Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства Советский патент 1988 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU1364498A1

00

Oi

4

СО 00

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки переключения передач под нагрузкой.

Цель изобретения - повышение эффективности устройства путем снижения дина- ми.ческой нагруженности трансмиссии.

На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемого, устройства.

Предварительное поджатие пружины 16 переливного клапана 14 выбирается из расчета получения минимальной величины момента трения Мтр фрикционов 23, равной примерно (0,2-0,25) М, где М -

к i X

максимальный крутящий .момент двигателя. При отпускании педали 12 выключения освобождается шток 11 поршня 10 механизма 9 включения, удерживаюш,ий шток 24 поршня 14 в краййем левом положении.

Устройство содержит гидронасос 1, свя- Поршень 14 под действием пружины 16пере- занный с валом двигателя 2, передающего мещается вправо и перекрывает сливной ка- крутящий момент на выходной вал 3 транс- 8, вследствие чего давление в гидрав- миссии 4, датчик 5 крутящего момента, лическом устройстве и гидроцилиндре 22 воз- установленный на выходной валу 3 транс- растает. Фрикцион 23 начинает передавать миссии, управляемый делитель 6 напряже- 15 движущего момента, при этом на выходе датчика 5 крутящего момента появляется электрический сигнал, пропорциональный движущему моменту, трансформированному трансмиссией 4.

Сигнал датчика поступает на вход дели- 20 теля 6. Переключатель 25 делителя своим штоком с контакта.ми кинематически связан с золотником -гидрораспределителя и при переключении передач включает в цепь сигнала тот резистор, номинальное значение

ный 17 и сливной 18 каналы переливного 25 сопротивления которого уменьщает посту- клапана, соединеннь1е напорной магистралью пающий сигнал крутящего момента на выходе на величину, равную передаточно.му числу трансмиссии от коленчатого вала до вы ходного на включенной золотником гидрораспределителя 21 передаче. Поэтому на 30 выходе делителя 6 появляется сигнал, пропорциональный крутящему моменту на полуоси, приведенному к коленчатому валу двигателя. С выхода делителя 6 сигнал поступает на усилитель 7 мощности, изменяющий- величину тока на выходе пропор- 5 ционально квадрату входного сигнала, так как усилие, развиваемое электромагнитом на поршне 10, равно

ния, усилитель 7 .мощности, обмотку 8 электромагнита, установленную в корпусе механизма 9 включения, поршень 10 механизма 9 включения со штоком 11, кинематически связанным с педалью 12 выключения, имеющей свободный ход по отношению к щтоку 11 пружину 13, поршень 14 переливного клапана 15, через пружину 13 взаимодействующий с поршнем 10 механизма 9 включения и подпружиненный пружиной 16, нагнетатель19 с предохранительным клапаном 20 и насосом 1 и через гидрораспределитель 21 с гидроцилиндрами 22 фрикционов 23, и шток 24 поршня 14 переливного клапана, кинематически связанный со штоком 11 поршня 10 механиз.ма 9 включения. Управляемый делитель 6 содержит контактный переключатель 25, шток которого кинематически связан с золотником гидрораспределителя 21, и блок резисторов 26 включенных последовательно с контактами переключателя в выходную цепь датчика 5 момента. Усилитель 7 мощности содержит схему 27 возведения в квадрат и усилитель 28 тока, последовательно включенные в цепь управляемого делителя 6.

Датчик 5 крутящего мом.ента выходом связан с входом управляемого делителя 6 напряжения, выход которого связан с входом усилителя 7 мощности, выход которого

Q I f , 40 где I - ток через обмотку возбуждения;

площадь поперечного сечения поршня.

Для выполнения этого условия в усилитель 7 мощности введен перемножитель анасвязан с входом электромагнитной обмот- .с логовых сигналов, возводящий входной сиг- ки 8.нал в квадрат, - схема 27 возведения в квадрат и усилитель 28 тока, изменяющий силу тока через обмотку 8 электромагнита пропорционально квадрату входного сигнала. Усилие, развиваемое на порщне механизма

порщня 10 со штоком 11, имеющим конце- 50 включения электромагнитом и передаваемое вой упор, посредством которого шток взаимо- через пружину 13 на поршень 14 дополни- действует с педалью 12 выключения. ПорМеханизм 9 включения выполнен в виде электромагнита, содержащего электрическую обмотку 8, намотанную на цилиндрический каркас, и якорь в виде цилиндрического

шень 14 переливного клапана снабжен штоком 24, заканчивающимся концевым упором, взаимодействующим через зазор с упором

тельно к усилию пружины 16, должно быть достаточным для обеспечения такого давления в напорной магистрали, чтобы момент трения фрикциона был равен приведенному

, - J, --.- - j -j j.r-f-

штока 11. Поршень 14 переливного клапана - крутящемому моменту на полуоси,

перекрывает сливной канал 18. Таким образом, суммарный момент треУстройство работает следующим обра-ния фрикциона при изменении крутящего

зом. момента измеряется так;

Предварительное поджатие пружины 16 переливного клапана 14 выбирается из расчета получения минимальной величины момента трения Мтр фрикционов 23, равной примерно (0,2-0,25) М, где М -

к i X

включения электромагнитом и передаваемое через пружину 13 на поршень 14 дополни-

тельно к усилию пружины 16, должно быть достаточным для обеспечения такого давления в напорной магистрали, чтобы момент трения фрикциона был равен приведенному

крутящемому моменту на полуоси,

М,р + (0,,25) М ;

гдеМ - динамический момент трения на выходном валу (полуоси) трансмиссии;i - передаточное отношение трансмиссии. .

