Тренажер радиотелеграфиста Советский патент 1981 года по МПК G09B19/26 

Описание патента на изобретение SU888178A1

(54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА

Похожие патенты SU888178A1

название год авторы номер документа
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1223270A1
Тренажер радиотелеграфиста 1983
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Цой Анатолий Лаврентьевич
  • Киселев Алексей Борисович
SU1124369A1
Тренажер радиотелеграфиста 1985
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Серобабин Анатолий Тихонович
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU1251155A2
Тренажер радиотелеграфистов 1983
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Котов Дмитрий Иванович
  • Цой Анатолий Лаврентьевич
SU1111194A1
Тренажер радиотелеграфиста 1980
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Соколенко Анатолий Константинович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU947904A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудрявцев Виктор Борисович
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Серобабин Анатолий Тихонович
  • Соколенко Анатолий Константинович
SU1167640A2
Тренажер радиотелеграфиста 1986
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1336086A1
Тренажер радиотелеграфиста 1980
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Соколенко Анатолий Константинович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU938299A1
Тренажер радиотелеграфиста 1988
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Стученкова Наталья Серафимовна
SU1552218A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1193718A1

Иллюстрации к изобретению SU 888 178 A1

Реферат патента 1981 года Тренажер радиотелеграфиста

Формула изобретения SU 888 178 A1

1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для обучения навыкам работы радиотелеграфистов на клавиатурных аппаратах.

Известен тренажер предназначенный для обучения радиотелеграфистов и содержащий датчик случайных чисел, блок программы, шифратор, датчик кода, головные телефоны, блок сравнения, блок регулировки скорости, фиксатор и счетчик ошибок, блок-ответов, формирователь корреляционных знаков, микрофон, выпрямитель, пороговый блок и переключатель приемпередача .

Данное устройство ускоряет приобретение профессиональных навыков (передача на ключе и прием на слух) радиотелеграфистом, но не может использоваться для обучения навыкам работы на клавиатурных аппаратах.

Известен тренажер 2, содержащий трансмиттер, дешифратор, анализатор, реверсивный счетчик, дополнительный дешифратор, управляющий блок, световое табло, блок учета результатов работы и устройство ответа. Оно позволяет обучаемому при необходимости воспользоваться псЗдсказкой .

Наиболее близким решением по технической сущности и достигаеому результату к изобретению является тренажер 3 J, содержащий последовательно соединенные датчик случайных чисел, блок программ, шифратор и буферное запоминакяцее устройство, вход управления которого связан с соответствующими выходами блока управления/

10 а выход - с информационным входом блока управления, выход предъявляемой знаковой последовательности которого соединен с входом датчика кода Морзе, выход которого через блок управления

15 клавиатурой связан со входом блока клавиатуры, а выход эталонной знаковой поверхности - с первым входом блока сравнения, ко второму входу которого подсоединен выход блока клавиатуры, выход сигнала ошибки блока сравнения подсоединен ко входу повторения пJэeдъ явлен ной знаковой последовательности блока управления и соответствующему входу блока учета ре25зультатов работы, а выход сигнала отсутствия ошибки блока сравнения связан с входом предъявления следующей знаковой последовательности блока управления и соответствующим входом блока учета результатов работы и блок индикации (регистрации) .

Однако данное устройство не позволяет оценивать работу радиотелеграфистов в экстреглальных условиях, что снижает эффективность обучения.

Цель изобретения - повьпление обучения радиотелеграфистов за счет оценки качества работы оператора в экстремальных условиях и обеспечения контроля его эмоциональной устойчивости.

Указанная цель достигается тем, что в тренажер, содержащий последовательно включенные формирователь случайных сигналов, блок ввода программы обучения, шифратор, блок памяти, формирователь управляющих импульсов, формирователь импульсов кода Морзе, блок управления вводом информации, . первый блок ввода ответных действий оператора, блок сравнения и первый блок регистрации, первый и второй выходы и второй вход блока сравнения соединены соответственно с вторым и третьим входами и вторым выходом формирователя управляклцих импульсов, подключенного третьим выходом ко второму входу блока памяти, второй блок ввода ответных действий оператора и второй блок регистрации, введены последовательно включенные блок адаптивного управления, измеритель электрокожной проводимости оператора и блок оценки эмоциональной напряженности оператора/ соединенный первым выходом с первым входом блока адаптивного управления, а вторым выходом - с первым входом второго блока регистрации, второй вход которого подключен к третьему выходу первого блока регистрации, второй вход блока адаптивного управления соединен с вторым выходом блока сравнения, а второй выход - с вторым входом измерителя электрокожной проводимости опратора, второй выход которого связан с входом второго блока ввода ответных действий оператора, причем блок адаптивного управления содержит последовательно соединенные источник тока, первый делитель тока, первый ключ и первый элемент ИЛИ, последовательро включенные первый триггер и реле времени и последовательно соединенные второй делитель тока и второй ключ, подключенный выходом к второму входу первого элемента ИЛИ, а вторим входом - к второму выходу первого триггера, первый выход которого соединен с вторым входом первого ключа, вход второго делителя тока подключен к выходу источника тока, а блок оценки эмоциональной напряженности оператора содержит последовательно включенные усилитель, амплитудные селекторы ч группу триггеров, а также второй элемент ИЛИ, соединенный входами с выходами одних триггеров группы, а

выходом - с входом другого триггера группы, подключенного выходом к вторым входам одних триггеров группы.

