3. Тренажер по п.2, отл ющийся тем, что узел вьщ пауз содержит последовательно ненные инвертор, одновибратор ичаелениясоедии эле111119Л ,, / мент И, второй вход котррого подключен к выходу инвертора, вход которого является входом узла, а выход элемента И - выходом узла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1111195A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU947904A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU862175A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1098025A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1532963A1 |
1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий первый индикатор и последовательно, соединенные интегра, тор, генератор, формирователь кодов, первый формирователь импульсов и блок памяти, второй и третий входы . которого подключены к выходам первого и второго Счетчиков соответственно, выход блока памяти соединен с первым- входом сумматора, второй вход которого через второй формирователь импульсов подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, соединенному с входом первого счетчика, выход формирователя кодов подключен к входу второго счетчика, а первый индикатор со§динен с выходом интегратора,, отличающийся тем, что с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены элемент ИЖ, второй индикатор, первый и второй блоки управления, элемент задержки, генератор тактовых импульсов, первый и второй регистры, пёрвьй и второй элементы И.и блок сравнения, первый и второй входы которого подключены к выходам первого и второго элементов И соответственно, выход подключен к входу второго индикатора и первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом сумматора, а выход - с .входом интегратора, при этом выход генератора тактовых импульсов подключен к первым входам первого и второг о блоков управления, первые выходы которых подключены к первым входам первого и второго регистров, вторые входы которых подт ключены к вторым выходам первого и второго формирователей импульсов соответственно, третьи входы - с выходом элемента задержки, а выходы первого и второго регистров соединены соответственно с входами первых групп первого и второго элементов И, входы вторых групп которых подключены к второму выходу второго блока управления, соединенному с элементом задержки, второй вхиг, первого блока управления соединен с выходом формирователя кодов, а второй вход второго блока управления подключен к блоку ввода ответных действий оператора. :о 2. Тренажер.по п.1, отли4ib чающийся тем, что каждый блок управления содержит последовательно соединенные формирователь одиночного импульса, триггер и ключ, и узел выделения пауз, выход которого подключен к второму входу триггера, при этом второй вход ключа является первым входом блока управления, вход формирователя одиночного импульса и узла |вьщеления пауз являются вторым .входом ;блока управления, выход ключа является выходом блока управления.
Изобретение относится к автоматик и может быть использовано для обучения радиотелегра фистов передаче rta ключе. Известен тренажер радиотелеграфисТо а, содержащий датчик кода, шифратор, блок сравнения, блок регулиро вания скорости,. головные телефоны, блок ответов, фиксатор ошибок и счет чик l . . Недостатком данного тренажера является низкая эффективность обучения при ускоренной подготовке радиотелеграфистов.. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является тренажер радиотелеграфиста, содержащий первый индикатор, последовательно соединенные интегратор, генератор,. формирователь кодов, первый .формирователь .импульсов и блок памяти, второй и третий входы которого подкл чены к выходам первого и второго сче ,чиков соответственно, выход блока па мяти соединен с первым входов сумматора, второй вход которого через второй формирователь импульсов под.ключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, соединенному с входом первого счетчика, выход формирователя кодов подключен к вход второго счетчика, а первый индикатор соединен с выходом интегратора 2 . Недостатком данного тренажера являются низкие фактические возможности из-за того, что использующий при обучении метод репетованин, не учитывает ошибок, связанных с нарущением соразмерности элементарных посыпок в передаваемык знаках, что в дальнейшем приводит к зосудшению качества передачи. Целью изобретения является расщирение дидактических возможностей устройства. Указанная цель достигается тем что в тренажер радиотелеграфиста, содержащий первый индикатор, последовательно соединенные интегратор, енератор, формирователь кодов, первый формирователь импульсов и блок памяти, второй и третий входы кото- , рого подключены к выходам первого и .второго счетчиков соответственно. выход блока памяти соединен с первым входом сумматора, второй вход которого через второй формирователь импульсов подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, соединенному с входом первого счетчика, выход формирователя .кодов подклю,ченк входу второго счетчика, а первый индикатор соединен с выходом интегратора, введены элемент ИЖ, второй индикатор, первый и второй . .