(54) УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ САМОХОДНОЙ МНОГООПОРНОЙ ДОЖДЕВАЛЬНОЙ МАШИНЫ
1
Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано на.самоходных многоопорных дождевальных машинах типа Фрегат.
Известно устройство аварийной защиты самоходной многоопорной дождевальной машины Фрегат, содержащее источник питания, электрогидравлическое реле, управляющее двухкамерной гидрозадвижкой, установленной на напорном трубопроводе,и контакты ртутных выключателей р1
Недостатком устройства является малая надежность защиты, вследствие увеличения переходного сопротивления ртутных выключателей в процессе эксплуатации и сложность эксплуатации из-за необходимости частой подзарядки источников питания (инкумуляторов).
Цель изобретения - повышение надежности и упрощение эксплуатации устройства защиты.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено механическим фиксатором электрогидрореле и схемой электронного ключа на транзисторе с накопительным конденсатором, имеющей маломощную схему управления, включающую поляризованное реле, при этом контакты ртутных выключателей включены последовательно с обмоткой поляризованного реле, а обмотка электрогидрореле через последовательно включенный транзистор подключена к конденсатору и через нормально разомкнутые контакты упомянутого поляризованного реле - к источнику питания.
На фиг.1 изображена схема устройства аварийной защиты самоходной многоопорной дождевальной машины; на фиг.2 - электрогидравлическое реле (ЭГР) с механическим фиксатором; на фиг.З и k - положение механического фиксатора электрогидрореле, соот38ветственно при включении и выключении дождевальной машины. Схема устройства аварийной защиты состоит из источника 1 питания, электрогидрореле 2, через штуцеры соединенное с камерой 3 гидрозадвижки. Гидрозадвижка 3 установлена на напорном трубопроводе k между дождевальной машиной и насосной станцией. Минус источника 1 питания соединен с MMHycdM диода 5 и одним выводом обмотки миллиамперметра 6, второй вывод которой через перемычку 7 связан с одним выводом последовательно соединенных контактов ртутных пыключателей 8, установленных на опорных тележках дождевальной машины. Другой вывод ртутных выключателей .8 соединен с последовательно включенным гасящим резистором 9 и обмоткой лоляризованиого реле 10, которые зашунтированы конденсатором 11. Плюс мстомяика I питания через контакты тумблера 12 соединен с выводом П контактов 13 поляризованного реле 1 О и с одним выводом контактов кнопки 1t, другой вывод которых соединен с плюсом конденсатора 11, обмоткой реле 10 и минусом диода 15- Плюс диода 5 подключен к гаслщ2му резистору 16, а. плюс диода 15 к плюсу накопительного конденсатора 17, к пыводу Я контактои 15) минусу диояа- 18 и обмотке, электрогидрореле 2. Вывод Л через стабилитрон 19 и делитель, обрпзоеанный резисторами 20 и 21, подключен к базе транзистора 22. Коллектор транзис тора 22 соединен с плюсом диода 18 и обмоткой электрогидрореле 2, а эмиттер - с резисторами 16 и 21 и минусом накопительного конденсатора 17Вода из напорного трубопровода k подается на входной штуцер электрогидрореле 2 через фильтр 23 и вентиль 2 Механический фиксатор, взаимодействующий с электромагнитом 25 через толкатель 26, включает рычаг 27. который давит на клапаны 28 электрогид рореле 2, силовую пружину 29, регули ровочный винт 30, куланок 31 .с осью 32, рукоятку 33 управления с пружиной 3, закрепленной одним концом в оси 32 рукоятки 33 управления,а другим концом - к плате 35-Рычаг 27 закреплен на оси 36 и действует на клапаны 37 электрогидрореле 2. Устройство аварийной защиты само ходной многоопорной дождевальной машины Фрегат работает следующим образом. Перед запуском в работу дождевальной машины необходимо, замкнув контакты тумблера 12, подать питание на схему защиты, после этого нажать кнопку 1. Обмотка реле 1 О получает питание через замкнутые контакты тумблера 12, кнопки Ц, гасящий резистор 9, контакты ртутных выключателей 8, перемычку 7, обмотку миллиамперметра 6. Реле 10 сработает замкнув выводы Я-П, разомкнув выводы Я-Л контактов 13, после чего реле 10 переходит на самопитание по цепи. Контроль включенного состояния реле 10 ведется по показаниям миллиамперметра 6. Одновременно начинает заряжаться накопительный конденсатор 17 от источника 1 питания через замкнутые выводы Я-П контактов 13, диод 5 и гасящий резистор 16. Величина резистора 16 выбирается из условия максимального ограничения тока заряда конденсатора 17, но с таким расчетом, чтобы время заряда не превышало 5...10 с. После заряда конденсатора 17 схема защиты готова к работе. Перед запуском дождевальной машины оператор вручную включает механический фиксатор для чего поворачивает рукоятку 33 ручного управления. При этом фиксирующая пружина 3( стремится развернуть ось 32 и вместе с ней кулачок 31 рукоятки 33 ручного управления так, что кулачок 31 стреМится занять вертикальное положение и приподнять регулировочный винт 30 вместе с рычагом 27 (фиг.2), преодолевая при этом воздействие силовой пружины 29. В этом положении рычагом 27 клапаны 28 нажаты и перекрыты, а клапаны 37 открыты. Фиксирующая пружина ЗА установлена малой жесткости и ее усилия недостаточно для преодоления воздействия силовой пружины 29- Поворот кулачка 31 и поднятие рычага 27 осуществляется либо вручную при помощи рукоятки ручного управления 33, либо подачей напряжения питания на обмотку электромагнита 25 электрогидравлического реле 2. При подаче напряжения на обмотку электромагнита 25 толкатель 26 давит на рычаг 27. Рычаг 