(Л
00
Oi
4
СО 00
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки переключения передач под нагрузкой.
Цель изобретения - повышение эффективности устройства путем снижения дина- ми.ческой нагруженности трансмиссии.
На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемого, устройства.
Предварительное поджатие пружины 16 переливного клапана 14 выбирается из расчета получения минимальной величины момента трения Мтр фрикционов 23, равной примерно (0,2-0,25) М, где М -
к i X
максимальный крутящий .момент двигателя. При отпускании педали 12 выключения освобождается шток 11 поршня 10 механизма 9 включения, удерживаюш,ий шток 24 поршня 14 в краййем левом положении.
Устройство содержит гидронасос 1, свя- Поршень 14 под действием пружины 16пере- занный с валом двигателя 2, передающего мещается вправо и перекрывает сливной ка- крутящий момент на выходной вал 3 транс- 8, вследствие чего давление в гидрав- миссии 4, датчик 5 крутящего момента, лическом устройстве и гидроцилиндре 22 воз- установленный на выходной валу 3 транс- растает. Фрикцион 23 начинает передавать миссии, управляемый делитель 6 напряже- 15 движущего момента, при этом на выходе датчика 5 крутящего момента появляется электрический сигнал, пропорциональный движущему моменту, трансформированному трансмиссией 4.
Сигнал датчика поступает на вход дели- 20 теля 6. Переключатель 25 делителя своим штоком с контакта.ми кинематически связан с золотником -гидрораспределителя и при переключении передач включает в цепь сигнала тот резистор, номинальное значение
ный 17 и сливной 18 каналы переливного 25 сопротивления которого уменьщает посту- клапана, соединеннь1е напорной магистралью пающий сигнал крутящего момента на выходе на величину, равную передаточно.му числу трансмиссии от коленчатого вала до вы ходного на включенной золотником гидрораспределителя 21 передаче. Поэтому на 30 выходе делителя 6 появляется сигнал, пропорциональный крутящему моменту на полуоси, приведенному к коленчатому валу двигателя. С выхода делителя 6 сигнал поступает на усилитель 7 мощности, изменяющий- величину тока на выходе пропор- 5 ционально квадрату входного сигнала, так как усилие, развиваемое электромагнитом на поршне 10, равно
ния, усилитель 7 .мощности, обмотку 8 электромагнита, установленную в корпусе механизма 9 включения, поршень 10 механизма 9 включения со штоком 11, кинематически связанным с педалью 12 выключения, имеющей свободный ход по отношению к щтоку 11 пружину 13, поршень 14 переливного клапана 15, через пружину 13 взаимодействующий с поршнем 10 механизма 9 включения и подпружиненный пружиной 16, нагнетатель19 с предохранительным клапаном 20 и насосом 1 и через гидрораспределитель 21 с гидроцилиндрами 22 фрикционов 23, и шток 24 поршня 14 переливного клапана, кинематически связанный со штоком 11 поршня 10 механиз.ма 9 включения. Управляемый делитель 6 содержит контактный переключатель 25, шток которого кинематически связан с золотником гидрораспределителя 21, и блок резисторов 26 включенных последовательно с контактами переключателя в выходную цепь датчика 5 момента. Усилитель 7 мощности содержит схему 27 возведения в квадрат и усилитель 28 тока, последовательно включенные в цепь управляемого делителя 6.
Датчик 5 крутящего мом.ента выходом связан с входом управляемого делителя 6 напряжения, выход которого связан с входом усилителя 7 мощности, выход которого
Q I f , 40 где I - ток через обмотку возбуждения;
площадь поперечного сечения поршня.