Обучаемому предъявляется случайная последовательность знаков кода Морзе. В процессе обучения непрерывно контролируется сопротивление, по величине которого оценивается эмоциональная напряженность оператора, что позволяет своевременно зарегистрировать отклонение состояния от нормы. OneppiTop отрабатывает знаковую последовательность и при допущении ошибки подвергается воздействию кратковременного тока определенной величины.

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 и 3 - схемы блоков адаптивного управления и оценки эмоциональной напряженности оператора.

Тренажер содержит последовательно соединенные формирователь 1 случайных сигналов, блок 2 ввода программы обучения, шифратор 3, блок 4 памяти, формирователь 5 управляющих импульсов, формирователь 6 импульсов кода Морзе, блок 7 сравнения, блок 8 ввода ответных действий оператора, блок

9управления вводом информации, блок

10регистрации, блок 11 адаптивного управления, измеритель 12 электрокожной проводимости оператора, блок 13 ввода ответных действий оператора, блок 14 оценки эмоциональной напряженности оператора и блок 15 регистрации.

Блок 14 содержит усилитель 16, вход которого является входом блока 14, а выход соединен с блоком 15 и с входами амплитудных селекторов 1.7, 18, 19, выходы которых подключены соответственно к единичным входам группы триггеров 20, 21, 22, выходы которых являются выходом блока 14, подключаемого к блоку 11, причем выход триггера 22 соединен с одним входом элемента ИЛИ 23, другой вход которого связан с выходом триггера 20, а выход подключен к нулевому входу триггера 21, выход которого соединен с нулевыми входами триггеров 20 и 22.

Блок 11 содержит последовательно соединенные источник 24 тока, (управляемый) делитель 25 тока, ключ 26, выход которого подключен к одному входу элемента ИЛИ 27, выход коTopioro является первым рыходом блока 11, к другому входу .которого подключены последовательно включенные ключ 28 и (неуправляемую) делитель29 тока, входом.своим связанный с выходом источника 24, триггер 30, единичный вход которого является входом блока 11, а единичный выход, являющийся вторым выходом блока 11, подключен к управлякяцему входу ключа 26 и запускающему входу реле 31

времени, выход которого соединен с нулевым входом триггера 30, нулевой выход которого соединен с управляющим входом ключа 28, а входы делителя 25 тока соединяют блок 11 с блоком 14.

Устройство работает следующим образом.

С помощью формирователя 1, блока 2 (представляющего собой, например кольцевой регистр сдвига на п чисел и матрицу на п горизонтальных и m вертикальных шин, причем как соединение, так и отключение любых ni горизонтальных шин с любой т.- вертикальной шиной обеспечивается перфокартой, вкладываемой в матрицу) и шифратора 3 осуществляется формирование и перевод знаков в код Морзе, а затем осуществляется их запись в блок 4.

Блок 4 постоянно удерживает серию из 1 знаков, которые используются для тренировки радиотелеграфиста. Из блока 4 каждый знак последовательности через формирователь 5 поступает на формирователь 6 и головные телефоны (на схеме не показаны). При этом блок 9 во работы формирователя 6 запирает блок 8. После выдачи блоком 4 всей последовательности знаков блок 9 открывает блок 8 и одновременно первый знак последовательности из блока 4 через формирователь 5 поступит на .блок 7. На второй вход блока 7 поступает сигнал с блока 8, с помощью которого обучаемый формирует ответ.

Сигнал в правильном ответе обучаемого подается на формирователь 5, который осуществляет выдачу из блока 4 следукядего знака на вход блока 7, и фиксируется блоком 10.

Если обучаемый правильно отрабатывает всю последовательность знаков, то формирователь 5 подает команду в блок 4 на стирание этой серии и запи новой серии знаков.

Если обучае ый допускает ошибку, то блок 7 вырабатывает сигнал ошибки который фиксируется блоком 10 и поступает на формирователь 5 и на бход блока 11. В этом случае на формирова таль б из блока 4, будет вновь последовательно выдана вся серия знаков, и цикл работы устройства повторяется причем одновременно при появлении сигнала ошибки, с выхода блока 11 на измеритель 12, поступает сигнгил, которым отключаются измерительные цепи измерителя 12 -к на контактные датчики блока 13 подается кратковременно ток воздействця заданной величины. При этом болевые ощущения создают. экстремальные условия обучения ргщиотелеграфиста, вызывая изменение успешности его обучения.

В тех случаях, когда обучаемый отвечает правильно блок 11 через

цепи измерителя 12 на контактные датчики блока 13 подает ток слабой величины.