блоки управления, элемент задержки, генератор тактовых импульсов, первый и второй регистры, первый и второй элементы И и блок сравнения, первый и второй входы которого подключены к выходам первого и второго элементов И соответственно, выход подключен к входу второго индикатора и первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом сумматора, а выход - с входом интегратора, при этом выход генератора тактовых импульсов подключен к первым входам первого и второго блоков управления, первые выходы которых подключены к первым входам первого и второго регистров, вторые ВХ.ОДЫ которых подключены ко вторым выходам первого и второго формирователей импульсов соответственно, третьи входы - с выходом элемента задержки, а выходы первого и второго регистров соединены соответственно с входами первых групп первого и второго элементов И, входы вторых групп которых подключены ко второму 311 выходу второго блока управления, соединенному с элементом задержки, второй вход первого блока управления соединен с выходом формирователя кодов, а второй вход второго блока управления подключен к блоку ввода ответных действий оператора. Кроме того, первый и второй блоки управления содержат последовательно соединенные формирователь одиночного импульса, триггер и ключ, и узел выделения пауз, выход которого подключен ко второму входу триггера, при этом вторые входы ключей являются первыми входами блоков, входы формирователей одиночных импульсов и узла вьвделения пауз являются вторыми входами блоков, выходы ключей - выходам блоков, а выход узла вьщеления пауз второго блока управления является вторым выходом-блока. УЗИЛ выделения пауз содержит посл довательно соединенные инвертор, одн вибратор и элемент И, второй вход которого подключен к выходу инвертор вход которого является входом узла, а выход элемента И - выходом узла. На фиг.1 представлена структура тренажера; на фиг.2 - схема узла вьщеления пауз; на фиг.З - схема фор мирователей импульсов. Тренажер радиотелеграфиста содержит первый индикатор 1, последовательно соединенные .интегратор 2, ген ратор 3, формирователь 5 импульсов и блок 6 памяти, соединенный со счет чиком 7 (адреса записи), со счетчиком 8 (адреца считывания) и с сумматором 9 (по модулю два), выход которого подключен к элементу ИЛИ 10, а вход - ко второму формирователю 11 импульсов, соединенному с выходом бл ка 12 ввода ответных действий оператора (блок выполнен в виде ключа). Формирователь 4 соединен с электр акустическим преобразователем 13 и с первым блоком 14 управления, а бло 12 ввода - со вторым блоком 15 управления, выход которого подключен к элементу 16 задержки. Блоки 14 и. 15 подключены к генератору 17 тактовых импульсов. Блоки 14 и 15 управления содержат соответственно узлы 18 и 19 вьщелеНИН пауз, триггеры 20 и 21, формирователи 22 и 23 одиночных импульсов и ключи 24 и 25. Ключи 24 и 25 соединены соответственно со сдвигающими регистрами 26 и 27, подключенные через элементы И 28 и 29 к блоку 30 сравнения, соединенному со вторым индикатором 31. УЗЛЫ 18 и 19 вьщеления пауз содержат последовательно соеди-. ненные инвертор 32, одновибратор 33 и элемент И 34. Формирователи 5 и 11 содержат последовательно соединенные интегратор 35, генератор 36 импульсов, элемент И 37 и счетчик 38 импульсов. Тренажер работает следующим образом. При включении питания устанавли- ваются в исходное состояние блок 6 памяти, счетчики 7 и 8 и регистры 26 и 27. Нажатием кнопки (не показана) запускаются генераторы 3 и 17, ас формирователя 4 через электроакустический преобразователь 13 обучаемому начинают предъявляться знаки кода Морзе. Передний фронт первой элементарной посыпки знака формирует в формирователе 22 блока 14 импульс, который, воздействуя на единичный (5) вход триггера 20, .обеспечивает появление на его выходе (Q) единичного потенциала. Этот потенциал поступает на первый (управляющий) вход ключа 24 и обеспе- , чивает прохождение через второй (информационный) вход тактовых импульсов с генератора 17 на второй (тактовый) вход регистра 26. Одновременно знаки кода Морзе с ., формирователя 4 поступают в счетчик 7, Где формируется код адреса для записи в блоке 6, в котором логический ноль соответствует точке, а лс-. , гическая единица - тире. Распознает элементы знаков кода формирователь 5, импульс на первом выходе которого является разрешающим для записи ло- , гической единицы в блок 6. Импульсы со второго выхода формирователя 5 поступают на первый вход (последовательной записи) регистра 26. Так как на его второй вход подаются импульсы с генератора 17, то в регистре 26производится запись информации О контрольном (поданном с формирователя 11) сигнале. По окончании прослушивания знака в узле 18 формируется импульс паузы, которьй подается на нулевой (R) вкрд триггера 20. На единичном выходе триггера 20 появляется нулевой потенциал, который поступает, на управляющий вход ключа 24 и запись инфор мации в регистр 26 прекращается. Обучаемый, прослушав и запомнив знак кода Морзе, сразу же передает его с телеграфного ключа 12. Передний фронт, сформированный обучаемым первой элементарной посылки знака, обеспечивает появление на выходе формирователя 22 импульса, который воздействует на единичньй .