В ОСНОВНОМ авт. сн. «Yg 57100 онисыиается устройство для регулирояания мощности водяной турбины г .зявнсшюсти от изменения уровня воды на вер.чнем бьефе гидроэлектростанции. Датчиком для действия устройства яв;1яется поплавок, связанный через систему контактов н ре;,е с сервоприводом, перемещающимся с ностоянной скоростью.
В нредлагаемом устройстве вместо контактов и реле применен). дроссели усиления; обмотка возбуждения сервомотора получает питание от магнитного усилителя, обмотка подмагничивания которого подключена к месту из твердых выпрямителей, включеииому в цепь ротора сервомотора. Для нолучения автоматического регулирования устройство снабжено изодромным механизмом, состоящим из дифференциального сальника с вращающимся ротором и статором.
На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема иредлагаемого устройства; на фиг. 2-схема изодромного механизма.
Механический датчик для,действия устройства-поплавок / связан с ротором однофазного сельсина 2. Регулирование осуществляется носредством двух дифференциальиых сельсинов 3 и 4, магнитного усилителя 5, моста, .составленного из дросселей усиления 6 и твердых выпрямителей 7, в диагональ которого включен ротор однофазного коллекторного электродвигателя (сервомотора) 8, воздействующего на механизм регулятора скорости водетгой турбины с иомощью связи 9.
Ротор сельсина 3 связан посредство.м жесткой связи /О с направляющим аппаратом турбины.
Обмотка возбуждения электродвигателя 8 (сервомотора) получает питание от магнитного усилителя //, обмотка подмагничивания которого подключена к мосту 12 из твердых выпрямителей, включенному в цепь ротора электродвигателя (сервомотора) 8.
Устройство действует следуюии-1м образом.
Л1 cS94022
Пр;: cor;idcoB iii iii иоло/кешш риторов со;1ьснпои ., -У и -J и обмотке 13 ротора сельсина -/ напряжение будет равно нулю.
ripir изменении уроп.я воды нерхнего бьефл пудроулектростаиц. пслдапок / iiOBOpa4iiiuieT ротор сельсила 2. вследствие чего, ирн затор,можеггиом роторе с ,тьс)1иу 4 возннкает |5оссогласование ротора ес.чьсиijOB 2, 3 li 4 li на обмотке 13 cejibciuia -/ появляется 1-1аи)я кенне, ве.; ичина ,1 фаза которогс) зависит от рассслмасовання роторов сельсниои.
.VlarHHTiHiJii усилите;;) 5 состоит из входном первичной обмотк ; II, | KOTopoii /годк/почеиа н1 ходиая обмотка i3, се.тьсима -/ и двух liTopjiuпых зыхо.чных облюток 15 16, вк.тючеииых iiaiscTjKMv друг Д|)1у. HIIH вози1 киовеи и расс:)глас() и(J;:o кeпия poTOpOii се.льсии1Л 1анря/ леппе об.мотки /.у ce;ibC ; a -/, нодв(:де11иое к .-lepiinHiifjii обмотке 14 ма.нигного ус1;,111те„чя ,5, будет |;;;х()диться в (j)a3e и.ли противО разе с иа.чря/ксиием, ;одведеп()1м ; вто) обмоткам 15. Г1оч1том с.;отр.етстБспп.) .;;ич ваетс ; то| в цепи одной из УТИХ обмоток и меиы ;ается ток д)у|;о;; об.иотк. Токи, и))С)ходяп1ие чег)ез вто|з/1чиые 1)б.мотки 15 лк1гniiTiioio усг..т.ите.тя 5, .1Я1()тся твердыми выпрямите.1ями /7 и иодводятск К .110чени. ианетре }.друг другу обмоткам подмаг11ичива11;-1я /лостояпиого тока /тух Airocce.ie;- }силеиия 0. Обмотки иерсменМ(ИЧ) тока дросселей /- с иос.тедователы о вклк)че(пь;ми тверд1)1ми з1..1И:)я.ите:1ЯлП 7, составляют мост, в диа,го.иа..ь которого икл/о-ен |)ото|) у.тектродвшателя (сервомотора) Л .
Когда токи вториЧкы.х обмоток 13 уси.ште.тя 5 равны между собой, иод.маг.чичпвамие дросселей 6 i-ie и|К5исход1гг, мост иЗ рабочих обмоток дросселей в .будет уравновешен и ток через ротор лект)одвигателя Л протекать ие будет. Пр.и возалкповеиии |)аесог,тасоваьия сельсинов одик из д)оесе.:;ен С/ под1 агиич1П5ае1ся, а ито)л:)й размагничивается. При чтом равиовесие .моста иаручиае1ся и через ротор электродв гате, 8 проходит ток, создающий мо.мепт вращения, ироио|)ии(Я1аль 1ЫЙ ве.типше рассогласования роторов сельсинов. В зависимости от знака рассогласова-. Т1ИЯ jiotopoB ce.TbCiH-iOB э.лектродвигатель 8 jipai-иается в одну илп другую сторону и через связ) 9 воздействует iia : 1еханизм смен{ения ре улировочпой характеристики )егулятора с1чО)остп ту) Ji.Tii егюсредстБе.но на )едуктор )авляюн;его аппарата турб|П ы нрн отсутствии у ту;)бины регулятора скорости.
