Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства Советский патент 1984 года по МПК B60K41/00 

Описание патента на изобретение SU1098837A1

Изобретение относится к транспортному машиностроенню, в частности к ступе 1чатым коробкам передач, обеспечивающим разгон и переключение на ходу при помощи гидравлически управляемых фрикционных элементов.

Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими порщнями, выходы которых соединены с гидроцилидрами фрикционных элементов клапан подпитки, связанный с переключающим устройством и гидролиниями - с нагнетальной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией - со вторым дросселем между управляющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком .

Известная гидравлическая система удовлетворяет требованиям безразрывного переключения передач и обеспечивает трогание и разгон машины на двух передачах 1.

Недостаток известной системы заключается в том, что, управляя транспортным средством, водитель должен производить сложные манипуляции при трогании, придерживаясь строгой последовательности их выполнения, так как в случае нарушения этой последовательности, вторая передача не включается и вся мсицность пойдет через фрикцион первой передачи, что снижает его долговечность. Кроме того, эта система не обеспечивает одновременного включения фрикционов первой и второй передач (за счет разных сечений дросселей) и работа их при разном давлении приводит к появлению излишней работы буксования и выходу из строя дисков фрикционных муфт, что снижает их долговечность.

Целью изобретения является упрощение управления транспортным средством и повышение долговечности фрикционных элементов.

Указанная цель достигается тем, что гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими порщнями, выходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переключающим устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем меежду уп5 равляющим клапаном и первым Дросселем и с гидробаком, снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соедиQ ненным с гидроцилиндром фрикционных элементов высщей передачи, при этом распределительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, а в гидролинии, соединяющей распределительный клапан с гид5 роцилиндром фрикционных элементов высщей передачи, установлен дополнительный дроссель.

Кроме того, золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположены в общем корпусе. На фиг. 1 дана схема гидросистемы в установившемся режиме первой передачи; на фиг. 2 - схема гидросистемы в момент трогания на первой и второй передачах. Гидравлическая система содержит гидро5 насос 1, связанный нагнетательной гидромагистралью 2 через клапан 3 изменения давления с гидрораспределителем 4 (с ручным управлением), соединенным с гидроцилиндрами фрикционных элементов первой, второй, третьей и четвертой передач

(не показаны) соответственно при помощи каналов 5-8, выполненных в валу 9 и соединенных гидролиниями 10-13 с плавающими порщнями 14-16. Система содержит также клапан 17 подпитки выключаемой передачи, который включает в себя цилиндрический золотник 18 и шариковый клапан 19 и который при помощи гидролиний 20 и 21 соединен с участком нагнетательной гидромагистрали, расположенным между гидрораспределителем 4 и клапаном 3 из0 менения давления, а при помощи гидролинии 22 - с переключающим устройством 23 через распределительный двухпозиционный клапан 24, соединенный при помощи гидролинии 25 и канала 6 с гидроцилиндром фрикционных элементов второй передачи. Золотники клапанов 3 и 24 жестко связаны между собой, образуя единый золотник, расположены в общем корпусе 26 и соединены с управляемой педалью 27. В гидролиниях 21 и 25 и в нагнетательной ма0 гистрали между местами соединений с гидролиниями 20 и 21 установлены дроссели 28-30. Гидравлическая-система снабжена перепускным клапаном 31, соединенным с нагнетательным патрубком гидронасоса 1, и гидробаком 32.

5В установивщемся режиме включенной,

например, первой передачи (фиг. 1) гидронасосом 1 в нагнетательной гидромагистрали 2, канале 5 и гидролинии 10 создается

давление, определяемое регулировкой клапана 31. Под действием этого давления поршни 14 и 16 смещены в крайнее левое положение и канал 5 первой передачи соединяется с гидролинией 22. Золотннк 18 клапана 17 подпитки смещен вправо и разобщает гидролинии 21 и 22. При переключении передач гидрораспределитель 4 переводится в положение подачи масла во включаемую передачу, например вторую. При этом единый золотник клапанов 3 и 24, как и ранее, находится в крайнем левом положении. В начале заполнения гидроцилнндра включаемой передачи давление за дросселем 30 резко падает, вследствие чего золотник 18 перемещается влево и сообщает гидролинии 21 и 22, соединив тем самым переключающее устройство 23 с нагнетательной магистралью. С этого момента масло, подаваемое насосом, делится на два потока в соответствии с сечением дросселей 28 и 30: один поток, проходящий через дроссель 30, направляется к гидрораспределителю 4 и далее по каналу 6 во включаемый гидроцилиндр второй передачи, а другой поток, проходящий через дроссель 28, поступает в гидролинии 21 и 22. Гидролиния 22 благодаря такому расположению порщней 14 и 16 по-прежнему соединена с каналом 5 гидроцилиндра первой передачи. Таким образом, гидронасос 1 одновременно заполняет гидроцилиндр включаемой второй передачи и подпитывает гидроцилиндр выключаемой первой передачи. Величина давления подпитки определяется регулировкой клапана 19. Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполняется гидроцилиндр включаемой передачи, после чего давление в канале 6 и гидромагистрали 2 резко возрастает, вследствие чего золотник 18 клапана подпитки перемещается BnpiaBO, разобщая гидролинии 21 и 22. Одновременно возросщее давление в канале 6 второй передачи по гидролинии 11 передается переключающему устройству 23, вызывая перемещение поршня 15 влево, а поршня 14 Вправо, в результате чего происходит окончательное отключение гидроцилиндра первой передачи от гидролинии 22.

