Изобретение относится к электротракторостроению, в частности к сис темам включения и отключения колес автомобиля от полуоси. Известно устройство для соединения колеса транспортного средства с полуосью, содержащее установленную на полуоси с возможностью осевого п ремещения втулку с внешним зубчатым венцом для связи с зубчатьм венцом ступицы колеса, при этом втулка под пружинена относительно полуоси Jl 1. Однако это устройство сложно по конструкции и не обеспечивает автом тического включения колес при включении ведзтцего моста. Цель изобретения - обеспечение автоматического включения колеса в работу. Указанная цель достигаетсятем, ч устройство снабжено кулачками со скошенными боковыми поверхностями, расположенными соответственно на ца фе полуоси и упомянутой втулке для связи последних между собой, при этом в упомянутых втулке и полуоси вьшолнены радиальные /отверстия, упругий элемент вьтолнен в виде скобы, расположенной в упомянутых отверстиях, а продольные оси радиальных отверстий втулки параллельны и эксцентричны продольной оси радиального отверстия полуоси. Кроме того, отверстия втулки выполнены конусными с острьм углом наклона образзгющей к продольной оси или цилиндрическими с осями, расположенными под углом друг к другу. На фиг. 1 изображено устройство, общий вид (колесо отключено от полуоси) на фиг. 2 - устройство во включенном положении5 на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. I, на фиг. 4 - вид по стрелке Б на фиг. 2. На шлицах 1 полуоси 2 установлена подвижно-в осевом направлении втулка 3 с внутренними 4 и наружными 5 щлицами. Внутренние галицы 4 находятся
в постоянном зацеплении со шлицами
1полуоси 2. На ведущем фланце 6 ступицы 7 выполнены шлицы 8.
В полуоси 2 и втулке 3 выполнены радиальные отверстия 9 и 10 соответственно, в которые вставлена упругая скоба 1 1 , Оси этих отверстий смещень относительно друг друга (фиг.З).
На торцовых поверхностях втулки 3 и цапфы 12 имеются кулачки 13 (фиг,4, ведущий фланец 6 условно не показан) со скошенными боковыми поверхностями 14.
На втулке 3 напрессован колпак 15
Устройство используется следуюпщм образом.
При включении переднего моста начинает вращаться полуось 2. Так как цапфа 12 при этом остается неподвижной, кулачки 13, набегая друг на друга, заставляют перемещаться втулку 3 по шлицам I полуоси 2, преодолевая сопротивление скобы 11 и распрямляя ее. Вследствие смещения осей отверстий 9 и 10 скоба I не распрямляется до конца, а проворачивается вокруг оси отверстия 9 на ISO и перемещает втулку 3 до введения шлицез 5 в зацепление со шлицами 8 ведущего фланца 6 ступицы 7.
Отсоединение ступицы 7 от полуоси
2производится нажатием на колпак
5. Втулка 3 перемещается под воздействием этого усилия, распрямляя скобу 11, а затем, после проворачивания скобы 11, отводится в выключенное положение и удерживается в нем указанной скобой 11.
Если при выключении кулачки J3 втулки 3 и цапфы 12 упрутся друг в друга, необходимо провернуть ступицу 7 относительно цапфы 12.
В зависимости от требований к работе устройства, его размеров и упругости скобы радиальные отверстия 10 втулки 3 могут быть выполнены расширяющимися к оси полуоси 2 (фиг.2), а также цилиндрическими с осями, расположенными под углом друг к другу (фиг,1), и цилиндрическими соосными.
Так, выполнение цилиндрических соосных отверстий во втулке упрощает технологию изготовления устройства. Выполнение цилиндрических отверстий с осями, расположенными под углом друг к другу, упрощает технологию изготовления, уменьшает ход муфты при включении и высоту кулачков, а
также уменьшает усилие при выключении. Наконец, выполнение отверстий расширяющимися к оси полуоси позволяет уменьшить ход втулки при вклюJ чении и выключении и высоту кулачков.
Выполнение упругого элемента в виде скобы, установка его в радиаль.Hbie отверстия на втулке к полуоси, наличие кулачков на торцах втулки 10 и цапфы, обращенные друг к другу, позволяют упростить конструкцию устройства, процесс его изготовления, . з еньшить металлоемкость устройства, обеспечить автоматическое включение 13 передних колес автомобиля при включении переднего моста, что позволяет, в свою очередь, уменьшить износ шин и деталей трансмиссии.
Смещение осей отверстий во втулке 20 и полуоси относительно друг друга позволяет облегчить проворачивание скобы. Формула изобретения
1.Устройство для соединения колеса транспортного средства с полуосью,
25 содержащее установленную на полуоси с возможностью осевого перемещения втулку с внещним зубчатьм вейцом для связи с зубчатым венцом ступицы колеса, при этом втулка подпружинеJ0 на относительно полуоси, отличающееся тем, что, с целью обеспечения автоматического включения колеса в работу, оно снабжено кулачками со скошенными боковыми поверхностями, расположенньяи соответственно на цапфе полуоси и упомянутой втулке для связи последних между собой, при этом в упомянутых втулке и полуоси выполнены радиальные отверстия, зшругий.элемент выполнен в виде скобы, расположенной в упомянутых отверстиях, а продольные оси радиальных отверстий втулки параллельны и эксцентричны продольной оси радиального отверстия полуоси.
2.Устройство по п.1, о т л и чающееся тем, что упомянутые отверстия втулки выполнены конусными с острым углом наклона образующей к продольной оси полуоси.
3. Устройство по П.1, о т л и чающееся тем, что упомянутые отверстия втулки выполнены цилиндрическими с осями, расположенными под углом друг к другу.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
I. Патент США. № 2844238, кл. 192-67, 1958.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для включения привода колеса транспортного средства | 1980 |
|
SU950557A1 |
ПОЛУОСЕВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 1992 |
|
RU2037435C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ БЛОКИРУЕМЫЙ | 2008 |
|
RU2407933C2 |
МОСТ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ В ХОДОВОЙ ЧАСТИ | 2023 |
|
RU2811589C1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Пневматическая муфта включения ведущего колеса автомобиля | 2023 |
|
RU2820142C1 |
Поворотный кулак для автомобилей | 1977 |
|
SU749723A1 |
МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2077442C1 |
Устройство для подключения ведущего колеса к трансмиссии транспортного средства | 1986 |
|
SU1425105A1 |
Ступица колеса со встроенным тормозом | 1983 |
|
SU1419513A3 |
15
j / фаг.2
10
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1980-03-21—Подача