Многодвигательный электропривод Советский патент 1982 года по МПК H02P3/12 

Описание патента на изобретение SU974528A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в силовой полупроводниковой технике электропоездов постоянного тока. Известно устройство, в котором для включения реостатного торможения вначале вводят относительно малое сопротивление, а затем увеличивают его для ограничения установившегося значения тормозного тока Cl Наиболее близким к изобретению является многодвигательный электропривод, содержащий две группы электродвигателей постоянного тока с последовательно включенными обмотками возбуждения, параллельно которым под ключен диод, якорные обмотки первой группы двигателей подключены через силовой контактор к обмоткам возбуждения второй группы двигателей и первому выводу источника питания, якорные обмотки второй группы двигателей аналогично подключены к .обмоткам возбуждения первой группы двига телей и второму выводу источника питания, тиристорный прерыватель с бло ком управления, включенный между точ ками соединения якорных обмоток и обмоток возбуждения каждой группы двигателей, тормозШле резисторы, тор яозные контакторы с блоком управления, каждый из тормозных контакторов включен параллельно-последовательно якорным обмоткам и тормозным резисторам одной группы электродвигателей 2. Недостатком известных устройств является возможность осуществления реостатного торможения только в зоне низких скоростей из-за тяжелых условий работы тяговых двигателей по условиям коммутации на высоких скоростях начгша торьюжения. Целью изобретения является повышение экономичности электропривода путем расширения скоростного диапазона торможения. Поставленная цель достигается тем, что в устройство дополнительно введены датчики тока якоря и возбуждения, включенные в якорную цепь электродвигателей, датчики ЭДС, подключенные параллельно якорям первой и второй группы электродвигателей, блок сравнения, пять дополнительных контакторов и два диода, причем выходы датчиков тока якоря и возбуждения подключены к блоку сравнения, выход которого соединен с блоком управления тормозными контакторами, выходы

датчиков ЭДС подключены к блоку управления тиристорнш/ прерывателем, вход и выход которого через соответcTByi Hfl дополнительный контактор соединены с выводом тормозного резистора, связанным с шиной источника питания, третий и четвертый дополнительный контактор включены между якорями соответствующих групп тяговых двигателей и тормозными резисторами, пятый контактор включен между тормозными резисторами, а диоды шунтируют цепи, состоящие из соответствующего тормозного резисто1 а, третьего и четвертого дополнительного контактора и силового контактора.

На чертеже представлена схема (Предлагаемого электропривода.

Электропривод содержит электродвигатели 1-4 с обмотками возбуждения 5-8 параллельно которым включены диоды 9, 10. Якорные обмотки электродвигателей 1, 2 подключены через силовой контактор 11 к обмоткам возбуждения 7, 8 электродвигателей 3, 4 и к первому выводу источника питания, якорные обмотки электродвигателей 3, 4 через силовой контактор 12 подключены к обмоткам возбуждения 5, б электродвигателей 1, 2 и ко второму выводу источника питания. Тиристорный прерыватель 13 с блоком 14 управления включен между точками соединения якорных обмоток электродвигателей 1, 2 и обмоток возбуждения 5, 6 и электродвигателей 3, 4 и обмоток возбуждения 7, 8 Устройство содержит также тормозные контакторы 15, 16 с блоком 17 управления, причем каждый из тормозных контакторов включен параллельно-последовательно якорным оомоткам соответствую1и1х электродвигат1злей 1-4 и тормозным резисторам 18 и 19, датчик 20 тока якоря и датчик 21 тока возбуждения, включенные соответственно в цепь якоря и возбуждения электродвигателей 3, 4, датчики 22, 23 ЭДС, подключенные параллельно якорям электродвигателей 1-4, выходы которых подключены к блоку 14 управления тиристорного прерывателя 13, вход и выход которого через дополнительные контакторы 24 и 25 соединены с выводами тормозных резисторов 19, связанных с шинами источника питания. Дополнительные контакторы 26 и 27 включены между якорями электродвигателей 1, 2 и тормозными резисторами 18 и якорями электродвигателей 3, 4 и тормозными резисторами 19, а дополнительный контактор 28 включен между тормозными резисторами 18 и 19. Диоды 29 и 30 шунтируют цепи, состоящие из тормозного резистора 18 контактора 26 и контактора 11 и тормозного резистора 19 контактора 27 и контактора 12. Выходы датчиков 20 и 21 подключены к блоку 31 сравнения, выходы которого подключены к блоку 14 и блоку 17. Обмотки возбуждения 5, б и 7, 8 1чунтированы