Поэтому предлагаемое устройство позволяет бесступенчато регулировать величи- ну момента трения фрикциона в зависимости от динамического крутящего момента на выходном валу трансмиссии при разгоне и переключении передач, обеспечивая надежную передачу крутящего момента. При этом при включении фрикциона передается часть кинематической энергии вращающихся масс и крутящего момента таким образом, что динамическая нагруженность трансмиссии снижается на 15-18% за счет снижения амплитуды вынужденных колебаний в транс- миссии, что положительно сказывается на долговечности трансмиссии.

Устройство позволяет также значительно снизить затраты мощности двигателя на дросселирование жидкости путем повыщения точности регулирования момента трения и в результате снизить расход топлива.

При выключении фрикциона щток 11 нажатием на педаль 12 перемещается вле- во, в конце хода упирается в бурт щтока 24 и перемещает его влево, сжимая пружину 13 и освобождая сливной канал 18. При этом осуществляется сброс давления жидкости, и фрикцион выключается.

Формула изобретения 1. Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления рабочей жидкости, сообщенный гидролиниями -через предохранительный и переливной клапаны с гидробаком, через управляемый гидрораспределитель - с гидроцилиндрами управления фрикционами, причем переливной клапан выполнен в виде гидроцилиндра с размещенным в нем подпружиненным порщнем, щток которого кинематически связан с механизмом включения, щток порщня которого кинематически связан с педалью управления, отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности путем снижения динамической нагруженности трансмиссии, оно снабжено датчиком крутящего момента, усилителем мощности, обмоткой соленоида, при этом обмотка соленоида расположена на корпусе механизма включения и электрически подключена к выходу усилителя мощности, вход которого подключен к выходу датчика крутящего момента, а щток порщня переливного клапана кинематически связан с щтоком поршня ме.ханизма включения.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчик крутящего момента установлен на выходном валу трансмиссии и снабжен управляемым делителем напряжения, включающим в себя переключатель, при этом вход делителя напряжения подключен к выходу датчика крутящего момента, выход - к входу усилителя мощности, а переключатель кинематически связан с золотником гидрораспределителя.

Похожие патенты SU1364498A1

название год авторы номер документа
Устройство управления клапаном 1987
  • Рожанский Альберт Анатольевич
  • Лукашевич Василий Нестерович
  • Кукайн Виталий Магнусович
SU1516388A1
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства 1982
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Ксендзов Вячеслав Никитович
  • Таяновский Георгий Александрович
  • Чабан Владимир Федотович
SU1065258A1
Механизм управления поворотом гусеничного трактора 1985
  • Беленький Юзеф Семенович
  • Мажарцев Юрий Михайлович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU1311988A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
RU2077997C1
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2000
  • Румянцев Л.А.
RU2185968C2
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач 1990
  • Артюшенко Анатолий Дмитриевич
  • Прохоров Владимир Петрович
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Прокопенко Виктор Николаевич
SU1759672A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1743933A1
Транспортное средство 1980
  • Черный Анатолий Григорьевич
  • Смирнов Игорь Викторович
  • Гнипович Всеволод Иванович
  • Мельянцов Виктор Григорьевич
  • Мельянцев Анатолий Григорьевич
SU962039A1
Устройство управления фрикционами коробки передач 1983
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Таяновский Георгий Александрович
  • Чабан Владимир Федотович
  • Чешун Владимир Степанович
SU1154119A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1549806A1

Реферат патента 1988 года Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для унравления фрикционными элементами. Цель изобретения - повышение эффективности устройства путем снижения динамической нагруженности трансмиссии. Устройство содержит датчик 5 крутящего момента, усилитель 7 мош,ности, обмотку 8 электромагнита. При этом обмотка э.аектромагнита расположена на корпусе 9 механизма вклю- чения, подключена к выходу усилителя мощности, вход которого подключен к выходу датчика крутящего момента, а шток поршня 14 переливного клапана 15 кинематически связан с щтоком поршня механизма включения. Датчик крутящего момента снабжен управляемым делителем 6 напряжения. 1 3. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 364 498 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1364498A1

Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства 1982
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Ксендзов Вячеслав Никитович
  • Таяновский Георгий Александрович
  • Чабан Владимир Федотович
SU1065258A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 364 498 A1

Авторы

Рожанский Альберт Анатольевич

Лукашевич Василий Нестерович

Зубков Константин Мечиславович

Даты

1988-01-07Публикация

1986-06-23Подача