Устройство для резисторного торможения тягового двигателя постоянного тока последовательного возбуждения Советский патент 1982 года по МПК B60L7/22 

Описание патента на изобретение SU895743A1

точкой соединения тормозного и шу тирующего резисторов. На фиг, 1 показана принципиальная электрическая схема предлагаем го устройства; на фиг. 2 - график зависимости изменения тока от отно сительной продолжительности включе ния тиристорного прерывателя. Двигатель постоянного тока, име щий обмотку 1 якоря и обмотку 2 по следовательного возбуждения, образует вместе с тиристорным прерыват лем 3 последовательный замкнутый контур. Тормозной k и шунтирующий 5 резисторы включены соответственно параллельно обмотке 1 якоря двигателя и обмотке 2 возбуждения. Параллельно обмотке 2 возбуждения включен обратный диод 6. Меж ду точкой, общей для обмотки 1 яко ря и обмотки 2 возбуждений двигате ля, и точкой, общей для резисторов и 5, включен датчик 7 тока. Управление тиристорным прерывателем 3 осуществляется с помощью бло ка 8 управления. Выход блока 8 управления связан с входом функционального преобразователя 9 уставок тока, выход которого подключен ко второму входу элемента сравнения 1 Устройство работает следующим образом. Во время интервала проводящего состояния тиристорного прерывателя 3 создается короткозамкнутый контур:обмотка 1 якоря - обмотка 2 возбуждения - тиристорным прерыватель 3 и обмотка 1 якоря, поэтому токи якоря и возбуждения In возрастают. При этом часть тока обмотки 1 якоря ответвляется по тормозному резистору А, а часть тока щд - по шунтирующему резистору 5, отчего поло возбуждения дв гателя ослабляется. Во время интер ла непроводящего состояния тиристо ного прерывателя 3 оба тока уменьшаются, замыкаясь соответстве но по тормозному резистору А (цепь обмотка 1 якоря - датчик 7 тока тормозной резистор 4 - обмотка 1 якоря) и обратному диоду 6 (цепь; обмотка 2 возбуждения - обратный диод 6 - датчик тока 7 обмотка 2 возбуждения) . Через датчик 7 тока в продолжении всего периода Т работы прерывателя течет ток лр, равный разности токов i р ifl- i. На вы4ходе датчика 7 тока вырабатывается сигнал, пропорциональный среднему 30 период Т значению этой разности Do Зс;)- g, где 3f,0g- средние за период Т значения токов якоря и возбуждения, Отношение этих токов, равное i6.,.Ji.L .4Й 9 V представляет собой коэффициент ослабления поля возбуждения и зависит от относительной продолжительности включения тиристорного прерывателя -j и омических сопротивлений силовой схемы. В этом выражении f T-l-. продолжительность включения тиристорного прерывателя ; ,Ящ- омические сопротивления тормозного и шунтирующего резисторов-, 5. J, - омическое сопротивление обмотки возбуждения. Из формулы (1) следует, что Прможно записать следующим образом: p:41- i)D В процессе торможения при уменьшении скорости транспортного средства тoкJ5 уменьшается. Согласно формуле (2) при неизменных t и Тс уменьшением скорости транспортного средства уменьшается также ток Зр . Блок управления тиристорным прерывателем обеспечивает изменение только в сторону увеличения. Когда ток JP меньше заданного значения Jpu (установки), происходит увеличение , а когда Зр рц, увеличение С прекращается. Ослабление поля возбуждения тягового двигателя происходит одновременно с изменением напряжения на якоре двигателя. Изменение f и, следовательно, fi при регулировании тормозной силы в области высоких скоростей происходит так, чтобы соблюдалось ограничение ПО коммутации тяговых двигателей. В основу такого регулирования положена известная зависимость, которая

применительно к импульсному регулированию имеет следующий вид:

(

сз

V ч |Ь

максимальное напряжение между ламелями коллектора двигателя в зоне наибольшего 1 скажения реакций якоря основного магнитного поля главных полюсов; среднее за интервал проводящего состояния тиристорнс)го прерывателя значение напряжения тягового двигателя, работающего в режиме генератора;

коэффициенты, зависящие от конструктивных параметров тягового двигателя. длагаемого устройства знаопределяется следующим обид QrC9

гаемое устройство при реии тормозного процесса обесусловие

(5)

е

е

м г мэ 5

где 6 - допускаемое значение йул . В зависимости (З) переменными лвляются бм, Ьд и ft . На вход элемента сравнения предлагаемого устройства подается зависящая от UA разность токов 3 р 3 9 - 8 Целесообразность использования разности тока следует из выражений для средних значений токов в силовых элементах устройства

wa ,,,

где ЗУ среднее значение тока в

тормозном резисторе. Эти выражения получены из выражений (3) и (k) на основании того, что регулирование тормозного процесса осуществляется при постоянном значении напряжения между ламелями коллектора (eNv-Swa)В выражениях (6) - (9) токи представлены в виде произведения двух функций |Ь . Одним из сомножителей

мЭ

является выражение

кото«r(V )

рое при увеличении pj , т.е. при уменьшении скоростей вращения двигателя, увеличивается. Согласно этому увеличивается также ток якоря двигателя 2 ( . Ток возбуждения J fj тоже

возрастает, поскольку в выражении (7) вторым сомножителем является fv,.