27, вращаясь вокруг оси 36, перекрывает клапаны 28, открыЁает клапаны 37. о/;новременно рычаг 27 приподнимает регулировочный винт 30, сжимая силовую пружину 29, при этом кулачок 31 освобождается и пружина ЗА поворачивает ось 32 с кулачком 31 до упора, удерживая кулачок в этом положении, после чего напряжение с обмотки электромагнита 25 можно снять, в этом случае хотя толкатель 26уже не давит на рычаг 27, он удерживается в приподнятом положении повернувшимся кулачком 31 и фиксирующей пружиной 3 (фиг.4). После ручного включения механического фиксатора рукояткой 33 вручную откры вается вентиль и вода из напорного трубопровода k через фильтр 23 поступает на. штуцер электрогидравлического реле 2. Так как клапаны 28 открыты, то вода через штуцер поступает в нижнюю камеру гидрозадвижки 3, которая открывается. После полного открытия гидрозадвижки дождевальная машина производит полив. Если во время работы дождевальной машины происходит выбегание или отставание одной из опорных тележек, т.е. трубопровод дождевальной машины изгибается, то размыкается один из контактов ртутных выключателей 8, при этом реле 10 отключается, разомкнув выводы Я-П и. замкнув выводы Я-Л контактов 13. Схема защиты в этом случае отключается от источника 1 .питания и энергия от источника не потреб ляется. Напряжение с запоминающего конденсатора 17 через замкнутые выводы Я-Л контактов 13, стабилитрон 19, резистор 20 подается в базу тран зистора 22. Транзистор 22 открывается и все напряжение конденсатора 27 оказывается приложенным к обмотке электромагнита 25 электрогидравлического реле 2, поэтому толкатель 2& надавливает на рычаг 27, который, вращаясь вокруг оси 36, поднимает регулировочный винт 30, освобождая тем самым кулачок 31 перекрывает клапаны 28, открывает клапаны 37. фиксирующая пружина 3 поворачивает кулачок 31 (фиг.) и фиксирует рычаг 27в приподнятом состоянии. Вода через штуцер электрогидравлического реле поступает в верхнюю камеру гидрозадвижки 3, задвижка закрывается, дождевальная машина останавливается. После разряда конденсатора 17 до напряжения пробоя стабилитрона 19 он закрывается, транзистор 22 закрывает 8 4 ся, напряжение с обмотки электромагнита 25 снимается, однако рычаг 27 остается в прежнем положении, удерживаемый кулачком 31 и фиксирующей пружиной 3. Повторное включение дождевальной машины в работу производится после устранения аварии оператором в последовательности, описанной выше. Для отключения нормально работающей дождевальной машины в конце полива нужно тумблером 12 отключить питание от схемы защиты. Схема защиты позволяет также дистанционно отключать работающую дождевальную машину. Для этого в схеме перемычки 7 достаточно подключить 2-х жильный кабель, проложенный от удаленного диспетчерского пункта к дождевальной машине, на диспетчерском пункте к кабелю подключают тумблер, размыкая который, можно отключить дождевальную ма-. шину. Предлагаемое устройство аварийной защиты дождевальной машины Фрегат позволяет сохранить работоспособность защиты при изменении переходного сопротивления ртутных выключателей более чём в 1000 раз, .для питания схемы используется малогабаритный истрчник питания емкостью не боее 2, 5 А/ч, которого хватит на весь поливной сезон без смены, при эТом устройство защиты позволяет дистан- . ционно отключать дождевальную машину. Годовой эко.номический эффект от внедрения предлагаемой защиты для одной дождевальной машины составляет более 2000 р. Формула изобретения Устройство аварийной защиты самоходной многоопорной дождевальной машины, включающее источник питания, электрогидрореле, задвижку с гидроприводом на напорном трубопроводе, и контактные ртутные выключатели, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения эксплуатации, устройство снабжено механическим фиксатором .электрогидрореле и схемой электронного ключа на транзисторе с накопительным конденсатором, имеющей маломощную схему управления, включающую поляризованное реле, при этом контакты ртутных выключателей включены последовательно с обмоткой поляризованного реле, а обмотка электрогидрореле через последовательно включенный транзистор подключена к конденсатору и через нормально разомкнутые контакты поляризованного реле - к источнику питания.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Дождевальная машина Фрегат. Руководство по эксплуатации ДМ-00,000 РЭ, с.ЮА.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система электрозащиты многоопорной дождевальной машины | 1981 |
|
SU1042687A2 |
Система управления и защиты многоопорной дождевальной машины | 1980 |
|
SU1028287A1 |
Система электрической защиты много-ОпОРНОй дОждЕВАльНОй МАшиНы | 1979 |
|
SU801811A1 |
Система электрической защиты многоопорной дождевальной машины | 1982 |
|
SU1055434A1 |
Устройство для электрической защиты многоопорной дождевальной машины от неисправностей в машине | 1982 |
|
SU1072845A1 |
Система аварийной защиты многоопорной дождевальной машины | 1978 |
|
SU1047446A1 |
Система программного управления многоопорной дождевальной машиной | 1988 |
|
SU1604263A1 |
Система управления и аварийной защиты многоопорной дождевальной машины | 1985 |
|
SU1360653A1 |
Система электрической защиты многоопорной дождевальной машины кругового действия | 1989 |
|
SU1625453A1 |
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОРОСИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА С НИЗКОНАПОРНЫМИ ДОЖДЕВАЛЬНЫМИ МАШИНАМИ КРУГОВОГО ДЕЙСТВИЯ | 2009 |
|
RU2402199C1 |
S. « (« .(
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1980-04-10—Подача