Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для передами вращательного движения с плавно регулируемой скоростью. Известен шариковый вариатор, содержащий корпус, размещенный в нем ведущий вал, ведомое звено, взаимодействующие с ним два ряда шариков, каждый из которых взаимодействует с установленными на ведущем валу двумя внутренними кольцами и одним внешним коль цом, связанным с корпусом упругим элементом, и регулирующее гидравлическое устройство EIX К недостаткам этого устройства от.носится его низкая нагрузочная способность по передаваемому вращающе.му моменту. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является регулируемая передача, содержащая корпус, размещенные в нем на подшипниковых опорах ведущий и ведомый валы, связанные с последним водило с сателлитами, взаимодействующие с ними заторможенный эпицикл и солнечную шестерню, связанный с ней шариковый вариатор, включающий два ряда шариков, взаимодействующие с каждым из них внешние кольца и установленные на веведущем валу с возможностью осевого перемещения два внутренних кольца, упругие элементы и гидравлическое регулируемое устройство t2. .К недостаткам этой передачи относятся ее большие габариты и металлоемкост.ь, обусловленные тем, что вариатор и планетарный механизм, включающий солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл выполнены в виде двух последовательно соединенных самостоятельных узлов. Цель изобретения - уменьшение ее габгч)итов и металлоемкости. Указанная цель оьеспечивается тем, что ведущий вал установлен на подшипниковых опорах в водиле, солнеч38мая шестерня расположена между рядами шариков и на ее торцовых поверхностях выполнены взаимодействующие с шариками фрикционные дорожки качения а внешние кольца установлены а .водиле с возможностью осевого перемещения и связаны с ним посредством упругих элементов. На фиг. 1 схематично изображена регулируемая передача, продольный разрез; на фиг. 2 - схема, поясняющая работу шариков вариатора. Регулируемая передача содержит кор пус 1, размещенные в нем на подшипниковых опорах 2 и 3 ведущий вал и на подшипниковых опорах 5 и 6 ведомый вал 7, связанное с последним водило 8 с сателлитами9. взаимодействующие с сателлитами заторможенный эпицикл 10 и солнечную шестерню 11 шариковый вариатор, включающий .два ряда шариков 12 и 13 взаимодействующие с каждым из них внешних кольца 14 и 15 и установленные на ведущем валу k с возможностью осевого перемещения внут ренние кольца 16-19 и гидравлическое регулируе юе устройство 20, имеющее поршень 21 и гидроканалы 22, 23 и 24 Подшипниковые опоры 2 и 3 установлены в водила 8, солнечная шестерня 11 расположена между рядами шариков 12 и 13 и на ее торцовых поверхностях выполнены взаимодействующие с шариками дорожки качения 25 и 26, а внешние кольца 14 и 15 установлены в водиле 8 с возможностью осевого перемещения и связаны с ними посредством упругих элементов 27 и 28. Поршень 29 совместно с внутренними кольцами 16 и 17 образуют гидрокамеры, в которые через гидроканалы 22, 23 и 24 подается рабочая жидкость. Осевая фиксация внутренних колец 18 и 19 осуществляется посредством гаек 29 и 30. Передача работает следующим образом. При вращении ведущего вала 4 врадаются внутренние кольца 16-19, их вращение через ряды шариков 12 и 13 .передаются солнечной шестерне 11, а от негосаттелитам 9 водилу 8 и ведомому валу 7. Натяг во фрикционном контакте шариков с соответствующими кольцами создается давлением рабочей жидкости на смежные внутренние кольца 16 и 17 создаваемые гидроприводом (не показан) в гидравлическом ре гулируемом устройстве и давлением упругих элементов 27 и 28. . Регулирование скорости вращения водила 8, и следовательно ведомого, вала 7| производится за счет варьирования скорости вращения солнечной шестерни 11 путем изменения давления жидкости на внутренние кольца 16 и 17, приводящего к осевому перемещению этих колец и радиальному перемещению шариков 12 и 13, что приводит к изменению положений точек контакта шариков с кольцами и соответственно к изменению передаточного отношения в кинематической цепи: ведущий вал 4 - солнечная шестерня 11. Общее передаточное отношение передачи Г определяется зависимостью: (s}j( . Z-ibx|R3 -f-f Ша /r fi йл (Vj,, (S) скорости вращения ведущего и ведомого валов; числа зубьев солнечной шестерни и эпицикла; расстояние точек ,1i}MR,,R, контакта А, В, С, D шарика, показанные на фиг. 2, где точка О является центром мгновенного вращения шарика при остановленном водила. Предлагаемая передача за смет размещения шарикового вариатора внутри солнечной шестерни позволяет уменьшить ее вес и габариты примерно в 1,7-2,5 раза. Формула изобретения Регулируемая передача, содержащая корпус, размещенные в нем на подшипниковых опорах ведущий и ведомый валы, связанное с последним водило с сасателлитами, взаимодействующие с ними заторможенный эпицикл и солнечную шестерню, связанный с ней шарнирный вариатор, включающий два ряда шариков, взаимодействующие с каждым из них внешние кольца и установленные на ведущем валу с возможностью осевого перемещения внутренние кольца, упругие элементы и гидравлическое регулируемое устройство, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов передачи, ведущий вал установлен на подшипниковых опорах в водиле, солнечная шестерня расположена между рядами шариков и
5 89 287«
на ее торцовых поверхностях выполнены1 . Авторское свидетельство СССР
взаимодействующие с шариками дорожкипо заявке № 2538116/28,
качения, а внешние кольца установленыкл. F 1б Н 15/50, 1977.
в водила с возможностью осевого пере-2. Волков Д.П., Крайнев А.Ф. Трансмещения и связаны с ним посредством$ миссии строительных и дорожных машин,
упругих элементов.Справочное пособие. М., МашиностроеИсточники информации,ние, 197+, с. 329, табл. 38 (протопринятые во внимание при экспертизетип).
25 0 15 21 Фиг.1
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1980-03-07—Подача