(54) ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ АМФИБИЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам, передвигающимся по суше и по воде. Известен гусеничный движитель амфибии, в котором гусеница установлена- вокруг рамы, являющейся понтоном (1). Однако в таком транспортном средстве малы скорости передвижения из-за невысокого гребного профиля отдельных звеньев гусеницы. Известен, также гусеничный движитель амфибийного транспортного средства, содержащий раму с ведущим и направляющим колесами, опорные катки, установленные на раме с помощью балансиров, и охватывающую указанные колеса и катки гусеничную цепь с гребными лопастями, прикрепленными сбоку гусеничной цепи с помощью кронштейнов 2. Недостатком устройства является то, что при движении на плаву лопасти выворачивают звенья гусеницы, что снижает их надежность. Цель изобретения - по ыц1ение надежности. Поставленная цель достигается тем, что на раме установлена замкнутая направляющая, а гребные лопасти снабжены упорами, взаимодействующими с направляющей. Кроме того, направляющая выполнена из двух частей - верхней, установленной жестко на раме, и нижней, состоящей из отдельных пластин, закрепленных на балансирах, а упоры гребных лопастей выполнены в виде роликов. На фиг. 1 схематически показан гусеничный движитель; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - движитель, вид сверху; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 3. Гусеничный движитель амфибии содержит раму 1, гусеничную цепь 2, огибаемые ею ведущее колесо 3, направляющее коле со 4 и опорные катки 5, связанные лосредством балансиров 6с рамой 1, а также гребные элементы 7 и замкнутую направляющую 8. Гребные элементы 7 выполнены в виде лопастей 9, смонтированных на боковой поверхности гусеничной цепи 2 посредством кронщтейнов 10. Направляющая 8 включает расположенные по обеим сторонам гусеничной цепи 2 неподвижные части II,
жестко связанные с корпусом 1, и подвижные части 12, попарно связанные между собой посредством распоров 13, а также взаимодействующие с направляющей 8 упоры, выполненные в виде роликов 14, закрепленных на гребных лопастях 9 с возможностью вращения. .
Подвижные части 12 направляющей выполнены в виде связанных с балансирами 6 отдельных пластин, каждая пара которых связана с соседними парами с возможностью взаимного перемещения.
При движении в воде лопасти 9 гребных элементов 7, отбрасывая воду, образуют водный поток, создающий противоположно направленное реактивное усилие, которое через кронщтейны 10, гусеничную цепь 2 и ве. дущее колесо 3 или направляющее колесо 4 передается на корпус, обеспечивая передвижение транспортного средства.
При движении по суще гусеничная цепь 2 взаимодействует с грунтом всей своей опорной поверхностью, свободной от гребных элементов 7. Закрепленные на гребных лопастях 9 14 постоянно находятся во взаимодействии с направляющей8. При этом опорная поверхность части 12 направляющей остается непрерывной благодаря тому, что концы соседних пластин этой направляющей взаимно перекрываются. Кроме того, надежное и постоянное взаимодействие роликов 14 с пластинами части 12 направляющей при относительно узких пластинах обеспечивается тем, что эти пластины перемещаются одновременно и однонаправленно с перемещением роликов 14.
Указанное соответствие перемещений достигается за счет того, что положение роликов 14, связанных через гребные лопасти 9 с гусеничной цепью 2, определяется положением последней,которая взаимодей- ствуя с опорными катками 5 и через них с балансирами 6, определяет также положение закрепленных на балансирах 6 соответствующих пластин частей 12 направляющей. Положение гусеничной цепи 2 определяет одновременно и положение роликов 14 и положение пластин частей 12 направляющей, что и обеспечивает указанное соответствие.
В случае столкновения гребных лопастей 9 с крупными предметами, воздействие последних передается через кронштейн 10 на гусеничную цепь 2, с одной стороны, и на ролик 14 -- с другой. Реакция направг ляющей 8 предотвращает деформацию гребного элемента 7 в сторону гусеничного обвода, предотвращая тем самым заклинивание гусеницы и повыщая эксплуатационную надежность гусеничного хода. При движении в воде на лопасть 9 действует значительное усилие, создающее момент сил, который компенсируется реакцией пластины части 12 направляющей на ролик 14, благодаря чему обеспечивается возможность увеличения площади лопасти 9
и, следовательно; скорости амфибии в воде. Усилия, передаваемые роликами 14 на отдельные пластины частей 12 направляющей, замыкаются на распорах 13.
Возможна также конструкция гусеничнОго хода с односторонним по отнощению
к гусеничному обводу расположением опорных и гребных элементов.
Таким образом, благодаря опорному устройству обеспечивается вторая опора гребйым элементам, что повышает эксплуатационную надежность гусеничного хода и позволяет улучщить площадь лопастей гребных элементов. Это позволяет увеличить скорость амфибии в воде и соответственно повысить ее производительность.
Формула изобретения
1.Гусеничный движитель амфибийного транспортного средства, содержащий раму с ведущим и направляющим колесами, опррные Катки, установленные на раме с помощью балансиров, и охватывающую указанные колеса и катки гусеничную цепь с гребными лопастями, прикрепленными сбоку гусеничной цепи с помощью кронщтейнов, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности, на раме установлена замкнутая направляющая, а гребные лопасти снабжены упорами, взаимодействующими с направляющей.
2.Движитель по п. 1, отличающийся тем, что направляющая выполнена из двух частей - верхней, установленной жестко на раме, и нижней, состоящей из отдельных пластин, закрепленных на балансирах, а упоры гребных лопастей выполнены в виде роликов.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Патент Великобритании № 1431402, кл. В 7 Н, 07.04.76.
2.Патент США № 2404490, кл. 115-1, 23.07.76 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гусеничный движитель амфибии | 1983 |
|
SU1114566A1 |
Амфибийный движитель | 1983 |
|
SU1119863A1 |
АМФИБИЙНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2577626C1 |
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2019 |
|
RU2722277C1 |
Модуль колёсно-гусеничного движителя и шасси с двумя модулями | 2022 |
|
RU2784225C1 |
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2423681C1 |
Гусеничное транспортное средство | 1982 |
|
SU1121169A1 |
Движитель гусеничного транспортного средства | 2021 |
|
RU2773207C1 |
ЭЛАСТИЧНАЯ ЗАМКНУТАЯ ГУСЕНИЧНАЯ ЛЕНТА АМФИБИЙНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2557019C1 |
АВТОПРИЦЕП - АМФИБИЙНЫЙ ПАРОМ | 2007 |
|
RU2339537C1 |
. .
фиг. 3
0if24
Авторы
Даты
1981-11-23—Публикация
1980-03-19—Подача