Наирав.тяюпипт annapai т},рби1П51 иереллчдается и соответственно ;пмегяет расход воды через турбину и мглдность гидгюагрегата. Пр;./ изменении положения направляющего аппарата турбины, через связь 10, с-)ответствеино новорачивается ротор сельсина 3. Процеее регулнрования нродоли ается до восстанов,тенпя согласования ноложе.чия ротора сельсинов 2, . Таки.м образом, как это прслгс.ходнт при статическом рег}.аированнИ, каждЪ.му значению уровня воды // соответствовать определенное положение )OTc;|:ia Сельсина 3 и, е.тедовательио, опре.че.тем1П) рас ход воды и мощность г;|дростапгии1.
JiaiiBbfCHJe.My допустимо.му уровню Н liepvxi-icro бье(|)а гид))останцни будет соответствовать полное отк|)ытне турбины, а наипиз1пем дапуст -, MOMV уровню Я2---()ткрытие холоетого хода.
Возбуждение :)Лектродвигателя 8 осуи1еетвляется током усил11тет иронори.ноиал1Л)ым току в иоии ротора ;).,)од ;лгате,тя 8. При пеио;;вижиом роторе TOis возбуждения ,чвигате.ля .миппмалеп. Д.тя иовьииеимя Устойчгпюетн системы регулнрования применена г }бкая от);пате. обратная .связь 18. возлействуюнтая через обмотку 19 на вход магн.тгного ус1ктте..тя 5, в завжнм-остм от напряжется на роторе у.лектродвигате-. ля (сервомотора) 8..
С.хема действия астатического регулят(;ра мон;пости гидроаг)егата но водотоку ана.чогична схеме срш. 1 за 11склк)ченне.м тгио, что в.место
co.ibciiHii -У n 5iiMt4ieii ciicniia,ibHbiH изолромпьи механизм, лзображенньп на фиг. 2.
Дейсил-к vToro механизма происходит c.ie.iyioimi.M образом.
Механизм ирсдставляет собой дифференциальный сельсин 20, ротор л статор кс/торого )аи1а1отся иезаннсимо от оби1ей оси. Ротор се. -О () скяза.и с ,)аиляюш,им И1 иаратом турбины с номониио связи 10. (/гатор сельсина 20 может ирап1.аться реверс11ииь1м мотором ./ (л;о:ц;и)стыо око.чо 25 50 ит) посредст15ом червячной нере.аачи. С ротоjiOM се.льсима 20 22, который может иереме иат1)Ся HCJ .U.yM KriHT.iKTaM 23 и 2-1, сг.язаниыл со стато.)ом се.чьсина 20.
Koi-да 1К)ложе1-1НС ;)OTo)Oi3 ce.nbcniia 2. : и / coiviacoiuiiio и наи|)яжение обмотке So jioropa сельсииа -/ paBiu; .. уро15еиь ве1)хиего бье(Ьа (устаиов1 и находнгсяна задгимк) отметке Е н коитакт ротора 22 cc.TijCiiiia 20 1ах;).п.тся между контактами 2 и 2-:/ статора, ие ,ЧЯС1 с НИ.МИ.
При 1змене1: 111 ио.;1ожеиня )вня зерхне1Ч 6i;.e(j)a //i, нозиикаст ряссог;1асо;;аине в но;и)жен;1И роторов сс.пьсниои 2, 3 и 4 - регу-пято нриходнг в действие, и;-ме11яет открытие иаира15ля;он1е1Ч5 аниа|пгга т рбнны i со(;т1,) |(,- Орачи1.аст ротор ce,:beiiiia 20. При коитг1кт 22 замыкается с KOHTaixTOA 23 H.IH 24, ротог; /-/ начииает медленно (н зависимоети от и.;1он1адн зерка,1а верхнего бьес|)а и других параметров гидрс стаииии) вран|ат1 ея, иово;)ачивая етатор сельсина 20.
Проиесе )егули1)оваг1ня будет иродо.лжаться до тех пор, rioKa контакт 22 не ycTaiiOHHTcsi между контактами 23 и 24, а ур овень liepxHeiO (1)а ие доетнгиет заданного значения Н .
П р е д м с т и 3 о б р с т е и н я
1.Хстройетво для автоматическо1о регулн|К)ваннк 1)дяноГ| турбиiHai но airr. ск. .о 57iO(), о т л н ч а ю IH, е е е я тем, что, с не.тью унрогценля схе.мгл н надежности де11ствия устройства вместо контактов н |)e,ie, ирн, дросселя уси.тения и обмотка иозбужден 1я сервомото :)а iiojiyчает питание от магнитного усилителя, обмотку подмагничивания которого 1К)д.кл1очеиа к мосту из твердых иыирямите.тей, нклюменьомх- внеи:. jKvropa сервомотора.
2. с:тройство по и. I, отлича ю И1 е е е я тем, ч-io л.1я ио,|учеци/i aci атического регулирования оно снабжено изодромным механизмом, состояни- М из дифференциального сельсина с враи1а)Н1имся рот;)ром и с 1 атором.
- 3,ь 8940:
Авторы
Даты
1950-01-01—Публикация
1949-05-14—Подача