Изобретение относится к транспортному машиностроенню, в частности к ступе 1чатым коробкам передач, обеспечивающим разгон и переключение на ходу при помощи гидравлически управляемых фрикционных элементов.
Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими порщнями, выходы которых соединены с гидроцилидрами фрикционных элементов клапан подпитки, связанный с переключающим устройством и гидролиниями - с нагнетальной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией - со вторым дросселем между управляющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком .
Известная гидравлическая система удовлетворяет требованиям безразрывного переключения передач и обеспечивает трогание и разгон машины на двух передачах 1.
Недостаток известной системы заключается в том, что, управляя транспортным средством, водитель должен производить сложные манипуляции при трогании, придерживаясь строгой последовательности их выполнения, так как в случае нарушения этой последовательности, вторая передача не включается и вся мсицность пойдет через фрикцион первой передачи, что снижает его долговечность. Кроме того, эта система не обеспечивает одновременного включения фрикционов первой и второй передач (за счет разных сечений дросселей) и работа их при разном давлении приводит к появлению излишней работы буксования и выходу из строя дисков фрикционных муфт, что снижает их долговечность.
Целью изобретения является упрощение управления транспортным средством и повышение долговечности фрикционных элементов.
Указанная цель достигается тем, что гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими порщнями, выходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переключающим устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем меежду уп5 равляющим клапаном и первым Дросселем и с гидробаком, снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соедиQ ненным с гидроцилиндром фрикционных элементов высщей передачи, при этом распределительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, а в гидролинии, соединяющей распределительный клапан с гид5 роцилиндром фрикционных элементов высщей передачи, установлен дополнительный дроссель.
Кроме того, золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположены в общем корпусе. На фиг. 1 дана схема гидросистемы в установившемся режиме первой передачи; на фиг. 2 - схема гидросистемы в момент трогания на первой и второй передачах. Гидравлическая система содержит гидро5 насос 1, связанный нагнетательной гидромагистралью 2 через клапан 3 изменения давления с гидрораспределителем 4 (с ручным управлением), соединенным с гидроцилиндрами фрикционных элементов первой, второй, третьей и четвертой передач
(не показаны) соответственно при помощи каналов 5-8, выполненных в валу 9 и соединенных гидролиниями 10-13 с плавающими порщнями 14-16. Система содержит также клапан 17 подпитки выключаемой передачи, который включает в себя цилиндрический золотник 18 и шариковый клапан 19 и который при помощи гидролиний 20 и 21 соединен с участком нагнетательной гидромагистрали, расположенным между гидрораспределителем 4 и клапаном 3 из0 менения давления, а при помощи гидролинии 22 - с переключающим устройством 23 через распределительный двухпозиционный клапан 24, соединенный при помощи гидролинии 25 и канала 6 с гидроцилиндром фрикционных элементов второй передачи. Золотники клапанов 3 и 24 жестко связаны между собой, образуя единый золотник, расположены в общем корпусе 26 и соединены с управляемой педалью 27. В гидролиниях 21 и 25 и в нагнетательной ма0 гистрали между местами соединений с гидролиниями 20 и 21 установлены дроссели 28-30. Гидравлическая-система снабжена перепускным клапаном 31, соединенным с нагнетательным патрубком гидронасоса 1, и гидробаком 32.