Благодаря второму сомножителю (1- fi) в выражении (8), ток Jp возрастает не монотонно, а только до

определенного значения |i (см.фиг.2). атем ток Лр начинает уменьшаться.

Регулирование тормозного процесса целесообразно проводить по закону, который получается в результате кусочно-линейной аппроксимации кри-вой, рассчитанной по формуле (8), как показано на фиг. 2 штриховой линией. В предлагаемом устройстве кусочно-линейную аппроксимацию осуществляет функциональный преобразователь уставок тока. Наиболее просто аппроксимация получается при постоянной уставке тока во всем интервале регулирования (штрих-пунктирная линия на фиг.2). Повышение эфективности достигается увеличением числа отрезков аппроксимации.

Основной технико-экономический

эффект от использования этого устpovicTBa состоит в увеличении пропускной способности дорог. Это достигается увеличением технической скорости движения электропоездов благодаря применению автоматического регулирования тормозного тока в области высоких скоростей на максимально возможном уровне при допускаемом напряжении 6 цз между ламелями коллектора в зоне наибольшего искажения поля возбуждения реакций якоря. Применение резисторного торможения при всех, в том числе высоких скоростях.

позволяет уменьшить расходы по эксплуатации тормозных колодок и улучшить санитарные условия на перронах остановочных пунктов в результате устранения чугунной пыли от торможения поезда.

Формула изобретения

Устройство для резисторного торможения тягового двигателя постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее тиристорный прерыватель, включенный последовательно с двигателем в замкнутый контур, тормозной резистор, подключенный параллельно обмотке якоря и соединенный последовательно с шунтирующим обмотку возбуждения резистором, параллельно которому включен обратный диод, блок управления, соединенный входом с элементом сравнения, а выходом - с тиристорным прерывателем, и датчик тока, отличающ е е с я тем, что,с целью повышения его надежности, оно снабжено {функциональным преобразователем уставок тока, соединенным входом с выходом блока управления, а выходом с одним из входов элемента сравнения, другой вход которого соединен с выходом датчика тока, включенным между точкой соединения обмоток тягового двигателя и точкой соединения тормозного и шунтирующего резисторов. .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № , кл. В 60 L 7/22, 1971.

Похожие патенты SU895743A1

название год авторы номер документа
Многодвигательный электропривод 1980
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Графов Василий Алексеевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
SU974528A1
Устройство для управления тяговым электродвигателем транспортного средства 1990
  • Трегубов Юрий Викторович
  • Беличенко Анатолий Иванович
  • Слынько Валерий Иванович
  • Воробьев Анатолий Алексеевич
  • Мицная Нина Дмитриевна
SU1761561A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1972
SU422644A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2000
  • Суслов Б.Е.
  • Трофименко В.И.
  • Хоцанов Д.И.
RU2168259C1
Устройство для управления электроприводом,например, моторного вагона 1982
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Зубков Юрий Анатольевич
  • Копытин Виктор Иванович
  • Рюмин Игорь Александрович
  • Мнацаканов Валерий Александрович
  • Скибинский Валерий Александрович
SU1052433A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2000
  • Суслов Б.Е.
  • Трофименко В.И.
  • Хоцанов Д.И.
RU2168258C1
Устройство для регулирования скорости тягового двигателя постоянного тока 1981
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Мнацаканов Валерий Александрович
  • Рюмин Игорь Алексеевич
SU970612A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 1998
  • Суслов Б.Е.
  • Трофименко В.И.
RU2129495C1
Многодвигательный электропривод 1981
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Плакс Алексей Владимирович
  • Зеленченко Алексей Петрович
SU974529A1
Устройство для рекуперативно-реостатного торможения тягового двигателя последовательного возбуждения 1981
  • Мнацаканов Валерий Александрович
  • Рюмин Игорь Алексеевич
  • Гаврилов Яков Иосифович
SU981029A1

Иллюстрации к изобретению SU 895 743 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для резисторного торможения тягового двигателя постоянного тока последовательного возбуждения

Формула изобретения SU 895 743 A1

Ul.1

SU 895 743 A1

Авторы

Бирзниекс Лаймон Вольдемарович

Вирсайтис Ивар-Янис Фрицевич

Латковский Леонард Антонович

Шредер Игорь Борисович

Рябчевский Анатолий Константинович

Пинский Вилен Ильич

Андреев Валерий Алексеевич

Шарнецкий Витольд Эдуардович

Даты

1982-01-07Публикация

1980-02-07Подача