, При этом с выхода измерителя 12 , снимается сигнал, пропорциональный электрокожному сопротивлению, по величине которого с помощью блока 14 определяют степень изменения функционального состояния радиотелеграфиста и корректируют величину тока воздействия.

В схемах блоков 11 и 14 происходит следующее. В тех случаях, когда обучаемый не совершает ошибок, триггер 30 блока 11 находится в нулевом состоянии, при котором открыт ключ 28 и через элемент ИЛИ 27 на измерительные цепи измерителя 12 подается ток слабой величины, конкретное значение которой определяется нерегулируемым делителем 29 тока, включенным между источником 24 и ключом 28.

Сигнал с выхода измерителя 12 поступает на вход усилителя 16 блока 14 и с его выхода - в блок 15 и на выходы амплитудных селекторов 17, 18 и 19, с помощью которых выделяются три участка изменения проводимости. Появление сигнала на входе одного из селекторов вызывает срабатывание соединенного с йим триггера и удержание его в таком состоянии, пока величина проводимости иг1ходится в интервалах, определяемых данным г1мплитудным селектором. Срабатывание одного триггера переводит остгшьные триггеры в нулевое состояние.

Блок 14 позволяет получить три оценки эмоциональной напряженностир и в соответствии с ними управляет коэффи1;иентом делителя 25 блока 11, осуществляя тем самым корректировку величины тока воздействия. При появлении на выходе блока 7. сигнала ошибки триггер 30 блока 11 переводится в единичное состояние, при котором сигналом с его единичного выхода включаются измерительные цепи измерителя 12 от датчика блока 13, открывается ключ 26, включается реле 31 и на контактные датчики блока 13 подается кратковременный (длительность определения параметрами реле времени) ток воздействия, величина которого определяется состоянием управляемого делителя 25. Через заданное время сигнал с выхода реле 31 переводит триггер 30 в нулевое состояние, возвращая тем самым блок 11 в исходное положение и подключая измерительные цепи измерителя 12 к контактным датчикам блока 13.

Значение эмоциональной направленности и оценки действий радиотелеграфиста фиксируется в блоке 15.

Использование данного изобретения в устройствах для обучения ргщиотелеграфистов позволяет создавать и учитывать влияние экстремальных уелоВИЙ в процессе обучения, получать оценку эмоциональной устойчивости об ааемого, что способствует повышению эффективности обучения, сокращению сроков. Формула изобретения 1. Тренажер радиотелеграфиста, со держащий последовательно включенные формирователь случайных сигналов, блок ввода программа обучения, шифра тор, блок памяти, формирователь управляющих импульсов, формирователь импульсов кода Морзе, блок управления вводом информации, первый блок ввода ответных действий оператора, блок сравнения и первый блок регистрации, первый и второй выходы и второй вход блока сравнения соединены соответственно с вторым и третьим входс1ми и вторым выходом формировате ля управляющих импульсов, подключенного третьим выходом к второму входу блока памяти, второй блок врода ответных действий оператора и второй блок регистрации, отличаю щ и и с я тем, что, с целью повьяие ния точности обучения, в него введе ны последовательно включенные блок адаптивного управления, измеритель электрокожной проводимости оператора и блок оценки эмоциональной напря женности оператора, соединенный пер вым выходом с первым входом блока адаптивного управления, а вторым выходом - с первым входом второго бло ка регистрации, второй вход которого подключен к третьему выходу первого блока регистрации, второй вход блок адаптивного управления соединен с вторам выходом блока сравнения, а второй выход - с вторым входом изме рйтеля электрокожной проводимости оператора, второй выход которого связан с входом второго блока ввода ответных действий оператора. 2.Тренажер поп. 1, отли чающийся тем, что в нем блок адаптивного управления содержит последовательно соединенные источник тока, первый делитель тока, первый ключ и первый элемент ИЛИ, последовательно включенные первый триггер и реле времени и последовательно соединенные второй делитель тока и второй ключ, подключенный выходом к второму входу первого элемента ИЛИ, а вторым входом - к второму выходу первого триггера, первый вЬ|1Ход которого соединен с вторым входом первого ключа, вход второго делителя тока подключен к выходу источника тока. 3.Тренажер по п. 1, о т л и чающийся тем, что в нем блок оценки эмоциональной напряженности оператора содержит последовательно включенные усилитель, амплитудные селекторы и группу триггеров, а также второй элемент ИЛИ, соединенный входами с выходами одних триггеров группы, а выходом - с входом другого триггера группы, подключенного выходом к вторым входам одних триггеров группы. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 612276, кл. G 09 В 7/00, 1976. 2.Авторское свидетельство СССР 511723, кл. Н 04 В 15/00, 1975. 3.Авторское свидетельство СССР 555422, кл. G 09 В 7/00, 1975 (прототип).

.

Фп.Г

даJO

r

i

/7

LJl

Jf

SU 888 178 A1

Авторы

Кудрявцев Виктор Борисович

Кудряшов Николай Иванович

Чижов Александр Юрьевич

Даты

1981-12-07Публикация

1980-03-20Подача