Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах-с ограниченными диаметральными габаритами, например в : забойных двигателях - турбобурахИ электробурах.
Известен планетарный редуктор, со- держащий корпус, ведущий и ведомый валы, связанную с ведущим валом сол-. нечную шестерню с косыми зубьями, неподвижный эпицикл с прямыми зубьями, связанное с ведомым всшом водило, установленные на,нем взаимодействующие с солнечной шестерней и эпициклом двухвенцовые сателлиты, соответственно с косыми и прямыми зубьями jH уравнительный механизм 1.
К недостатку данного редуктора относится его невысокая нагрузочная способность, что связано с невозможностью установки в нем большого коли-честна сателлитов, в частности больше трех.
Наиболее близким к изобретению по техн1 ческой сущности является планетарньй редуктор, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, соединенное с ведомым валом водило, установленные на нем соосные параллельные ряды: сателлитов, взаимодействующие с каждым из рядов сателлитов центральные колеса, одно из которых соединено с ведущим валом, а другое - заторможено, и уравнительные механизмы.
В известном редукторе сателлиты не имеют возможности перемещений в , осевом направлении, так как они установлены на сферических опорах, а уравнительные механизмы выполнены в
10 виде зубчатых муфт с косыми зубьями, посредством которых соответствующие центральные колеса соединены между собой и с ведущим валом 2.
К недостатку известного планетар15ного редуктора относится также его невысокая нагрузочная способность, что связано с недостаточным выравниванием распределения нагрузки между сателлитами в каждом из рядов при
20 числе их больше трех.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности планетарного редуктора.
Поставленная цель достигается тем,
25 что в планетарном редукторе, содержащем корпус, ведущий и ведомый валы, соединенное с ведомым валом водило, установленные на нем соосные параллельные ряды сателлитов, взаимодействующие с каждым из рядов сателлитов центральные колеса, одно из которых соединено с ведущим валом, а другое - заторможено, и уравнительные механизмы, сателлиты установлены с возможностью осевого перемещения под действием усилий в зацеплении их с одним из центральных колес, а уравнительные механизмы:выполнены в виде размеще.нных на водиле, .заполненных жидкостью и гидравлически связанных между собой сильфонов, каждый из которых взаимодействует с одним из сателлитов.
На чертеже схематично изображен планетарный редуктор, продольный разрез.
Планетарный редуктор содержит корпус 1, ведущий 2 и ведомый 3 валы, соединенные с ведомым валом водило 4 установленные на нем соосные параллельные ряды сателлитов 5-8, взаимодействующие с сателлитами разных рядов и соединенные с ведущим валом 2 центральные колеса 9-12, взаимодействующие с сателлитами тех Ае рядов заторможенные центральные колеса 13-16, и уравнительные механизмы,. вы полненные в виде размещенных на водиле заполненных жидкостью и гидравлически связанных между собой сильфонов 17-20, сателлиты установлены в водиле с возможностью осевого перемещения под действием усилий в зацеплениях ик с центральными колесами 912. Каждый из сателлитов взаимодействует с одним из сильфонов, сжимая его, например, через упорный подшипник 21 или эквивалентный ему элемент Осевое перемещение сателлитов 5-8 . может быть реализовано за счет выполнения их зубчатых венцов 22-25 косозубыми (на чертеже) или коническими зубчатыми или фрикционными (не показаны) .
Соответственно и центральные колеса могут быть косоэубыми или коническими. Сильфоны могут быть объединены в пары (на чертеже), при этом передаваемые на них сжимающие осевце усилия от сателлитов имеют встречное направление, а пары сильфонов связаны между собой гидроканалами 26-29.
На чертеже изображен редуктор с четырьмя параллельными рядами сателлитов. (Однако число их может йлть yвeличeнo также как и число сателлитов в каждом из рядов).
Планетарный редуктор работает следующим образом.
Вращающий момент с ведущего ва-, ла 2 передается на центральные колеса 9-12, а от них сателлитам 5-8, которые,., обкдтывая заторможенные центральные колеса 13-16, приводят во вращение водило 4 и связанный с ним ведомый вал 3. При перегрузке одного из сателлитов любого из рядов, например 5, в зацеплении его с соответствующим центральным колесом 9 возникает увеличенное осевое усилие, под действием которого сателлит перемещается в. осевом направлении и через упорный подшипник 21 сжимает сильфон . 17. ЖИДКОСТЬиз внутренней полости сжимаемого сильфона 17 по гидроканалам 26-29 перетекает в полости сильфоноБ, взаимодействующих с недогруженными сателлитами. Эти сильфоны
Q расширяясь, перемещают соответствующие сателлиты в осевом направлении в сторону возрастания осевых усилий. В конечном счете переток жидкости между гидравлически сообщающимися сильфонами приводит к выравниванию давления в полостях всех сильфонов и выравниванию осевых усилийи усилий в зацеплениях сателлитов с центральными колесами. При этом осевые усилия, передаваемые от сателлитов
0 смежных рядов на водило, попарно взаимн о ура в н овеше ны.
Такое выполнение планетарного редуктора позволяет за счет увеличения числа параллельно работающих и равномерно нагруженных сателлитов повысить нагрузочную способность редуктора, имеющего ограничения на диаметральные габариты. При этом использование одних и тех же уравнителей (сильфо0 нов) для выравнивания нагрузки как меаду рядами сателлитов, так и между сателлитами в каждом из рядов спо.собствует упрощению конртрукции редуктора и унификации его деталей.
Формула изобретения
Планетарный редуктор, содержащий корпус,.ведущий и ведомый валы, соединное с ведомым валом водило, установленные на нем соосные параллельные ряды сателлитов, взаимодействующие с каждым из рядов сателлитов центральные колеса, одно из которых соединено с ведущим валом, а другое 5 затормож.ено, и уравнительные механизмы, отличающийся тем, что, с целью повышения.нагрузочной способности, сателлиты установлены с возможностью осевого перемещения под
0 действием усилия в зацеплении с одним из центральных колес, а уравнительные механизмы выполнены в виде размещенных на водиле, заполненных жидкостью и гидравлически связанных
5 между собой сильфонов, каждый из которых взаимодействует с одним из сателлитов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Л 1. Решетов Л.И. Самоустанавливающиеся механизмы. М., Машиностроение, 1979, с. 254, фиг. 5.20.
2. Авторское свидетельство СССР № 5 06707 ,кл. F 16 Н 1/28 1976
С (прототип).
«м
И
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕДУКТОР | 1994 |
|
RU2049285C1 |
Цилиндрический самоблокирующийся дифференциал | 1984 |
|
SU1194717A1 |
РЕДУКТОР ВЕРТОЛЕТА СООСНОЙ СХЕМЫ | 2006 |
|
RU2309874C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1993 |
|
RU2119603C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1993 |
|
RU2111396C1 |
Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов | 1979 |
|
SU954672A1 |
Регулируемая передача | 1980 |
|
SU894287A1 |
Привод клети стана холодной прокатки труб | 1979 |
|
SU884761A1 |
РЕДУКТОР | 2009 |
|
RU2398988C1 |
ЭКСЦЕНТРИКОВЫЙ ЦИКЛОИДАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СТУПЕНЬЮ | 2007 |
|
RU2338103C1 |
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1981-02-02—Подача