лей кинематически связана с клапанами дополнительных сонл. На фиг. 1 представлен поливальщик автоматический фронтальный, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1, исходное положение поливальщика перед работой; на фиг. 3 - то же, в крайнем правом положении поливальщика на участке; на фиг. 4 - вид Б фиг. 3, устройство ходового гидроцилиндра; на фиг. 5 - разрез В-В фиг. 4, устройство сливного клапана ходового гидроцилиндра; на фиг. 6 - поливальщик, переход через оросительную сеть в центре участка; на фиг. 7 - то же, положение поливальщика после перехода закрытой оросительной сети. Поливальщик автоматический фронтальный состоит из барабана 1, установленного с возможностью вращения при помощи подщипников 2 на полой оси 3, которая закреплена на раме 4, имеющей колесный ход. На консолях оси 3 расположены звездообразные импульсные дождеватели 5 с возможностью их поворота в сторону барабана под действием реакции вытекающей струи на определенный угол относительно щарнира 6. Для орошения близлежащих участков в момент выплеска на консолях оси 3 имеются донолнительные сопла 7, которые открываются в начале и закрываются в конце выплеска дождевателей 5 под действием клапана 8, кинематически связанного со стволом нущки. Для синхронизации работы импульсных дождевателей установлен генератор командных импульсов 9. Запитка одного из дождевателей происходит через сопло Вентури 10 для обеспечивания полного занолнения дождевателей перед выстрелом. Конструкция барабана 1 может быть сварной, трубчатой, на которой в несколько рядов равным количеством витков в каждом расположен гибкий трубопровод. С одной стороны к раме 4 кренится установочная панель 11, на которой расположены механизмы автоматического управления возвратно-поступательным движением мащины и вращением барабана, включающие устройство реверса движения и устройство синхронизации скоростей вращения барабана и движения тележки. Для полива участков, в том числе и не прямоугольной конфигурации, на поливальщике установлено устройство для автоматического вождения, состоящее из чувствительного элемента 12, двил ущегося по копирной борозде 13 и соединенного через систему рычагов с устройством для поворота передних колес рамы 4. Для равномерной укладки трубопровода на барабан имеется трубопроводоукладчик, состоящий из поворотной рамки 14, в нижней части которой установлен вал 15 с нарезанной на нем двухходовой резьбой для возвратно-поступательного движения направляющей каретки 16, в которой между двумя роликами запасован гибкий трубопровод 17. Нривод вала 15 трубопроводоукладчика производится через цепную передачу 18 с передаточным отнощением равпым единице от звездочки, установленной на оси 3 барабана и жестко соединенной с корпусом барабана. Забор воды производится из трубопровода 19 закрытой оросительной сети через задвижку 20, установленную в колодце 21. Для обеспечения равномерности распределения слоя оросительной воды по длине гона время одного рабочего цикла гидроцилиндров перемещения агрегата равно времени между выплесками дождевателей. Это достигается тем, что сигналом для возврата в исходное положение гидроцилнндров перемещения служит отклонение ствола пушки в момент выплеска. Нрн этом угол поворота дождевателя через демпферную пружину 22 и гибкую связь 23 воздействует на сливной клапан соответствующего ходового гидроцилиндра, соединяющий рабочие полости гидроцилиндров со сливным трубопроводом 24, установленным на раме и снабженным насадками 25 для распределения сливной воды, поступающей также в этот трубопровод из генератора командных импульсов и от гидроцилиндра вращения барабана. Для ввода