соответственнодйодами 9 и 10 и , состоящими из последовательно соединенных резисторов 32 дросселя 33 и контактора 34 и резистора 35 дросселя 36 и контактора 37. Обмотки 7,

0 8 подключены к иине питания через контактор 38.

Между контактором 28 и резистором 19 включен резистор 39, шунтированный диодом 40.

5 Электропривод работает следующим образом.

Подготовка системы к торможению происходит на выбеге после отключения контакторов 28, 27, 26, 11, 12

и включения контактов 24, 25, 34,

37. Контактор 38 включен. При разомкнутых тормозных цепях двигателей (контактор 28 подключен) осуществляется независимо возбуждение двигателей через контакторы 38 и тиристорный прерыватель 13. Ток возбуждения устанавливается таким, чтобы ЭДС вращения двигателей достигла номинального значения под контролем дат-. чиков 22 и 23.

Переход в торможение происходит

при выключении контактора 38 и включении контактора 28.Возникают два тормозных контура обеих групп двигателей с комбинированНЫГ1 возбуждением (последовательное возбуждение при перекрестной схеме с подпиткой Через прерыватель 13), причем якоря обеих групп двигателей нагружаются на общую цепь тормозных резисторов. Так, например, тормозной контур первой группы двигателей 3 и 4: якоря подключаются к тормозным резисторам 18 и 39 через контакторы 24, 28; 25 и через обмотки возбужде5 ПИЯ 5, 6 второй группы двигателей при замкнутом контакторе 34 и диод 30. Тормозной контур второй группы создается через диод 29, обмотку 7 и 8 возбуждения первой группы, а также замкнутые контакторы 24, 28 и 25.

В диапазоне высоких скоростей ЭДС вращения двигателей поддерживается постоянной благодаря ксмбинированнйму возбуждению, т.е. подпитки через прерыватель 13. При этом управление прерывателем осуществляется в функции выходных сигналов датчиков 22, 23 ЭДС вращения. По мере уменьшения скорости увеличивается

0 ток подпитки. При достижении равенства токов возбуждения и тормозного блок 31 выдает сигнал на вывод ступени реостатов силовым контролером. Уменьшение величины тормозного со5 про ивления с R на Rj приводит к

увеличению тормозного тока. Такой алгоритм система отрабатывает до скорости V, при которой тормозное сопротивление достигает величины R R, и ток возбуждения становится равным максимальному значению тормозного тока. Управление с прерывателя 13 снимается и выключаются контакторы 34, 37.

В диапазоне скоростей от и ниже торможение осуществляется при последовательном возбуждении по перекрестной схеме, причем для ограничения бросков тока вывод ступени сопротивления может осуществляться при ослабленном поле контакторами 34, 37, а затем происходит переход на полное поле и так далее до тех пор, пока не выведутся все сопротив ления, кроме ограничивающего сопротивления 39.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает режим торможения и в зоне высоких скоростей, что расширяет диапазон регулирования и повы1чает экономичность системы.

