(54) ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА КОНТРВРАЩАЮЩИХСЯ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ Изобретение относится к судостроению, в частности к электромеханическим системам привода контрвращающихся гребных винтов. Известна электромеханическая система привода контрвращаюШ.ихся гребных винтов, содержащая коаксиально размещенные гребные валы с гребными винтами и установленные на фундаменте генератор с электродвигателем, причем якорь генератора и ротор электродвигателя жестко связаны каждый с одним из коаксиально размещенных гребных валов 1 . Однако при выходе из строя одного из винтов, например поломке лопасти, его вал теряет рабочую нагрузку и скорость его вращения увеличивается, а другой вал может остановиться, что снижает надежность работы системы. Цель изобретения - повыщение надежности работы системы. Для достижения цели система снабжена стопорным устройством, смонтированным на фундаменте. Кроме того, стопорное устройство может, содержать направляющие с отверстием. прикрепленное к фундаменту, пружйну и шток, причем шток размещен в направляктщнх и связан с фундаментом посредством пружин, при этом в якоре генератора и роторе электродвигателя выполнены отверстия для захода штока. На чертеже изображена схема предлагаемой электромеханической системы. Система содержит первичный двигатель 1, вал 2 которого через муфту 3 жестко соединен с ротором 4 генератора. Якорь 5 генератора и якорь 6 электродвигателя механически жестко соединены между собой и с валом 7 гребного винта 8. Ротор 9 электродвигателя механически жестко соединен с валом 10 гребного винта 11. На якоре 5 генератора жестко закреплено тормозное кольцо 12 с отверстием 13. Стопорное устройство содержит шток 14 с отверстием 15, размещенным в направляющих 16 имеющих отверстие 17. Шток 14 закреплен пружиной растяжения 18. На роторе 9 электродвигателя жестко закреплено тор мозное кольцо 19 с отверстием 20. Другое, стопорное устройство содержит шток 21 с отверстием 22, размещенный внутри направляющих 23, имеющих отверстие 24. Шток 21 закреплен пружиной растяжения 25. Обмотки якоря 5 генератора и якоря 6 электродвигателя соединены через управляемый преобразователь частоты и фаз 26. При соосном расположении генератора и электродвигателя обмотка якоря 6 электродвигателя может быть подключена к бортовой сети переключателем (на чертеже не показан) . При выходе из строя винта 8 или элементов его привода стопорится его вал 7, для чего шток 14 вводится в отверстие 13 кольца 12. Отверстие 15 штока 14 при этом совмещается с отверстием 17 направляющих 16. В этом положении шток 14 фиксируется штифтом (на чертеже не показан) вал 7 винта 8 стопорится, и движение судна обеспечивается лишь винтом 11. В случае выхода из строя винта 11 или элементов его привода стопорится его вал 10, для чего аналогичным образом приводится в действие щток 21. Для отстопоривания вала 7 (или 10) упомянутый фиксирующий штифт вынимается, и шток 14 (или 21) возвращается в исходное положение пружиной 18 (или 25). При соосном расположении генератора и электродвигателя в случае отказа генератора или преобразователя 26 стопорится вал 7, а якорь 6 электродвигателя подключается к бортовой электросети через переключатель, чем обеспечивается частичная работоспособность системы привода и движение судна.
Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить работоспособность электромеханической системы привода гребных винтов
в аварийных ситуациях, что позволяет судну продолжить самостоятельное плавание, исключив необходимость его буксировки или ремонта до захода в порт. Это создает дополнительные удобства и преимущества в эксплуатации судов, оснащенных системами привода со стопорными устройствами.
Формула изобретения
1.Электромеханическая система привода контрвращающихся гребных винтов, содержащая коаксиально размещенные гребные валы с гребными винтами и установленные на фундаменте генератор с электродвигателем, причем якорь генератора и ротор электродвигателя жестко связаны каждый с одним из коаксиально размещен ных гребных валов, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности работы системы, она снабжена стопорным устройством, смонтированным на фундаменте.
2.Система по п. 1, отличающаяся тем, что стопорное устройство содержит направляющие с отверстием, прикрепленные к фундаменту, пружину и шток, причем щток размещен в направляющих и связан с фундаментом посредством пружин, при этом в якоре генератора и роторе электродвигателя выполнены отверстия для захода щтока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР JVb 589155, кл. В 63 Н 23/24, 1976.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ СУДНО | 2000 |
|
RU2163555C1 |
Электромеханический привод гребного винта судна | 2015 |
|
RU2622175C1 |
Электромеханическая система для привода соосных гребных винтов | 1979 |
|
SU867785A1 |
Монтажное устройство крупнотон-НАжНОгО СудНА | 1979 |
|
SU796054A1 |
Система энергообеспечения подводного аппарата | 2020 |
|
RU2750396C1 |
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ САМОЛЕТА | 2010 |
|
RU2442721C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА | 1997 |
|
RU2154590C2 |
Успокоитель бортовой качки судна | 1985 |
|
SU1369984A1 |
Комбинированный двигательно-движительный комплекс судна | 2015 |
|
RU2617310C2 |
Устройство для определения динамических характеристик грунта в скважине | 1978 |
|
SU771334A1 |
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1977-08-01—Подача