Для трогания и разгона машины на низшей передаче, например, первой, с временным подключением одной из высших передач, например второй, водитель нажимает на педаль 27 и устанавливает гидрораспределитель 4 в положение первой передачи

, (фиг. 2). При этом общий золотник клапанов 3 и 24 занимает крайнее правое положение, сообщая гидромагистраль 2 со сливом, золотник 18 клапана подпитки занимает крайнее левое положение (так как в гидромагистрали 2 отсутствует давление),

0 а гидролинии 21 и 25 соединены между собой. Таким образом, нагнетательная магистраль одновременно соединена с гидроцилинд рами первой передачи (через гидрораспределитель 4) и второй передачи (через гидро, линии 21 и 25). Затем после включения механической части коробки передач водитель плавно опускает педаль 27. При этом давление в нагнетательной гидромагистрали 2 постепенно наращивается. Масло поступает в гидроцилиндры первой и второй

0 передач пропорционально сечениям дросселей 29 и 30, обеспечивая одинаковые давления в гидроцилиндрах первой и второй передач. В тот момент, когда за дросселем 30 давление в гидролинии 20 достигнет зна, чения, определяемого пружиной клапана 17, золотник 18 переместится вправо, отсекая гидролинию 25 от нагнетательной магистрали. После этого рост давления в гидроцилиндре второй передачи (в канале 6) прекращается и он отключается, а давление в

0 канале 5 и, следовательно, в гидроцилиндре первой передачи продолжает нарастать до величины, определяемой регулировкой перепускного клапана 31. Таким образом, для трогания с места водитель должен только лишь нажать на педаль 27, включить гидрораспределитель 4 в положение первой передачи и после включения механической части коробки передач плавно отпустить педаль.

В качестве базового объекта выбрана

д трансмиссия колесного трактора Т-150К, включающая гидравлическую систему управления и имеющую муфту главного сцепления. Внедрение изобретения позволит исключить из трансмиссии муфту главного сцепления, заменив ее упругой соедини5 тельной муфтой с резиновыми элементами, что позволит получить экономию.

6

5 1

29 25

L I

ФtJг.1

8

6.

5 7

329

25

X

Похожие патенты SU1098837A1

название год авторы номер документа
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства 1976
  • Левитанус Адольф Давыдович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Шапиро Ефим Михайлович
SU682397A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1984
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Мандрыка Владимир Ростиславович
  • Пуховой Юрий Владимирович
  • Галуцких Анатолий Данилович
SU1167049A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач 1990
  • Артюшенко Анатолий Дмитриевич
  • Прохоров Владимир Петрович
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Прокопенко Виктор Николаевич
SU1759672A1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ 2013
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Коровин Константин Владимирович
RU2529111C1
Стенд для испытания рулевого управления транспортного средства 1984
  • Добринец Владимир Константинович
  • Юшко Валерий Иванович
  • Лугин Анатолий Филиппович
  • Червяк Геннадий Петрович
SU1163188A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1981
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Доронин Борис Филимонович
SU998149A1
Устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства 1986
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Долинин Игорь Васильевич
SU1399189A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1549806A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1562166A1
Гидросистема рулевого управления колесного транспортного средства 1983
  • Либерфарб Зилек Берович
SU1146227A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 098 837 A1

Реферат патента 1984 года Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРОБ.КИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, вы.ходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переключающи.м устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинйей между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем между управляГющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления транспортным средством и повыщения долговечности фрикционных элементов, она снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соединенным с гидроцилиндром фрикционных элементов высщей передачи, при-это и распредеелительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, a в гидролинии, соединяющей распределительный клапан с гидроцилиндром фрикционных (Л элементов высщей передачи, установлен дополнительный дроссель. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположень в общем корпусе. ;о 00 00 оо

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1098837A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства 1976
  • Левитанус Адольф Давыдович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Шапиро Ефим Михайлович
SU682397A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 098 837 A1

Авторы

Прилуцкий Юрий Назарович

Штонда Владимир Григорьевич

Кравченко Николай Александрович

Даты

1984-06-23Публикация

1983-06-24Подача