Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве автоматического бесступенчатого вариатора скорости в транспортных и других машинах. Известен автоматический инерционный трансформатор крутяш,его момента, содержащий корпус, ведущее водило, неуравновешенные сателлиты, центральное колесо, механизм свободного хода и ведомый маховик 1. Центральное колесо, являющееся реактором, связано с корпусом через механизм свободного хода и с ведомым маховиком - упругим элементом, выполненным в виде торсионного вала. Большой осевой размер этого трансформатора обусловлен необходимостью использования длинного торсионного вала, работающего в условиях циклического закручивания. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является инерционный трансформатор крутящего момента, содержащий корпус, ведущий вал, ведомый вал с маховиком планетарный механизм с неуравиовешенными сателлитами и тремя основными звеньями (солнечной шестерней, водилом, эпициклом) и механизм свободного хода 2. В этом трансформаторе эпицикл связан с ведущим валом, солнечная шестерня через механизм свободного хода с корпусом, а водило через упругий апемент в виде торсионного вала с ведомым маховиком. Однако большой осевой размер известного трансформатора и циклическое скручивание торсионного вала снижают его долговечность. Целью изобретения является сокращение осевого габарита и увеличение долговечности трансформатора. Это достигается тем, что предлагаемый трансформатор снабжен двумя центробежными муфтами и дополнительным планетарным механизмом с уравновешенными сателлитами и такими же основными звеньями, одноименные основные звенья основного и дополнительного планетарных механизмов в каждой из двух пар связаны между собой центробежными муфтами и одна из них связана с ведущим валом, одно из основных звеньев третьей пары, выполняющее функции реактора, связано с корпусом через механизм свободного хода, а другое основное звено .этой же пары - с ведомым валом.
В результате между реактором и ведомым валом создается инерционная упругая связь на всех режимах работы трансформатора, включая режим заторможенного ведомого вала.
На чертеже схематично изображен предлагаемый инерционный трансформатор.
Инерционный трансформатор содержит корпус 1, ведущий вал 2, ведомый вал 3 с маховиком 4, солнечную шестерню 5, водило 6, эпицикл 7 и неуравновешенные сателлиты 8 основного планетарного механизма, солнечную шестерню 9, водило 10, эпицикл 11 и уравновешенные сателлиты 12 дополнительного планетарного механизма, центробежную муфту 13, связывающую водило 6 и 10, центробежную муфту 14, связывающую эпициклы 7 и 11, механизм 15 свободного хода, связывающий солнечную шестерню 5, являющуюся реактором, с корпусом 1. Солнечная шестерня 9 жестко соединена с ведомым валом 3, а водило 10 - с ведущим валом 2.
Инерционный трансформатор крутящего момента работает следующим образом.
Вращение ведущего вала 2 с постоянной угловой скоростью передается через водило 10 и центробежную муфту 13 на водило 6, где установлены неуравновещенные сателлиты 8. При обкатывании неуравновешенных сателлитов 8 по солнечной шестерне 5 возникает импульсный инерционный крутящий момент, создаваемый центробежными силами неуравновешенных сателлитов 8. Отрицательные импульсы инерционного момента замыкаются через механизм 15 свободного хода на корпус 1.
Положительные импульсы инерционного момента передаются через эпицикл 7, центробежную муфту 14, эпицикл 11 и сателлиты 12 солнечной шестерне 9 и, следовательно - выходному валу 3, приводя его в равномерное одностороннее вращение при неравномерном колебательном движении реактора. При заторможенном ведомом вале 3 ведущий вал 2 является разгруженным. При моменте сопротивления на ведомом валу, равном моменту, на ведущем валу,устройство работает в режиме динамической муфты, т.е. все звенья его вращаются с одинаковой угловой скоростью. Изменение момента сопротивления на ведомом валу 3 автоматически
приводит к изменению скорости обкатывания неуравновешенных сателлитов 8 по солнечной шестерне 5, что изменяет величину инерционного крутящего момента на ведомом валу 3 и, соответственно, скорость его вращения.
В предлагаемом трансформаторе функции упругого торсионного вала выполняют центробежные муфты, связывающие основные звенья планерных механизмов. Такое выполнение позволяет сократить осевой габарит трансформатора и за счет высокой податливости центробежных муфт уменьшить динамическую нагруженность элементов трансформатора, что способствует увеличению его долговечности.
Формула изобретения
Инерционный трансформатор крутящего момента, содержащий корпус, ведущий вал , ведомый вал с маховиком, планетарный механизм с неуравновешенными сателлитами и тремя основными звеньями и механизм свободного хода, отличающийся тем, что, с целью сокращения осевого габарита и увеличения долговечности, он снабжен двумя центробежными муфтами и дополнительным
0 планетарным механизмом с уравновешенными сателлитами и такими же основными звеньями, одноименные основные звенья основного и дополнительного планетарных механизмов в каждой из двух пар связаны между собой центробежными муфтами и одна из них связана с ведущим валом, одно из основных звеньев третьей пары, выполняющее функции реактора, связано с корпусом через механизм свободного хода, а другое основное звено этой же пары -.с ведомым
валом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Мальцев В. Ф. Импульсивные вариаторы. М.,«Мащгиз)), 1963, с. 52, фиг. 35.
2.Авторское свидетельство СССР
№ 305297, кл. F 16 Н 31/00, 1969 (прототип).
//
rw/ /, ;
12
fUT
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1982 |
|
SU1017864A1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1980 |
|
SU905555A1 |
Инерционно-импульсная передача | 1981 |
|
SU1011942A1 |
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1992 |
|
RU2049284C1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1977 |
|
SU643692A1 |
Установка для экспериментального исследования вынужденных крутильных колебаний | 1957 |
|
SU114965A1 |
Инерционный гидродифференциальный трансформатор вращающего момента | 1982 |
|
SU1097848A1 |
Автоматический инерционный транс-форматор крутящего момента | 1972 |
|
SU508622A1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1980 |
|
SU922368A1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1990 |
|
SU1820105A1 |
Авторы
Даты
1980-04-25—Публикация
1975-06-03—Подача