Устройство для следящего рекуперативнореостатного торможения транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60L15/08 

Описание патента на изобретение SU882790A1

(54) УСТРОЙСТВО ДНЯ СЛЕДЯЩЕГО РЕКУПЕРАТИВНОРЕОСТАТНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО Изобретение относится к управлению силовыми тиристорными преобразователями для следящего рекуперативнореостатного торможения транспортного средства, преимущественно на моторвагонном электроподвижном составе. Известно устройство для следящего рекуператнвно-реостатного торможения транспортного средства, содержащее тиристорный прерыватель, подключённый к зажимам тягового двигателя и к последовательно соединенным тормозному резистору и тиристору, а также через разделительный диод и выходной LC-фильтр - к контактной сети, зАдатчик уставок и датчик напряжения конденсатора фильтра, соединенные через сумматор и корректирующую цепь с входом регулятора скважности, выход которого связан с входом формирователя импульсов тиристора l . Недостатком указанного устройства является то, что выбор режима торможения (рекуперативное, рекуперативноСРЕДСТВАреостатное или реостатное) в этом устройстве автоматически осуществляете. контуром регулирования напряжения на конденсаторе фильтра путем изменения с помощью регулятора скважности управляющих импульсов относительного времени включенного состояНИН ключевого элемента. Указанный контур регулирования стабилизирует среднее значение напряжешш на конденсаторе фильтра, которое кроме постоянной составляющей, имеет еще и переменную составляющую треугольной формы. Усреднение сравниваемых в контуре величин достигается за счет введения в контур корректирующей цепи, которая обеспечивает требуемое качество регулирования в стационарных и медленных переходных режимах и исключает возникновение 1 ежелательных автоколебаний. Однако в быстрых переходных режимах, таких как отключения, потребляющей нагрузки и отрывы токосъемника, быстродействие 3 указанного устройства, уменьшенное из-за введения корректирующей цепи, .оказывается недостаточ1а1м. Это проявляется в виде большого перерегулирования (выбросов напряжения на выходном фильтре} и большого времени протекания переходного процесса. Возникающие перенапряжения могут нарушить работу электрооборудования подвижного состава и системы энер. госнабжения. Цель изобретения - повышение надежности- устройства путем улучшения динамики регулирования. Поставленная цель достигается тем что устройство снабжено дополнительным задатчиком уставок, дополнительным сумматором, нуль-органом и элементом ИЛИ, при этом выход элемента ИЛИ соединен с входом формирователя импульсов, а его входы - с выходами регулятора скважности и нуль-органа, причем один вход нуль-органа подключе к выходу датчика напряжения конденсатора Оильтра, а другой через сумматор к выходам задатчика уставок и дополнительного задатчика уставок. На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для следящего рекуперативн реостатного торможения; на фиг. 2 (a,6j временные диаграммы напрялсений на вхо де и выходе отдельных элементов схеьш xapaктepиз:fIoщиe работу устройства. Устройство для следящего рекуперативно-реостатного торможения содержит тиристорный прерыватель 1, подключенньш на зажимы электродвигателя2 постоянного тока и через разделительный вентиль 3, а также выходной LC-фильтр состоящий из конденсатора 4 и дросселя 5 - к контактной сети 6. Силовой резистор 7 подключен к электродвигате лю 2 через ключевой элемент - тиристор 8, управляющий электрод которого соединен с формирователем 9 управляю1ЦИХ импульсов. Вход регулятора 10 сква кности управляющих импульсов чере корректирующую цепь 11 подключен к выходу сумматора 12, суммирующий вход которого подсоединен к выходу задатчика 13 уставки, а вычитающий,вход к выходу датчика 14 напряжения конденсатора 4 фильтра. Выход элемента ИЛИ 15 соединен со входом формирователя, 9, первый вход - с выходом регу лятора 10 скважности, а второй вход с выходом нуль-органа 16, первый вход которого подключен к выходу датчика 14 напряжения конденсатора 4 фильтра 0 а второй вход - к выходу дополнительного сумматора 17, первый вход которого подключен к выходу задатчика 13 уставки, а второй вход - к выходу дополнительного задатчика 18 уставок. Предлагаемое устройство содержит два контура регулирования напряжения на фильтровом конденсаторе, первый: Датчик 14 напряжения - сумматор 12 - . корректирующая цепь 11 - регулятор 10 скважности - первый вход элемента ИЛИ 15; второй: датчик 14 напряжения нуль-орган 16 - второй вход элемента l-fflH 15. Уставка первого контура регулирования определяется задатчиком 13, а уставка второго контура превьппает ее на величину выходного сигнала дополнительного задатчика 18 уставок и соответствует