вход триггера 20 и обеспечивает появление на его вькоде единичного поте циала. Этот потенциал, воздействуя на первый вход ключа 24, обеспечивает пр6з4ождение тйктовых импульсов с генератора 17 на второй вход регистра 27. Одновременно формируемые обучаем знаки поступают также в формирователь 11 ив счетчик 8. При поступлении в счетчик 8 из блока 14 считываются последовательно записанные туда из формирователя 11 кодов элементы знака, т.е. считываются импульсы, соответствующие элементу тире, и поступают в сумматор 9, на другой вход которого поступают импульсы с первого выхода формировате ля 11. Со второго выхода формироват ля 11 импульсы поступают на первый вход регистра 27, на второй вход которого подаются импульсы с генератора 17, обеспечивая запись инфор мации о передайаемом обучаемым знаке. По окончании передачи знака в узле 19 формируется импульс паузы, который подается на вход элемента 16 задержки, на второй вход триггер 20, обеспечивая появление на выходе последнего нулевого потенциала, которьй поступает на управляющий вход ключа 24 и прекращает запись информации в регистр 27 и на вторые входы элементов И 28 и 29 (импульс опроса), обеспечивая параллельное считывание информации с их выходов на первые и вторые входы соотвётственно блока 30 сравнения. Задержанный импульс с выхода эле мента 16 поступает на третьи входы (установки в исходное состояние) регистров-26 и 27, подготавливая последние для приема очередной информации. Если обучаёмьзй при передаче знака не допустил ошибок (ни выходе сумматора 9 импульсов нет) и не на46рушил соразмерности (на выходе блока 30 и myльcoв нет), то на вход генератора 3 с выхода элемента ИЛИ ТО через интегратор 2 ничего не поступает. Генератор 3 подключен к формирователю 4 и управляет изменением скорости передачи с. него знаков, которая может плавно нарастать. Скорость нарастания задается предварительно путем выбора параметров генератора 3. Если обучаемый допустил структурную ошибку, то на выходе сумматора 9 появляется импульс, которьй через элемент ИЛИ 10 поступает в интегратор 2 (фильтр нижних частот). Если обучаемый нарушил соразмерность при передаче знака, то на выходе блока 30 появляется сигнал, которьй поступает на индикатор 31, указывающий нарушение соразмерности и через элемент ИЛИ 10 - на вход интегратора 2. Допущениеобучаемым структурной опшбки или нарушения соразмерности вызывает появление навыходе интегратора 2 постоянной составляющей, пропорциональной частоте ошибок. Величина этой постоянной составляющей, воздействуя на вход генератора-3, может изменять его параметры, тем самым регулируя скорость, передачи знаков с формирователя 4. При превьш1ении напряжения на выходе интегратора 2 некоторого порогового значения (частота появления ошибок стала недопустимо большой) , загорается индикатор 1 ошибка. В этом случае обучаемый прекращает передачу на ключе и через необходимый перерыв вновь приступает к тренировке. Индикатор 31 соразмерность загорается каждый раз, когда обучаемый нарушает соразмерность элементарных посылок при передачке знака .и указывает на необходимость более точно вьщерживать длительность элементов передаваемого знака.. Формирователи 5 и 11 работают следующим образом. Сигнал кода Морзе поступает в интегратор 35, на выходе которого вьщеляётся постоянная составляющая. Это напряжение управляет частотой генерирования импульсов генератора 36, которая, та.ким рбра.зом, оказывается пропорциональной скорости передачи знаков кода Морзе. Импульсы
,c генератора 36 поступают на первый вход элемента И 37, на второй вход которого поступают импульсы, соответствующие элементам знаков кода Морзе. Импульсная последовательность s с выхода элемента И 37 (второй выход формирователя), соответствующая поступившему из формирователя А знаку, подается с формирователя 5 на вход регистра 26, а соответствующая сфер- 10 мированному обучаемым знаку - с формирователя 11 на вход регистра 27 для последующего сравнения (на пред- . мет выявления нарушения соразмерности) и на вход счетчика 38, где подсчи-15 тывается число импульсов, поступивших с генератора 36 за время, равное длительности текущего элемента знака кода Морзе. При переполнении счетчика 38 на его выходе появляется импульс пе- 20
реполнения, указывающий ня иалт1чио в знаке тире.
Счетчик 38 устанавливается в исходное состояние задним фронтом каждого элемента знака кода Морзе.
Использование изобретения позволяет расширить дидактические возможности тренажера, в котором применен метод репетования, за счет выявления ошибок, вызванных нарушением соразмерности элементарных посыпок (точек, тире, пауз между ними) в передаваемых обучаемым знаках кода Морзе. Несвоеврсметтное выявление нарушений соразмерности приводит к выработке у обучаемого индивидуал ioro почерка, приводящего в конечном итоге к неразборчивости на приеме при передаче на больших скоростях.
Фиг.З
Фиг.2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Адаптивное устройство для обучения радиотелеграфистов | 1975 |
|
SU612276A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU947904A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
. |
Авторы
Даты
1984-08-30—Публикация
1983-05-19—Подача