Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для запуска двигателя внутреннего сгорания. Известно устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее пусковую шестерню, жестко установленную на коленчатом валу дви гателя, пусковой вал с пружиной возврата в исходное положение и подпружиненный зубчатый : ектор, снабженный отверстием, охватывающим пусково вал с зазором. Зубья сектора и пуско вой шестерни выполнены кулачковой формы Ul Однако такая форма выполнения зубьев не позволяет осуществить плав ное, равномерное зацепление при рабо чем ходе. Известно также устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания содержащее пусковую щестерню, жестко установленную на коленчатом валу дви гателя, пусковой вал с неподвижно раз мещенным на нем кривошипом, снабженный пружиной возврата в исходное положение, и подпружиненный зубчатый сектор, связанный с кривошипом при помощи цилиндрического пальца и снабженный отверстием,охватывающим пусковой вал с зазором 2 . Однако известное устройство обладает недостаточной надёжностью. Цель изобретения - повышение надежности . Указанная цель достигается тем, что отверстие зубчатого сектора и отверстие под цилиндрический палец выполнены овальными причем большие оси овалов образуют при пересечении тупой угол, вершина которого направлена в сторону рабочих поверхностей зубьев сектора. Овальное отверстие под цилиндрический палец может быть выполнено в зубчатом секторе или в кривошипе.
1а фиг. 1 представлено иредпагаемое устройство, причем овальное отверстие под цилиндрический палец выполнено в зубчатом секторе; на фиг.2разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 - устройство, причем овальное отверстие под цилиндрический палец выполнено в кривошипе; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - устройство, в рабочем положении; на фиг. 6 - силы, действуюпще на зубчатый сектор в рабочем положении; на фиг. 7 - устройство при запущенном двигателе, зубчатый сектор силами, действующими в зацеплении, отброшен в крайнее нижнее положение; на фиг. 8 - взаимное расположение сектора, кривошипа и пускового вала при запущенном двигателе.
Устройство содержит пусковую шестерню 1, жестко установленную на коленчатом валу двигателя, пусковой вал 2 с неподвижно размещенным на нем кривошипом 3, снабженный пружиной 4 возврата в исходное положение, и подпружиненный пружиной 5 зубчатый сек тор 6, связанный с кривошипом 3 при помощи цилиндрического пальца 7 и снабженный двумя овальными отверстиями 8 и 9 под пусковой вал 2 и цилиндрический палец 7, причем большие оси овалов образуют при пересечении тупой угол, вершина которого направлена в сторону рабочих поверхностей зубьев сектора. Пружина 5 одним усиком опирается на втулку 10 вала 2, а другим усиком - на штифт 11 сектора 6 Между кривошипом 3, сектором 6 и втулкой 10 имеется осевой зазор, который обеспечивается установкой стопорного кольца 12 на валу 2. В исходном положение кривошип 3 пружиной 4 прижимается к упору 13, установленному в картере 14. На валу 2 жестко закреплен пусковой рычаг 15.
Как вариант, овальное отверстие 9 под цилиндрический палец 7 может быть выполнено в кривошипе 3. При этом пружина 5 устанавливается на штифт 1 1 а ее усики опираются на втулку 10 и палец 7.
Устройство работает следующим образом.
При нажатии на рычаг 15 вал 2 поворачивается по направлению стрелки а (фиг. 5), при ятом зубья сектора 6 входят в зацепление с зубьями шестерни 1 н поворачивают ее в направлении стрелки 6 .
При рабочем повороте сила S, приложен}1ая к сектору 6 от пальца 7 и поворачивающая его, вызывает появление силы сопротивления Р, приложенной к зубу сектора 6, находящемуся в зацеплении в данньш момент с зубом пусковой шестерни 1, и реакции R, действующей от вала 2 на сектор 6 через бвальное отверстие 8 (фиг.6). При этом
0 сектор 6 надежно заклинивается в краГгнем верхнем положении.
При запуске двигателя или возвращении описываемого устройства в исходное положение на другую сторону зуба сектора 6 от шестерни I будет приложена сила Р с направлением, совпадающим с направлением овального отверстия 9, это вызывает скольжение отверстия 9 по пальцу 7 с одновременным скольжением и поворотом в направлении стрелки а отверстия 8 по шейке вала 2 до полного выхода из зацепления сектора 6 с шестерней 1, преодолевая усилие пружины 5. При дальней5 щем обратном движении зубья сектора 6 проскальзывают по зубьям шестерни 1 до установки устройства в исходное положение (фиг. 1-4).
Таким образом, надежность устройства повьщ1ается.
Формула изобретения
I. Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее
пусковую шестерню, жестко установленную на коленчатом валу двигателя, пусковой вал с неподвижно размещенным на нем кривошипом, снабженный пружиной возврата в исходное положение,
(j и подпружиненный зубчатый сектор, связанный с кривошипом при ПОМО1ЦИ цилиндрического пальца и снабженный отверстием, охватывающим пусковой вал с зазором, о-тличающееся тем, что, с целью повьштения надежности, отверстие зубчатого сектора и отверстие под цилиндрический палец выполнены овальными, причем большие оси овалов образуют при пересечении тупой угол, вершина которого направлена в сторону рабочих поверхно.стей зубьев сектора.
2.Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что онал7,но( отверстие под цилиндрический выполнено в зубчатом секторе.
3.Устройство по п. I, о т л ичающееся тем, что HH.IMF.MII
отнерстме под цилиндрический палец выполнено в кривошипе.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I. Патент ФРГ № 9255/6, кл. 63К, 26, опублйк. 1955. 2. Патент ФРГ № 1000187, кл. Д6 С , I, опублйк. 1957.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2048653C1 |
ПРИВОД СТАРТЕРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2542829C2 |
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВУМЯ ПОДВИЖНЫМИ ЗУБЧАТЫМИ РЕЙКАМИ НА ШАТУНЕ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2479734C2 |
НАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1971 |
|
SU298142A1 |
Устройство для привода в движение подающих штанг многопозиционного пресса | 1986 |
|
SU1660574A3 |
ГРАВИТАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2024784C1 |
КОКОНОМОТАЛЬНЫЙ АВТОМАТ | 1949 |
|
SU81062A1 |
Способ повышения эффективности поршневого двигателя внутреннего сгорания | 2020 |
|
RU2756153C1 |
Щечный подпружиненный захват | 1949 |
|
SU96877A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2381372C1 |
PI
8
Авторы
Даты
1981-11-23—Публикация
1979-07-18—Подача