максимально допустимому напряжению на конденсаторе 4 фильтра,,Постоянная времени корректирующей цепи 11 выбирается из условия подавления автоколебаний в устройстве и может быть достаточно большой, что снижает быстродействие первого контура регулирования напрялсения на конденсаторе фильтра. Быстродействие второго контура регулирования значительно выше, чем первого и определяется лишь быстродействием датчика 14 напряжения и нуль-органа 16, которые могут быть практически безинерциснными. Устройство работает следующим образом. В установившемся релсиме сигнал Ujj на выходе сумматора 17 превьшает сигнал Уд на выходе датчика i 4 напряжения, вследствие чего сигнал Ujj на выходе нуль-орагана 16 отсутствует, и регулирование напряжения на конденсаторе 4 фильтра осуществляется в соответствии с сигналами первого контура регулирования. Сигнал датчика напряжения U(( в сравнивающем устройстве (.сумматоре 12) вычитается из за,цанного . Полученная разность Ufi U/f усредняется корректирующей цепью 11 и в виде постоянного сигнала Uu поступает на вход регулятора 10 скважности, выходной сигнал U{o которого представляет собой последовательность прямоугольных импульсов с постоянным периодом T const при переменном коэффициенте заполне- НИН (фиг. 2, а). Выходной сигнал устройства иа,-импульс на включение тиристора 8 сдвинут по отношению к опорному и (включающему импульсу ти58ристорного прерывателя Ij на время Р, Т, которое прямопропорционально сирналу Uji . Регулируя коэффициент эгаполнения скважность) или относительное время включенного состояния тиристора 8, устройство стибили- зирует напряжение на фильтровом конденсаторе перераспределением доли, отдаваемой в контактную сеть 6 и рассеиваемой в силовом резисторе 7, энер гии -торможения, В переходном режиме, например при отключении потребляющей нагрузки, скорость изменения напряжения Ui на конденсаторе 4 значительно превьшает скорость изменения напряжения (iii , управляющего работой регулятора 10 скважности. Инерционность изменения скважности (от f, до f на фиг, 2,м приводит к росту напряжения на конденсаторе фильтра, а следовательно, на выходе датчика 14 напряжения. Как только сигнал датчика 14 напряжения U|t( достигнет уставки второго контура регулирования Uj (момент tp), на выходе нуль-органа 16 появляются импульсы Uyg , частота следования которых значительно превышает частоту следования выходных- импульсов Ujg регулятора 10 скважности. Благодаря мгновенному изменению скважности управляющих импульсов тиристора 8 от Г{ Д° Гг прекращается рост напряжения на фильтровом конденсаторе и фиксируется его значение на максимапь но допустимой величине Мц «аж Тем самым осуществляется мгновенное замещение рекуперативного или рекуперативно-реостатного торможения реостатным. Обратный переход на рекуперативный режим с работой по медленно действующему контуру регулирования возможен лишь после снижения напряжения на фильтровом конденсаторе до вехшчйны, соответствующей уставке этог контура, например при подключении потребляющей нагрузки. Введение в устройство второго быстродействующего контура регулирования, автоматически подключающегося в переходных режимах, выгодно отлича ет предлагаемое устройство от нзвест - ного, поскольку двухконтурное регул1Г рование обеспечивает, с одной стороны, подавление нежелательных автоколебаний, а с другой стороны мгновенное замещение рекуперативного тор можения реостатным с заданным перерегулированием в напряжении на выходном фильтре устройства. Формула изобретения Устройство для следящего рекуперативно-реостатного торможения транспортного средства, содержаицего тиристорный прерыватель,.подключенный к зажимам тягового двигателя и к последовательно соединенным тормозному резистору и тиристору, а также через .разделительный диод и входной LC-фильтр - к контактной сети, задат чик уставок и датчик напряжения конденсатора фильтра, соединенные через сумматор и корректирующую цепь с входом регулятора скважности, вьтход которого связан с входом формирователя импульсов тиристора, отличающееся тем, что, с целью повьш1ения надежности устройства путем улучшения .динамики регулирования, оно снабжено дополнительным задатчиком уставок, дополнитель-. ным сумматором, нуль-органом и элементом РШИ, при этом выход элемента 1ШИ соединен с входом формирователя импульсов, а его входы - с выходами регулятора скважности и нуль-органа, причем один вход нуль-органа подключен к выходу датчика напряжения конденсатора фильтра, а другой через дополнительный сумматор - к.выходам задатчика уставок и дополнительного, задатчика уставок. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе I, Хвостов В,С, и др, Моторный вагонметрополитена с импульсным регулированием напряжения,- Электричестяга, 1972, №7, кая и тепловая с, 23.

