Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение SU896466A1

ные частоты колебаний я льтров систем и определяют их относительные изменения . На чертеже представлена схема устройства для реализации способа. Связь между отююнеииями величин давления на входе и выходе фильтра обычно представляют уравнением следующего вида Pa PI - u(v. - uPf -5 4)г где q -, P . .p от носительныа величины отклонений расхо да жидкости через фильтр, давления на входе и выходе фильтра, соответственно;Кф - и Qq,- коэффициенты самовырав швания фильтра и влияния расхода жидкости через фильтр. Из уравнения (1) следует, что критерием оцен ки износа у известного способа является абсолютная величина изменения перепада давления, а именно величина ДР PO-I( выборе в качестве контролируемого параметра относительной величины изменения перепада давления АР - -р 1-K характер режимов движения жидкости через фильтр в меньшей степени оказывается на результатах оценки. Но и в этом случае оценка степени износа не обладает высокой помехозащищенностью при неустановившихся релсимах давлени жидкости через фильтр. В общем случае связь между входны ми и выходными коорданатами фильтров в системах смазки и топливоподачи мо жет быть установлена с помощью дифференциального уравнения движения не установившегося потока жидкости, записанного в виде и iMiL T(i) Г Ф dt -Кф (i) )--Р а)-© q,(-t) q, (t), где Т( (t) и Tjifv (t) - постоянные времени фильтра. Сравнительные оценки звеньев вида f2) можно получить используя данные о их собственной частоте. Следовател но, для оценки технического состояни рассматриваемых систем и в целом дви гателя в качестве параметра, учитыва ющего влияние неустановийщихся режимов движения жидкости, целесообразно использовать относительную величину изменения собственной частоты фильтраWo(te) -Wp(t) Wo(t) , где Wo(t) Т2 (t) УКф(г) - собственная частота фильтра в произвольный, например, в контролируемый момент времени; , Wo(to) (t) ) - собственная частота фильтра перед началом его эксплуатации. Так как величи., -. „ , . Jlo(tJ зависят от степени засорения ({мльтра, то его собственная частота меняется с изменением степени износа деталей двигателя. Увеличение износа двигателя приводит к засорению фильтра, т. е. к уменьшению его собственной частоты Afj(t), а следовательно, к увеличению относительной величины отклонения собственной частоты Wo(t), что, в свою очередь, позволяет использовать этот факт для. оценки технического состояршя двигателя. Действительно, с изменением степени засорения фильтра меняется его гидравлическое сопротивление, а значит и в«гличина C.j(t) . При этом меняется характер течеш1я жидкости, а значит и вешичина ). Использование для оценки относительной величины изменения собственной частоты фильтра способствует повышению помехозащищенное™ предлагаемого способа Р различных режимах движения жидкости через фильтр.. Один из возможных вариантов реализации предлагаемого способа например, в системе смазки двигателя внутреннего сгорания; поясняется схемой устройства, изображенного на чертеже. Устройство, реализующее предлагаемый способ, в системе топливоподачи принципиально ничем не отличаете от аналогичного устройства в системе смазки. Предлагаемое устройство включает двигатель 1 внутреннего сгорания, маслозакачиваюций насос 2 с регулятором 3 давления, масляный фильтр А, масляный холодильник 5, измерители 6 и 7 давления, установленные на входе и выходе 4ильтрй 4, линейные вибраторы 8-11 и .вычислительное устройство 12. В системе смазки масло, стекающее в поддон двигателя I, нагнетается через масляный фильтр 4 и холодильник 5 в главную масляную магистраль двитателя 1 с помощью маслозакачивающего насоса 2, выход которого через регулятор 3 давления сообщен со входом для поддержания в системе заданной величины давления. На входе и выходе фильтра 4 установлены измерители 6 и 7 давления,, выходы которых через линейные вибраторы 8, 9 и 10, 11, соответственно, присоединены к входам вычислительного устройства.