в работу гидроцилиндра 26 (см. фиг. 2) вращения барабана и устройства синхронизации скоростей вращения барабана и движения тележки имеется ролик контроля слоев 27, установленный в верхней части барабана на двухплечем рычаге 28, расположенном на стойках 29, жестко соединенных с рамой. Шток гидроцилиндра 26 щарнирно соединен через поворотный рычаг 30 с тягой 31, периодически входящей в зацепление с храповым колесом 32, жестко закрепленным на барабане 1. Поворотный рычаг 30, имеющий ось вращения 33, и тяга 31 соединены пружиной 34. Для выведения из зацепления тяги 31 с храповым колесом 32 служит двуплечий рычаг 35, расположенный на оси 36 и имеющий на одном конце ролик 37, контактирующий с рабочей поверхностью тяги 31, а другим кинематически связан с подпружиненным зацепом 38, установленным на оси 39 и шарнирно соединенным с коромыслом 40, имеющим ось вращения 41. Одно плечо коромысла 40 кинематически связано со щтангой 42, соединенной с двуплечим рычагом 28. Плечи коромысла расположены в разных плоскостях. На другом плече шарнирно установлен стреляющий флажок 43 с пружиной 44, соединенный через рычаг 45 с щатуном 46. Шатун в свою очередь одним концом соединен с шарнирно качающимся рычагом 47, воздействующим на коромысло 48 и рычаг 35, а другим соединен с кронштейном, жестко связанным с щарниром 49, к которому крепится поворотное водило 14 с установленной на нем кареткой 16. Коромысло 48 кинематически (через тягу) связано со штоком гидроцилиндра 26. Питание гидроцилиндра вращения барабана 26 осуществляется через фильтр 50.
Устройство реверса ходовых колес 51 включает новоротную планку 52 (см. фиг. 3), имеющую с двух концов гибкие связи 53 (тросовые). Одна из этих связей в свою очередь соединена связью 54 с фиксируемым подпрул иненной собачкой 55 зацепом 56. Последний через ролик 57 связан гибкой связью 54 с подпружиненной вилкой 58.
Устройство гидроцилиндров привода тележки выполнено следующим образом (см. фиг. 4).
Корпус 59 ходового гидроцилиндра жестко присоединен к раме. Шток подпружиненного поршня 60 жестко связан через планку 61 с рамкой 62, имеющей выступ 63 и перемещающейся относительно направляющей 64. К рамке 62 щарнирно присоединены две тяги 65 и 66, связанные между собой пружиной сжатия 67 для периодического вращения ходовых колес в ту или другую сторону и входящие в зацепление с зацепами 68 на цепи 69. От цепи 69 получает вращение самотормозящийся червячный редуктор 70, от которого через цепную передачу 71 осуществляется привод на ходовые колеса.
Открытия сливного клапана 72 в момент выплеска (см. фиг. 5) осуществляется рычагом 73, к которому подходит гибкая связь 23 от ствола соответствующего импульсного дождевателя. Рычаг 73 кинематически связан с клапаном 72 двумя планками 74 и 75, в месте соединения которых шарнирно установлен рычаг 76, имеющий ось вращения 77 и удерживающийся в необходимых положениях пружиной 78. На конце рычага 76 установлен ролик 79. Питание ходового гидроцилиндра передвижения осуществляется по каналу 80, а слив воды из полости происходит через клапан 72 по каналу 81, сечение которого значительно превышает сечение канала 80.
Работа поливальщика автоматического фронтального происходит следующим образом.
Перед началом работы трубопровод 17 через задвижку 20 подсоединяется к закрыто; оросительной сети 19 так, что изгиб трубопровода 17 направлен в правую сторону от трубопровода закрытой оросительной сети. Тяга 31 выводится из зацепления с храповым колесом 32 двухплечим рычагом 36 и фиксируется в этом положении подпружиненным зацепом 38. В таком состоянии поливальщик автоматический фронтальный готов к работе.