Похожие патенты SU882790A1

название год авторы номер документа
Электропривод постоянного тока 1984
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
SU1239820A1
Многодвигательный электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Киселев Виктор Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Зеленченко Алексей Петрович
SU1812610A1
Устройство для импульсного регулирования напряжения на тяговом электродвигателе постоянного тока 1976
  • Хвостов Владимир Степанович
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Егнус Александр Евгеньевич
  • Зубков Юрий Анатольевич
  • Копытин Виктор Иванович
  • Баумштейн Давид Борисович
SU690601A2
Устройство для реостатно-рекуперативного торможения тяговых двигателей электроподвижного состава 1980
  • Гаврилов Яков Иосифович
SU919909A1
Устройство для импульсного регулирования напряжения на тяговом электродвигателе постоянного тока 1976
  • Хвостов Владимир Степанович
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Егнус Александр Евгеньевич
  • Зубков Юрий Анатольевич
  • Копытин Виктор Иванович
  • Баумштейн Давид Борисович
SU556967A1
Устройство для импульсного регулирования напряжения тягового электродвигателя постояннного тока 1979
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Гуслин Юрий Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
SU880814A1
Устройство для импульсного регулирования напряжения тягового электродвигателя постоянного тока 1976
  • Хвостов Владимир Степанович
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Егнус Александр Евгеньевич
  • Зубков Юрий Анатольевич
  • Копытин Виктор Иванович
  • Баумштейн Давид Борисович
SU770873A1
Устройство для управления реостатным торможением двигателей транспортного средства 1984
  • Свердлов Виктор Яковлевич
  • Кожевников Борис Яковлевич
  • Костюков Вениамин Андреевич
  • Барабаш Николай Иванович
  • Мяготин Иван Андреевич
SU1240649A1
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ 2008
  • Солтус Константин Павлович
  • Усвицкий Сергей Александрович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2351483C1
Многодвигательный электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Кудрявцев Игорь Павлович
SU1818676A1

Иллюстрации к изобретению SU 882 790 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для следящего рекуперативнореостатного торможения транспортного средства

Формула изобретения SU 882 790 A1

SU 882 790 A1

Авторы

Зубков Юрий Анатольевич

Егнус Александр Евгеньевич

Баумштейн Давид Борисович

Румянцева Лидия Николаевна

Даты

1981-11-23Публикация

1980-01-04Подача