1
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности подшипникам качения, и может быть применено в узлах где недопустимо использование i жидких или пластичных смазок.Известен подшипник качения с твердой смазкой, содержащий кольца с дорожками качения и сепаратор с гнездами для тел качения, разделенными перемычками fl.
Недостатком известного подшипника является то, что перенесение смазки в контакт шариков с кольцами и сложность ее удаления приводит,в итоге, к разрушению перемычек сепаратора и заклиниванию подшипника как в результате нарушения сепарации шариков, так и в результате устранения радиального зазора при скоплении избыточного количества смазки на дорожках качения. Кроме того, образование и выход из зоны трения большого количества твердосмазочного материала приводит к загрязнению подшипникового
узла и прилегающих к нему поверхнос тей.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности работы подшипника.
Поставленная цель достигается тем, что подшипник качения с твердой смазкой, содержащий кольца с дорожками качения и сепаратор с гнездами для
10 тел качения, разделенными перемычками, снабжен вставками из магнитомягкого материала и магнитами, причем на каждом изг колец подшипника со стороны нерабочей цилиндрической поверхности
15 выполнена канавка, в которой размещена одна из вставок, а магниты встроены в перемычки сепаратора, что смазка содержит 5-20 ферромагнетика, при этом полюса магнитов выполнены
20 с радиусом кривизны меньшим, чем радиус тела качения. Кроме того, кольца и сепаратор выполнены из немагнитного металла. На фиг. 1 изображен подшипник, об щий вид; на фиг, 2 - сечение А-А на фи г. 1. Подшипник состоит из внутреннего кольца 1 с покрытием направляющих бортиков твердой смазкой и наружного кольца 2, выполненных из подшипниковой немагнитной стали, в канавках которых размещены вставки 3 и i из магнитомягкого материала и шариков 5 из магнитного материала. Борта сепаратора, состоящего из двух полусепараторов 6, соединенных заклепками 7 также покрыты твердой смазкой. В первмымках расположены магниты 8 с ограничителями 9 и 10 из магнитного материала, образующие карман, в которых расположена смазка с ферромагнитным наполнителем 11. Подшипник работает следующим образом. При перемещении одного из колец, например, внутреннего 1 относительно наружного 2, сепаратор вместе с магнитами 8 также движется, при: этом маг нитоактивная смазка 11, расположенная вдоль силовых линий поля,перемещается вдоль дорожек качения, смазывая их за счет адгезионных свойств твердой смаз ки, например, дисульфида молибдена. Геометрия тел выбрана таким образом, что кривизна полюсов магнитов меньше кривизны дорожек качения колец и шариков. За счет этого смазка постоянно стремится удерживаться на по;ЛЮС8х магнитов и устраняется возмож,ност| заклинивания. При уменьшении ;взаимного притяжения колец и шариков а также для предотвращения усиленного прих1ипания смазки к подшипниковым кольцам, они выполнены из немагнитного материала. Магнитный поток замыкается частично через шарики 5 и частично через вставки 3 и , что благоприятно сказывается На работоспособности устройства, ТЭК как смазываются не только кольца, но и шарики. которые в свою очередь переносят смазку в контакт с сепаратором. В случае возникновения достаточно толстого слоя смазки, она отслаивается и захватывается ближайшим магнитом, который убирает ее с дорожки качения кольца, при этом смазка не удаляется из объема подшипника, а используется многократно. Предлагаемый подшипник качения долговечен в работе без снижения его грузоподъемности за счет постоянного удержания смазки в объеме подшипАика и более рационального (многократного) использования ее запаса. Формула изобретения (. Подшипник качения с твердой смазкой, содержащий кольца с дорожками качения и сепаратор с гнездами для тел качения, разделенными перемычками, отличающийся ,тем, что, с целью повышения надежности и долговечности его работы, он снабжен вставками из магнитомягкого материала и магнитами, причем на каждом из колец подшипника со стороны нерабочей цилиндрической поверхности выполнена канавка, в которой размещена одна из вставок, а магниты встроены в перемычки сепаратора. 2.Подшипник по п. 1, о т л и чающийся тем, что смазка содержит 5-20 ферромагнетика 3.Подшипник по пп. 1 и 2, о т личающийся тем, что полюса магнитов выполнены с радиусом кривизны меньшим, чем радиус тела качения. . Подшипник по пп. 1, 2 и 3, о тличающийся тем, что кольца и сепаратор выполнены из немагнитного металла. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Спицын Н.А. Самосмазывающиеся подшипники. М., Машиностроение, 1970, с.35.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипник качения | 1985 |
|
SU1413318A1 |
Упорный подшипник качения | 1985 |
|
SU1448135A1 |
Упорный подшипник качения | 1981 |
|
SU1059299A1 |
Подшипник качения | 1989 |
|
SU1661501A1 |
ШАРИКОПОДШИПНИК И СЕПАРАТОРЫ ДЛЯ НЕГО | 1998 |
|
RU2157928C2 |
ОПОРА ВРАЩЕНИЯ С МАГНИТНОЙ РАЗГРУЗКОЙ ТЕЛ КАЧЕНИЯ ОТ ДЕЙСТВИЯ ЦЕТРОБЕЖНЫХ СИЛ | 2008 |
|
RU2376506C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2276749C2 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2319046C2 |
Подшипник качения | 1990 |
|
SU1754945A1 |
Шарикоподшипник | 1972 |
|
SU486161A2 |
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1979-11-02—Подача