Для выполнения этого условия в усилитель 7 мощности введен перемножитель анасвязан с входом электромагнитной обмот- .с логовых сигналов, возводящий входной сиг- ки 8.нал в квадрат, - схема 27 возведения в квадрат и усилитель 28 тока, изменяющий силу тока через обмотку 8 электромагнита пропорционально квадрату входного сигнала. Усилие, развиваемое на порщне механизма
порщня 10 со штоком 11, имеющим конце- 50 включения электромагнитом и передаваемое вой упор, посредством которого шток взаимо- через пружину 13 на поршень 14 дополни- действует с педалью 12 выключения. ПорМеханизм 9 включения выполнен в виде электромагнита, содержащего электрическую обмотку 8, намотанную на цилиндрический каркас, и якорь в виде цилиндрического
шень 14 переливного клапана снабжен штоком 24, заканчивающимся концевым упором, взаимодействующим через зазор с упором
тельно к усилию пружины 16, должно быть достаточным для обеспечения такого давления в напорной магистрали, чтобы момент трения фрикциона был равен приведенному
, - J, --.- - j -j j.r-f-
штока 11. Поршень 14 переливного клапана - крутящемому моменту на полуоси,
перекрывает сливной канал 18. Таким образом, суммарный момент треУстройство работает следующим обра-ния фрикциона при изменении крутящего
зом. момента измеряется так;
Предварительное поджатие пружины 16 переливного клапана 14 выбирается из расчета получения минимальной величины момента трения Мтр фрикционов 23, равной примерно (0,2-0,25) М, где М -
к i X
включения электромагнитом и передаваемое через пружину 13 на поршень 14 дополни-
тельно к усилию пружины 16, должно быть достаточным для обеспечения такого давления в напорной магистрали, чтобы момент трения фрикциона был равен приведенному
крутящемому моменту на полуоси,
М,р + (0,,25) М ;
гдеМ - динамический момент трения на выходном валу (полуоси) трансмиссии;i - передаточное отношение трансмиссии. .
Поэтому предлагаемое устройство позволяет бесступенчато регулировать величи- ну момента трения фрикциона в зависимости от динамического крутящего момента на выходном валу трансмиссии при разгоне и переключении передач, обеспечивая надежную передачу крутящего момента. При этом при включении фрикциона передается часть кинематической энергии вращающихся масс и крутящего момента таким образом, что динамическая нагруженность трансмиссии снижается на 15-18% за счет снижения амплитуды вынужденных колебаний в транс- миссии, что положительно сказывается на долговечности трансмиссии.
Устройство позволяет также значительно снизить затраты мощности двигателя на дросселирование жидкости путем повыщения точности регулирования момента трения и в результате снизить расход топлива.
При выключении фрикциона щток 11 нажатием на педаль 12 перемещается вле- во, в конце хода упирается в бурт щтока 24 и перемещает его влево, сжимая пружину 13 и освобождая сливной канал 18. При этом осуществляется сброс давления жидкости, и фрикцион выключается.
Формула изобретения 1. Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления рабочей жидкости, сообщенный гидролиниями -через предохранительный и переливной клапаны с гидробаком, через управляемый гидрораспределитель - с гидроцилиндрами управления фрикционами, причем переливной клапан выполнен в виде гидроцилиндра с размещенным в нем подпружиненным порщнем, щток которого кинематически связан с механизмом включения, щток порщня которого кинематически связан с педалью управления, отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности путем снижения динамической нагруженности трансмиссии, оно снабжено датчиком крутящего момента, усилителем мощности, обмоткой соленоида, при этом обмотка соленоида расположена на корпусе механизма включения и электрически подключена к выходу усилителя мощности, вход которого подключен к выходу датчика крутящего момента, а щток порщня переливного клапана кинематически связан с щтоком поршня ме.ханизма включения.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчик крутящего момента установлен на выходном валу трансмиссии и снабжен управляемым делителем напряжения, включающим в себя переключатель, при этом вход делителя напряжения подключен к выходу датчика крутящего момента, выход - к входу усилителя мощности, а переключатель кинематически связан с золотником гидрораспределителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления клапаном | 1987 |
|
SU1516388A1 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Механизм управления поворотом гусеничного трактора | 1985 |
|
SU1311988A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2185968C2 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU962039A1 |
Устройство управления фрикционами коробки передач | 1983 |
|
SU1154119A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ДВУХДИАПАЗОННОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2424927C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для унравления фрикционными элементами. Цель изобретения - повышение эффективности устройства путем снижения динамической нагруженности трансмиссии. Устройство содержит датчик 5 крутящего момента, усилитель 7 мош,ности, обмотку 8 электромагнита. При этом обмотка э.аектромагнита расположена на корпусе 9 механизма вклю- чения, подключена к выходу усилителя мощности, вход которого подключен к выходу датчика крутящего момента, а шток поршня 14 переливного клапана 15 кинематически связан с щтоком поршня механизма включения. Датчик крутящего момента снабжен управляемым делителем 6 напряжения. 1 3. п. ф-лы, 1 ил.
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-01-07—Публикация
1986-06-23—Подача