Формула изобретения

Многодвигательный электропривод, содержа1чий две группы электродвигателей постоянного тока с последовательно включенными обмотками возбуждения, параллельно которым подключен диод, якорные обмотки первой группы двигателей подключены через силовой контактор к обмоткам возбуждения второй группы двигателей и первому выводу источника питания, якорные обмотки второй группы дэигателей аналогично подключены к обмоткам возбуждения первой группы двигателей и второму выводу источника питания, тиристорный прерыватель с блоком управления, включенный между точками соединения якорных обмоток и обмоток возбуждения каждой группы электродвигателей, тормозные резисторы, тормозные контакторы с блоком управления, каждый из тормозных контакторов включен парал-пельно-последовательно якорным обмоткам и тормозным резисторам одной группы электродвигателей, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности электропривода путем расширения скоростного диапазона торможения, дополнительно введены датчики тока якоря и возбуждения, включенные в якорную цепь электродвигателей, датчики ЭДС, подключенные параллельно якорям первой и второй групп электродвигателей, блок сравнения, пять дополнительных контакторов и два диода, причем выходы датчиков тока якоря и возбуждения подключены к блоку сравнения,

выход которого соединен с блоком управления тормозными контакторами, выходы датчиков ЭДС подключены к блоку управления тиристорным прерывателем, вход и выход которого через

соответствующий дополнительный контактор соединены с выводом тормозного резистора, связанного с шиной источника питания, третий и четвертый дополнительные контакторы включены между якорями соответствующих групп тяговых двигателей и тормозныЫи резисторами, пятый контактор вклюг чен между тормозными резисторами, а диоды шунтируют цепи, состоящие

из соответствующих тормозного резистора, третьего, четвертого дополнительного контактора и силового контактора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Трахтман А. М. Электрическое торможение электроподвижного состава. М., Транспорт, 1965, с. 22-23.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 2824492/24-07,

кл. Н 02 Р 3/12, 1980.

11ГЛ

f5

wm

Похожие патенты SU974528A1

название год авторы номер документа
Многодвигательный электропривод 1980
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
SU930557A2
Многодвигательный электропривод 1979
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
  • Карпенко Анатолий Борисович
  • Киселев Виктор Петрович
SU851719A1
Многодвигательный электропривод 1981
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Плакс Алексей Владимирович
  • Зеленченко Алексей Петрович
SU974529A1
Устройство для управления тяговым электродвигателем транспортного средства 1990
  • Трегубов Юрий Викторович
  • Беличенко Анатолий Иванович
  • Слынько Валерий Иванович
  • Воробьев Анатолий Алексеевич
  • Мицная Нина Дмитриевна
SU1761561A1
Электропривод транспортного средства 1984
  • Ефремов Иван Семенович
  • Суслов Борис Ефимович
  • Коськин Олег Алексеевич
  • Зотов Павел Васильевич
SU1286448A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С УПРАВЛЕНИЕМ НА ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ УСТРОЙСТВАХ 2007
  • Корнев Александр Сергеевич
  • Иващенко Валерий Олегович
  • Чандер Олег Константинович
  • Гоголев Григорий Александрович
  • Присенко Сергей Валерьевич
  • Черахчиев Максим Валерьевич
  • Чернов Сергей Сергеевич
RU2334629C1
Многодвигательный электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Кудрявцев Игорь Павлович
SU1818676A1
Устройство для импульсного регулирования тягового электродвигателя постоянного тока 1979
  • Иоспа Залман Савельевич
  • Каяри Енн Паулович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Чуверин Юрий Юрьевич
SU866677A1
Многодвигательный тяговый электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Гуляев Олег Георгиевич
SU1824663A1
Устройство для управления тяговым электроприводом 1979
  • Бедняк Геннадий Иванович
  • Буряк Анатолий Николаевич
  • Левенец Вениамин Павлович
  • Чернявский Владимир Наумович
SU874406A1

Иллюстрации к изобретению SU 974 528 A1

Реферат патента 1982 года Многодвигательный электропривод

Формула изобретения SU 974 528 A1

SU 974 528 A1

Авторы

Левитский Борис Юрьевич

Графов Василий Алексеевич

Зеленченко Алексей Петрович

Чандер Олег Константинович

Чаусов Олег Георгиевич

Каяри Энн Паулович

Даты

1982-11-15Публикация

1980-10-24Подача