Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения вибраций машин с вращающимися частями. Известно устройство для гашения вибраций роторных машин, содержащее зубчатую передачу, кинематически соединяемую с ротором, и грузы, уста новленные на колесах передачи . Недостатком известного устройства является то, что оно не позволяет управлять взаимным расположением гру зов в зависимости от фазовых соотно шений между источником возму11;ений и ротором. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для гашения вибраций роторны машин, -содержащее корпус, исполнительньш узел, выполненный в виде перво го зубчатого колеса с радиальным пазом и второго зубчатого колеса со спиральным пазом, устанавливаемых на ротор с возможностью вращения относитеяьно него, и груза, взаимодействующего ,с пазами первого и второго, колес, приводной механизм, вьшолненный в виде третьего зубчатого колеса, жестко закрепляемого на роторе, и установленньШ в корпусе механизм управления Исполнительный узлом, выполненный в виде трех конических дифференциалов с одним водилом всех сателлитов и трех зубчатых колес, жестко закрепленных на осях центральных колёс дифференциалов и взаимодействующих с первым, вторым и третьим колесами . Недостатком данного устройства является сложность его конструкции. Цель изобретения - упрощение конструкции устройства. Цель достигается тем, что исполнительный узел выполнен в виде первого зубчатого колеса с грузом, устанавливаемого на ротор с возможностью вращения относительно него, и второго зубчатого колеса с грузом, установлепного с возможностью вращения на периферии первого зубчатого колеса паргишельно его торцу, приводной ме-ханизм - в виде закрепляемых на роторе третьего зубчатого колеса и четвертого зубчатого колеса, взаимодействующего со вторым колесом, а также пятого зубчатого колеса, взаимодействующего с третьим колесом, а механизм управления - в виде конического дифференциала, водило сателлитов которого прикреплено к пятому колесу параллельно его торцу, и шестого зубчатого колеса, закрепленного на оси одного из центральных колес дифференциала и взаимодействующего с первым колесом.
На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит корпус 1, первое зубчатое колесо 2 с грузом 3, устанавливаемое на ротор 4 с возможностью вращения-относительно ротора, второе зубчатое кол.есо 5 с грузом 6, установленное с возможностью вращения на периферии колеса 2 параллельно его торцу, закрепляемые на роторе 4 третье зубчатое колесо 7 и четвертое зубчатое колесо 3, взаимодейств тющие с колесом 5, а также пятое зубчатое колесо 9, установленное в корпусе 1 и взаимодействующее с коле сом 7. о
Устройство содерлсит также конический дифференциал 10с двумя сателлитами 11, 12, двумя центральньми колесами 13, 14 и водилом 15 сателлитов, прикрепленным к колесу 9 параллельно его торцу, шестое зубчатое колесо 16, закрепленное на оси центрального колеса 13 и взаимодействующее с колесом 2, и управляемый фиксатор 17 центрального колеса 14.
Колеса 2,5с грузами 3, 6 образуют исполнительный узел устройства, колеса 7, 8, 9 - приводной механизм, а конический дифференциал 10 и колесо 16 - механизм управления исполнительным узлом.
Устройство работает следующим образом.
При вращении ротора 4 измеряют амплитуды колебаний роторной машины и, если они превышают допустимые, осуществляют управление исполнительным узлом, в состав которого входят грузы 3 и 6. Для 5того с помощью фиксатора 17 центральное колесо 14 дшЬферснциала.10 освобождают от фиксирования и поворачивают в ту или иную сторону. Результатом этого nor ворота является вращение колеса 2, обеспечивающее изменение положения грузов 3 и 6 относительно ротора. Необходимое для работы исполнительно-: го узла приводное движение обеспечивается колесами 7, 8, 9. Колесо 14 поворачивают до тех пор, пока амплитуда не достигнет допустимого значения, после чего его стопорят фиксатором 17. В этом случае и 6 будут вращаться с угловьши скоростями, равными угловой скорости ротора 4, не изменяя своего положения по отношению к нему.
Изобретение значительно проще по своей конструкции и характеризуется большей надежностью в работе.
Формула изобретения
Устройство для гашения вибраций роторных машин, содержащее корпус, исполнительньй узел, приводной механизм, кинематически связанный с ним, и установленный в корпусе механизм управления исполнительным узлом, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, исполнительный узел выполн в виде первого зубчатого колеса с грузом устанавливаемого на ротор с возможностью вращения относительно него, и второго зубчатого колеса с грузом, установленного с возможностью вращения на периферии первого колеса параллельно его торцу, приводной механизм - ввиде закрепляемых на роторе третьего зубчатого колеса и четвертого зубчатого колеса, взаимодействующего со вторым колесом, а также пятого зубчатого колеса, взаимодействующего с третьим колесом, а механизм управления - в виде конического дифференциала, водило сателлитов которого прикреплено к пятому колесу параллельно его торцу, и шестого зубчатого колеса, закрепленного на оси одного из центральных колес дифференциала и взаимодействующего с первым колесом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР К 219326, кл. F 16 F 15/12, 1968.
2.Авторское свидетельство СССР f 682780, кл. G 01 М 1/38, 1977. (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для балансировки роторов | 1977 |
|
SU682780A1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ЭСТАФЕТА" | 2007 |
|
RU2352795C2 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2168032C2 |
Привод, в частности, для несущего винта летательного аппарата с несущим винтом | 2020 |
|
RU2802265C2 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2033542C1 |
КРИВОШИП С ПЕРЕМЕННЫМ РАДИУСОМ | 2000 |
|
RU2185897C2 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1997 |
|
RU2109188C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2163317C2 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2172438C2 |
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1979-01-30—Подача