В процессе регулирования давления в системе смазки возникают случайные отклонения давления как на входе фильтра, так и на его выходе, измерение и jpaBHeHHe которых в рассматрива мом случае осуществляется с помошью линейных вибраторов в вычислительном устройстве. При этом резонансные частоты вибраторов 8 и 10 настроены на частоту , равную собственной частоте фильтра 4 перед его эксплуатацией Wp гУр(1 ), а вибраторы 9 и 11 - на частоту м, равную величине предельно допустимой собственной частоты фильтра Wp Wp(t ) , определяемой для максимального засорения фильтра. При частотах отклонения давления в системе смазки, совпаданлцих, например, с частотой собственных колебаний вибраторов 8 и 10, на их выходах формируются сигналы, разность фаз между которыми запоминается вычислительным устройством 12. Аналогично вычислительное устройство фиксирует значение разности фаз при другой резонансной частоте Wp O wcfiP Зафиксированные величины разности фаз позволяют вычислительному устройству определить с заданной степенью точности значение собственной частоты фильтра в контролируемый момент времени. Далее, выполняя операцию сравнения значения этой частоты со значением собственной частоты вибратора WP W..(t(j), вычислительное уст;ройство фиксирует значение относительной величины изменения собственной частоты фильтра, необходимое для оценки cdстояния двигателя.

Предлагаемое устройство используется и для определения относит ел

отклонений собственных частот фильтров в системе топливоподачи.

Периодический или непрерывный контроль изменения собственных частот 4ильтра системя смазки позволяет оценить степень износа узлов сопряжения кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения. Контроль фильтров в системе топливоподачи обеспечивает возможность оценки состояння тошшвоподаняцей аппаратуры.

Таким образом, использование предлагаемого способа оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания позволяет повысить надежность

эксплуатации и дает возможность грамотно организовать профилактические обслуживания агрегатов.

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что при работе двигателя измеряют показатели работы

диaгнocтиpye в Ix систем, определяют изменения их сравнительно с исходными, вычисляют относительные изменения показателей и сравнивают результаты с пpeдeльfflJl и, причем в качестве показателей принимают /давление в системах, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно измеряют собственные частоты колебаний фильтров систем и определяют их относительные изменения..

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Авторское свидетельство СССР 352169, кл. G 01 М 15/00, 1972.

2. Льюис Э. и Стерн К. Гидравлические системы управления. М., Мир, 1966, с. 152,

Похожие патенты SU896466A1

название год авторы номер документа
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Байков Борис Петрович
  • Егоркин Владимир Тимофеевич
  • Кононов Борис Тимофеевич
  • Ройк Вадим Захарович
  • Сергеев Константин Григорьевич
  • Тараховский Роллан Захарьевич
  • Шевцов Юрий Дмитриевич
SU966525A1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ФИЛЬТРОЭЛЕМЕНТОВ 2009
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2398200C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ЗАСОРЕННОСТИ МАСЛОПРИЕМНИКА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2399897C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Атрощенко В.А.
  • Шевцов Ю.Д.
  • Лысенко М.П.
  • Кокорев В.В.
  • Василенко Н.В.
  • Дьяченко Р.Л.
RU2259549C1
Способ оценки технического состояния системы смазки двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Загороднев Михаил Иванович
  • Кононов Борис Тимофеевич
  • Ройк Вадим Захарович
  • Сергеев Константин Григорьевич
  • Терентьев Владимир Иванович
  • Толубко Владимир Борисович
  • Шевцов Юрий Дмитриевич
SU1260712A1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2390746C1
Способ автоматического контроля барабанной мельницы 1987
  • Мещеряков Леонид Иванович
  • Карпов Валерий Валентинович
  • Модзиленский Олег Викентиевич
  • Младецкий Игорь Константинович
  • Попов Василий Петрович
SU1607952A1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2344400C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2016
  • Киттака Томоюки
RU2620469C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
RU2399898C1

Иллюстрации к изобретению SU 896 466 A1

Реферат патента 1982 года Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 896 466 A1

SU 896 466 A1

Авторы

Кононов Борис Тимофеевич

Сергеев Константин Григорьевич

Терещенков Владимир Кузьмич

Тимошкин Валерий Иванович

Шевцов Юрий Дмитриевич

Даты

1982-01-07Публикация

1980-05-13Подача