При открытии задвижек 20 вода из закрытой оросительной сети 19 по трубопроводу 17 поступает в полую ось 3 и через генератор командных импульсов идет на питание импульсных дождевальных пушек 5, а через фильтр 50 - на питание гидроцилиндра вращения барабана 26 и ходовых гидроцилиндров 59. Происходит передвил ение в правую сторону. Шток 60 калсдого ходового гидроцилиндра за один цикл работы (пазза, выстрел) импульсной дождевальной пушки 5 совершает одно возвратно-поступательное и через рамку 62, тягу 65, цепную передачу 69, самотормозящийся червячный редуктор 70 и цепную передачу 71 придает ходовым колесам вращение по часовой стрелке. За один цикл работы импульсных доладевальных пушек ходовые колеса 51 проходит одинаковое расстояние, что обеспечивает равномерность распределения слоя доледя
по длине гона. Гидроцилиидр вращения барабана выведен из работы, так как тяга 31 не находится в зацеплении с храповым колесом 32 барабана 1, ноэтому барабан 1 свободно вращается на оси 3 и трубопровод 17, направляемый кареткой 16, раскладывается по поливному участку по мере движения.
Шаг двухходовой резьбы на валу 15 трубоукладчика равен нарул ному диаметру
трубопровода 17, а передаточное отношение цепной передачи 18 равно единице. За один оборот барабана каретка 16 перемещается на диаметр трубопровода 17 как при размотке, так п при намотке, что обеспечит необходимую размотку и укладку витков трубопровода 17 на барабане 1. При достил еиии крайнего правого полол ения (см. фиг. 3), когда из-под ролика 27 сматывается последннй виток трубопровода
17, двуплечий рычаг 28 под действием собственного веса опускается на барабан 1 и, совершая поворот по часовой стрелке, тянет штангой 42 за плечо коромысла 40, которое, поворачиваясь относительно оси 41,
воздействует на плечо зацепа 38, освобол лая двуплечий рычаг 35 от зацепления с и вводя в зацепление тягу 31 с храповым колесом 32. Одновременно 43, установленный на левом плече коромысла
40, поворачивает планку 52 нротив часовой стрелки, высвобол дая зацеп 56 от собачки 55. После высвобождения зацепа 56 прул ииа вилки 58 поворачивает ее против часовой стрелки, выводя тягу 65 из зацепления с цепью 69 и вводя в зацепление с нею ТЯГУ 66. Происходит реверс передачи ходовых колес и начинается в левую сторону. Если во время работы происходит рассинхронизация скоростей телел ки и намотки гибкого трубопровода на барабан, то происходит или натяжение трубопровода 17 или чрезмерный его прогиб. В результате этого рычаг 47, поворачи
ваясь в ту или другую сторону откоситель но шарнира, воздействует па коромысло 48. Воздействие рычага 47 на коромысло 48 приведет носредством тяги 34 в первом случае к увеличению рабочего плеча рычага 30, а во втором случае - к уменьшению его рабочего нлеча, что повлечет за собой в первом случае уменьшение, а во втором случае увеличение скорости враш,ения барабана и восстановит синхронизацию скоростей враш,ения барабана и скорости движения. Во время перехода над закрытой оросительной сетью 19 (см. фиг. 6) за счет поворота водила 14 с кареткой 16, в которую запасован трубопрово/ч, 17, осуществляется вывод из работы гидроцилиндра вращения барабана 26 и подготовка к следующему реверсу передачи ходовых колес. Вывод из работы гидроцилиндра вращения барабана происходит следующим образом. При подходе к закрытой оросительной сети но мере того, как ролик 27 набегает на все новые слои трубопровода 17, наматываемого на барабан 1, поворачивается двуплечий рычаг 28 и через тягу 42 и коромысло 40 поворачивает зацеп 38 против часовой стрелки и тем самым подготавливает его к зацеплению с двуплечим рычагом 35. При переходе через закрытую оросительную сеть 19 водило 14 иод действием трубопровода 17 поворачивается против часовой стрелки относительно шарнира 49 и кривошипом 46, соединенным с рычагом 47, поворачивает двуплечий рычаг 35 по часовой