Изобретение относится к механическим коробкам передач, предназначенным, преимущественно для самоходных транспортных средств. Известна коробка передач транспортного средства, преимущественно трактора, содержащая параллельно установленные в корпусе ведущий вал с закрепленными шестернями, промежуточный вал с шестернями, установ ленными с возможностью блокирования с ним, часть из которых введена в зацепление с упомянутыми шестернями ведущего вала, и ведомый вал с шестернями, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения для связи с одной из шестерен промежуточного вала, шестерни заднего хода t1. Недостатками данной коробки пере дач являются большие габариты и вес вызванные расположением блока-шесте ни заднего хода на дополнительной оси. Цель изобретения - уменьшение габаритов. Указанная цель достигается тем, что шестерни заднего хода свободно установлены на ведущем валу, причем одна из шестерен введена в постоянное зацепление с одной из шестерен промежуточного вала, а другая связана с шестерней ведомого вала, установленной с возможностью осевого перемещения . На фиг. 1 изображена коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2 то же, с изображением связей шестерен заднего хода с шестернями ведомого вала при включенном режиме заднего хода. Коробка передач содержит корпус 1, в котором установлены параллельно друг другу входной 2, промежуточный 3 и выходной 4 ва.пы. На вводном валу 2 жестко закреплены шестерни 5 и 6 и свободно установлена блок-шестерня 7 заднего хода
с венцами 8 и 9. На промежуточном валу 3 свободно с возможностью избирательного соединения с ним установлены шестерни 10-13. На выходном валу 4 установлены шестерни 14 и 15. Механизм блокировки шестерен 10-13 промежуточного вала 3 с послед ним не показан. Включение режима заднего хода осуществляется дополнительным рычагом 16. Шестерни 5 и 6 входного вала 2 находятся в посто.янном зацеплении с шестернями 10 и 11 промежуточного вала 3. Венец 9 блока-шестерни 7 входит в постоянное зацепление с шестерней 13 промежуточ
ноге вала 3. Венец 8 блока-шестерни 7 установлен с возможностью зацепления с шестерней 14, установленной подвижно на шлицах выходного вала 4 с возможностью зацепления с шестерней 12 промежуточного вала 3 и при помощи торцовых кулачков с шестерней J5, свободно установленной на выходном валу 4, находящейся в постоянном зацеплении с шестерией 13 промежуточного вала 3.
Включение реж№1а заднего хода осуществляется дополнительным рычагом 16, который перемещает шестерню 4, связанную шлицевым соединением с выходным валом 4 из положения I (режим переднего хода) в положение I} (режим заднего хода). При этом шестерня 14, распсхпоженная на выходном валу 4, входит в зацепление с венцом 8 блок-шестерни 7 эаднего хода, расположенной на входаом валу 2, а шестерня 15 свободно проворачивается на выходном валу 4.
Передние передачи в этом режиме отсутствуют.
Схема силового потока в режиме заднего хода приведена на фиг.2.
При включении первой передачи заднего хода вращение от входного на ла 2 на выходной вал 4 передается через шестерню 5 входного вала 2, шестерни 10 и 13, расположенные на промежуточном валу 3, венцы 8 и 9 блок-шестерни 7 заднего хода и шестерню 14.
93602. 4
При включении второй пepeц, заднего хода вращение от входного вала 2 на выходной вал 4 передается через шестерню 6 входного вала 2 I шестерни 11 и 13, расположенные на промежуточном валу 3, венцы 8 и 9 блок-шестерни 7 заднего хода и шестерню 14. При введении в зацепление шестерни 14 с венцом 8 блок-шестерte ни 7 заднего хода шестерни 15 свободно вращается на выходном валу 4..
Предлагаемая коробка передач по сравнению с известной проще по конструкции,, имеет меньшие габариты IS и вес.
Ориентировочный экономический эффект от использования данной коробки передач составляет 40 тыс.руб. при вьшуске 15 тыс. тракторов в год.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства, преимущественно трактора, содержащая параллельно установленные в корпусе ведущий вал с закрепленны(МИ шестернями, промежуточный вал с шестернями, установленными с возможиостью блокирования с ним, часть из которых введена в зацепление с упомянутьми шестернями ведущего вала, и ведомый вал с шестернями, одна из которых установлена с возможностью осевого перемещения для связи с одной из шестерен промежуточного вала, шестерни задиего хода, о тличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов, шестерни заднего хода свободио установлены на ведущем валу, причем одна из шестерен введена в постоянное зацепление с одной из шестерен промежуточного вала, а другая связана с шестерней ведомого вала, установленной с возможностью осевого перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I. Патент ФРГ № 2514781 , кл. В 60 К 17/08, 1979 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU979178A1 |
Коробка передач | 1987 |
|
SU1504116A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1421553A2 |
Планетарная коробка передач 10R4 со сдвоенным сцеплением | 2016 |
|
RU2721229C2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1985 |
|
SU1299844A1 |
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР | 2005 |
|
RU2293666C2 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2009 |
|
RU2397385C1 |
Коробка передач | 1988 |
|
SU1504112A1 |
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R2 | 2016 |
|
RU2621403C1 |
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1979-10-16—Подача