работы стеклоочистителя, когда ротор 2 вращается в прямом направлении F (см.фиг.2), поверхность упора 13 на части 12 пластины 3 находится в контакте с перемычкой 5 к, следовательно, обеспечивает совместное с ней вращение кольца 4 и кулачка 7. При этом пружина 6 отжимает кулачок 7 в положение, в котором он движется по траектории, проходящей выше верхней точки штыря 18 (т.е. штырь 18 концевого выключателя 17 находится вне пути перемещения кулачка 7. При изменении направления вращения ротора 2 на обратное (т.е. на направление вращения по стрелке R на фиг.2) ранее сообщаемое кулачку 7 и кольцу 4 принудительное движение прекращается, и между частью 12 пластины 3 и кулачком 7 имеет место относительное их перемещение. Кулачок 7 остается неподвижным вследствие наличия фрикционного сопротивления перемещению, обеспечиваемого сопряженными друг с другом поверхностями кольца 4 и фланца 9. При продолжении вращения ротора 2 в обратном .направлении R сначала скошенная грань 14 пластины 3 входит в контакт с перемычкой 5 передаточного органа, а затем - ее плоский участок 15. В результате указанные элементы пластины отжимают перемычку 5 и, следовательно, кулачок 7 перемещается вниз в положение, показанное на фиг.4. При этом кулачок 7 движется вниз по направлению оси .вращения ротора 2 против действия упругих сил пружины 6. Движение части 12 пластины 3 относительно кулачка 7. происходит до тех пор, пока перемычка 5 не войдет в контакт с поверхностью дополнительного упора 16. Кулачок 7 к этому моменту уже отжат в положение, при котором штырь 18 концевого выключателя 17 находится на пути движения кулачка 7. Продолжение вращения ротора 2 и, следовательно, части 12 пластины 3 вызывает вращение кольца б и кулачка 7 вокруг оси вращения ротора 2 до тех пор, пока кулачок 7 не нажмет на штырь 18. Нажатие на штырь 18 вызывает воздействие на подвижный контактодержатель 20 концедого выключателя 17. При этом первая контактная пара с контактами 21 и 22 (.(bur.5} подвижного контактодержателя paз 1ыкaeтcя, а вторая с контактами
23и 24 замыкается. Контакты 22 и
24контактодержателя 20 соединены в схеме питания реверсивного элекгродвигателя известным образом так, JTO при замыкании контактов 23 и 24 происходит динамическое торможение реверсивного электродвигателя.
Описанный вариант выполнения механизма обеспечивает возможность приведения в действие концевого выключателя 17 при заданном угловом положении ротора 2 только тогда, когда последний вращается в обратно направлении R. При указанном заданном угловом положении ротора 2 щетки стеклоочистителя будут находиться в исходных нерабочих крайних положениях, т.е. в парковом положении.
Описанный механизм прост в изготовлении и обеспечивает надежное и точное торможение электродвигателя при требуемом угловом положении ротора 2. Он гарантирует также надежную работу концевого выключателя 17 который не может сработать при вращении ротора 2 в прямом направлении
Кроме того, описанный механизм обеспечивает возможность совершения по меньшей мере одного полного оборота кривошипа, прежде чем будет осществлено динамическое торможение электродвигателя, что обеспечивает точную установку щеток в парковое положение.
Формула изобретения
1.Механизм привода стеклоочистителя автомобиля, содержащий реверсивный электродвигатель с установленным на его валу ротором, связанным с поворотной пластиной и кривошипом, и передаточный орган, имеющий подпружиненный кулачок для взаимодействия со штырем концевого.выключателя электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности установки щеток в парковое положение и повыиения надежности, указанный вал снабжен фрикционным элементом, а передаточный орган содержит связанный посредством перемычки с кулачком передаточный элемент, установленный на фрикционном элементе., при этом поворотная пластина имеет пару упоров дл для их поочередного взаимодействия с передаточным органом при изменении направления вращения ротора и скошенную грань для захвата кулачка.
2.Механизм поп.1, отличающийся тем , что фрикционный элемент выполнен в виде втулки с фланцем, а передаточный элемент в виде кольца, поверхность которого сопряжена с поверхностью фланца.
3.Механизм по пп.1 и 2, от л и чающийся тем, что сопряженные поверхности фланца и кольца выполнены волнообразными.
4.Механизм по п.1, отличающийся тем, что скошенная грань поворотной пластины связана с плоским участком с одним из ее упоров .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США N 2491697, кл.318-14, 1949 Ч прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стеклоочиститель автомобиля | 1979 |
|
SU961552A3 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ | 1972 |
|
SU357770A1 |
Топливовпрыскивающий насос | 1980 |
|
SU965368A3 |
Насосное устройство | 1979 |
|
SU1083924A3 |
Топливный насос | 1980 |
|
SU969173A3 |
Переключатель | 1971 |
|
SU473384A3 |
ПРИВОД С АВТОМАТИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ДЛЯ ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 1990 |
|
RU2079018C1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1979 |
|
SU931118A3 |
ПРЕРЫВАТЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ | 1971 |
|
SU309543A1 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ | 1993 |
|
RU2087348C1 |
Авторы
Даты
1981-11-07—Публикация
1979-01-05—Подача