стрелке, вводя один его конец в зацепление с зацепом 38, а другим выводя из зацепления тягу 31 с храповым колесом 32. После этого барабан 1 свободно вращается на оси 3, и трубопровод 17, направляемый кареткой 16, раскладывается по поливному участку. Одновременно с этим происходит перемещение рычага 45, соединенного с кривошипом 46, в левую сторону, что заставит нижнее плечо стреляющего флажка 43 перемещаться из крайнего левого положения вправо. После перехода мертвой точки пружина 44 сама резко навернет флажок 43 и зафиксирует его нижнее плечо в крайнем левом положении. Таким образом произошла подготовка к следующему реверсу передачи ходовых колес и завершился полный цикл перемещения агрегата. Далее работа происходит циклически в той же последовательности. Применение поливальщика автоматического фронтального позволит снизить трудоемкость работ при поливе орошаемых 8. - . ., кул1)Тур II полиост11Ю автоматизировать процесс по.мива и улучшить качество водораспредсления при одновремениом обеспечении полива от малодебитных источников водоснабжения. Форм у л а и 3 о б р е т е и и я 1.Поливальщик автоматический фронтальный, содержащий ходовую колесную тележку с гидроприводом, барабан с гибким трубопроводом, гидроприводом и двуплечим рычагом с роликом контроля слоев трубопровода па барабане, и устройство для разбрызгивания воды, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда, он снабжен устройством реверса движения, включающим приводные цепи с зацепами, с одной стороны через звездочку соединенные передаточным механизмом с ведущими колесами тележки и снабженные установленными на оси звездочек двухпозиционными вилками, кинематически связанными со штоками гидропривода тележки и с роликом контроля слоев трубопровода, и устройством синхронизации скоростей вращения барабана и движения тележки, включающим коромысло и шатун, кинематически связанные с плечами двуплечего рычага, причем коромысло кинематически связано через поворотный рычаг со штоком гидропривода барабана. 2.Поливальщик по п. 1, отличающийся тем, что, с целью осуществления полива от малодебитных источников, устройство для разбрызгивания воды выполнено в виде импульсных дождевателей с гидропневмоаккумуляторами и генераторами командных сигналов с соплом Вентурн. 3. Поливальщик по ц. 1, от л и ч а ю щи йся тем, что, с целью улучшения равномерности полива, он снабжен дополнительными соплами с клапанами и сливным трубопроводом, оборудованным короткоструйными насадками, а импульсные дождевателн выполнены поворотными в нормальном к трассе движения направлении и кинематически соединены со сливными клаиаиами гидроприводов колес тележки, причем ось вращения импульсных дождевателей кинематически связана с клапанами дополиительных сопел. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 491351, кл. А 01G 25/09, 1973. 2.Патент СССР № 485583, кл. А 01G 25/09, 1972.
iJl
- .., Ijj : ,
3
&
7-; :jjzS3 j JSJSJ8 7 j/jjj /ffJ ff/
w.,y/,//fy/xy/ ; Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самоходная многоопорная оросительная машина | 1983 |
|
SU1147292A1 |
Привод самоходной тележки колесных дождевальных машин | 1983 |
|
SU1097237A1 |
АГРЕГАТ ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ КОНСОЛЬНЫЙ | 2003 |
|
RU2234214C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗДАЧИ КОРМОВ | 1992 |
|
RU2044475C1 |
Самоходная многоопорная оросительная машина | 1985 |
|
SU1335197A2 |
Самоходная тележка многоопорной дождевальной машины | 1981 |
|
SU959694A1 |
Многоопорная дождевальная машина | 1988 |
|
SU1625441A1 |
Дождевальная машина | 1986 |
|
SU1329686A1 |
Многоопорная дождевальная машина | 1990 |
|
SU1808270A1 |
Многоопорная дождевальная машина | 1989 |
|
SU1676532A1 |
ffJjf/J7
19
y/ /M /t i / / //W/Sm /ff// f7A-f
Шиг. J
61
ef ffg 7ff
7/
%;/
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1979-11-15—Подача