5В установивщемся режиме включенной,
например, первой передачи (фиг. 1) гидронасосом 1 в нагнетательной гидромагистрали 2, канале 5 и гидролинии 10 создается
давление, определяемое регулировкой клапана 31. Под действием этого давления поршни 14 и 16 смещены в крайнее левое положение и канал 5 первой передачи соединяется с гидролинией 22. Золотннк 18 клапана 17 подпитки смещен вправо и разобщает гидролинии 21 и 22. При переключении передач гидрораспределитель 4 переводится в положение подачи масла во включаемую передачу, например вторую. При этом единый золотник клапанов 3 и 24, как и ранее, находится в крайнем левом положении. В начале заполнения гидроцилнндра включаемой передачи давление за дросселем 30 резко падает, вследствие чего золотник 18 перемещается влево и сообщает гидролинии 21 и 22, соединив тем самым переключающее устройство 23 с нагнетательной магистралью. С этого момента масло, подаваемое насосом, делится на два потока в соответствии с сечением дросселей 28 и 30: один поток, проходящий через дроссель 30, направляется к гидрораспределителю 4 и далее по каналу 6 во включаемый гидроцилиндр второй передачи, а другой поток, проходящий через дроссель 28, поступает в гидролинии 21 и 22. Гидролиния 22 благодаря такому расположению порщней 14 и 16 по-прежнему соединена с каналом 5 гидроцилиндра первой передачи. Таким образом, гидронасос 1 одновременно заполняет гидроцилиндр включаемой второй передачи и подпитывает гидроцилиндр выключаемой первой передачи. Величина давления подпитки определяется регулировкой клапана 19. Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполняется гидроцилиндр включаемой передачи, после чего давление в канале 6 и гидромагистрали 2 резко возрастает, вследствие чего золотник 18 клапана подпитки перемещается BnpiaBO, разобщая гидролинии 21 и 22. Одновременно возросщее давление в канале 6 второй передачи по гидролинии 11 передается переключающему устройству 23, вызывая перемещение поршня 15 влево, а поршня 14 Вправо, в результате чего происходит окончательное отключение гидроцилиндра первой передачи от гидролинии 22.
Для трогания и разгона машины на низшей передаче, например, первой, с временным подключением одной из высших передач, например второй, водитель нажимает на педаль 27 и устанавливает гидрораспределитель 4 в положение первой передачи
, (фиг. 2). При этом общий золотник клапанов 3 и 24 занимает крайнее правое положение, сообщая гидромагистраль 2 со сливом, золотник 18 клапана подпитки занимает крайнее левое положение (так как в гидромагистрали 2 отсутствует давление),
0 а гидролинии 21 и 25 соединены между собой. Таким образом, нагнетательная магистраль одновременно соединена с гидроцилинд рами первой передачи (через гидрораспределитель 4) и второй передачи (через гидро, линии 21 и 25). Затем после включения механической части коробки передач водитель плавно опускает педаль 27. При этом давление в нагнетательной гидромагистрали 2 постепенно наращивается. Масло поступает в гидроцилиндры первой и второй
0 передач пропорционально сечениям дросселей 29 и 30, обеспечивая одинаковые давления в гидроцилиндрах первой и второй передач. В тот момент, когда за дросселем 30 давление в гидролинии 20 достигнет зна, чения, определяемого пружиной клапана 17, золотник 18 переместится вправо, отсекая гидролинию 25 от нагнетательной магистрали. После этого рост давления в гидроцилиндре второй передачи (в канале 6) прекращается и он отключается, а давление в
0 канале 5 и, следовательно, в гидроцилиндре первой передачи продолжает нарастать до величины, определяемой регулировкой перепускного клапана 31. Таким образом, для трогания с места водитель должен только лишь нажать на педаль 27, включить гидрораспределитель 4 в положение первой передачи и после включения механической части коробки передач плавно отпустить педаль.
В качестве базового объекта выбрана
д трансмиссия колесного трактора Т-150К, включающая гидравлическую систему управления и имеющую муфту главного сцепления. Внедрение изобретения позволит исключить из трансмиссии муфту главного сцепления, заменив ее упругой соедини5 тельной муфтой с резиновыми элементами, что позволит получить экономию.
6
5 1
29 25
L I
ФtJг.1
8
6.
5 7
329
25
X
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1976 |
|
SU682397A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1984 |
|
SU1167049A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2013 |
|
RU2529111C1 |
Стенд для испытания рулевого управления транспортного средства | 1984 |
|
SU1163188A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1981 |
|
SU998149A1 |
Устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства | 1986 |
|
SU1399189A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Рекуперативный гидропривод лесовозного тягача с полуприцепом | 2019 |
|
RU2726987C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРОБ.КИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, вы.ходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переключающи.м устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинйей между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем между управляГющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления транспортным средством и повыщения долговечности фрикционных элементов, она снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соединенным с гидроцилиндром фрикционных элементов высщей передачи, при-это и распредеелительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, a в гидролинии, соединяющей распределительный клапан с гидроцилиндром фрикционных (Л элементов высщей передачи, установлен дополнительный дроссель. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположень в общем корпусе. ;о 00 00 оо
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1976 |
|
SU682397A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1984-06-23—Публикация
1983-06-24—Подача