1
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано в качестве оборудования для оценки несущей способности земляного полотна и дорожных покрытий автомобильных дорог.
Известно устройство для динамического испытания грунтов и дорожных одежд, содержащее штамп, направг ляющую штангу, падающий- груз, амортизатор и подъемно-сбрасывающее приспособление. Нагружающее воздействие в этом устройстве создается энергией груза, падающего на амортизатор, который передает усилие .на испытуемую поверхность через штамп tl.
Недостатком устройства является сложная конструкция амортизатора, которой, выполнен с s-образными пружинами.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство, для динамического нагружения, содержащее штангу, составной из элементов груз и подъемно-сбрасыв ающее приспособление. Отсутствие единой массы груза и упругого амортизатора позволяет избежать подскока и повторных ударов, а длительность динамического воздейстВИЯ регулируется изменением величины зазоров между элементами груза{2.
Недостатком известного устройства является потеря энергии удара изза того, что груз, представляющий собой гирлянду последовательно подвешенных дисков, складывается при ударе и каждый последующий диск ударяет в предыдущий т.е. передача ко10личества движения происходит через увеличивгиощееся с каждым диском число промежуточных тел. Кроме того, последовательное соединение элементов груза между собой, например бол15тами, требует значительного времени на изменение зазоров с целью регулирования длительности нагружения.
Цель изобретения - уменьшение по- терь энергии при передаче удара от
20 груза к штампу и ускорение регулирования длительности нагружения.
Цель достигается тем, что устройство для динамического нагружения, содержащее штамп, направляющую штан25гу, составной из элементов груз и подъемно-сбрасывающее приспособление, снабжено подвеской с наклонными и горизонтальными р1ычагами, причем наклонные рычаги одними концами шарнир30но соединены с подвеской, а другими
посредством вкнтовой тяги - с горизонтальньлм рычагом, а элементы груза устайовлены параллельно между собой и направляющей штанге. Кроме того, элементы груза выполнены в виде коаксиальных цилиндров, с прорезями, опер±ыми на наклонные рычаги.
Сущность изобретения поясняется чертежом.
На чертеже.изображено устройство общий вид.
Устройство содержит штамп 1, направляющую штангу 2, укрепленную на штампе, груз 3, представляющий собой набор элементов, например коаксиальных цилиндров, которые прорезями 4 оперты на наклонные рычаги 5, одни концы рычагов 5 соединены с втулкой 6 общей подвески шарнирно, а другиес горизонтальным рычагом 7 подвески посредством винтов тяг 8. С целью перемещения груза по направляющей штанге втулка б подвески соединена подъемно-сбрасывающим устройством 9
Устройство работает следующим образом.
Штамп 1 располагают на выровненной поверхности испытываемого материала так, чтобы направляющая штанга 2 заняла вертикальное положение. Цилиндрические элементы груза 3 при подъеме подвески.б опираются на рычаги 5. Устанавливая наклон рычагов с помощью винтовых тяг 8, задают требуемую разницу в исходной высоте элементов груза над плоскостью штампа. С помощью подъемно-сбрасывающего устройства 9 грузподнимают на необходимую высоту и сбрасывают. При падении вместе с подвеской первым по штампу ударяет нижний элемен груза и тормозится в процессе удара Следующий элемент ударяет по штампу через промежуток времени, который необходим на пролет расстояния, равного исходной разнице высот первого и второго элементов над штампом и .так далее. Последней ударяет подвес
Сумма воздействий элементов груза во времени составляет длительность нагружения штампом испытываемого материала.
Таким образом, предлагаемое устройство по сравнению с известными устройствами обеспечивает сокращение потерь энергии удара за счет непосредственной передачи количества движения штампу от каждого отдельно падающего элемента. Более полная передача энергии позволяет уменьшить общую массу груза при сохранении величины динамического воздействия.
5 Формула изобретения
1.Устройство для динамического нагружения, включающее штамп, направляющую штангу, составной из элементов груз и подъемно-сбрасывающее приспособление, о т л -и ч а ю щ е е(С я тем, что, с целью уменьшения потерь энергии при передаче удара от груза к штампу и ускорения регулирования длительности нагружения, устройство снабжено подвеской с наклонными и горизонтальными рычагами, причем наклонные рычаги одними концами шарнирно соединены с подвеской, а другими посредством винтовой тягис. горизонтальным рычагом, а элементы груза установлены параллельно между собой и направляющей штанге.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, элементы
. груза выполнены в виде коаксиальных (цилиндров с прорезями, опертыми на наклонные рычаги.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Strassenbau Techniki, 1970 I 21, Tragfahigkeitsmessung mit neuen Fallgerat aus Danemark.
2.Авторское свидетельство СССР № 362223, G 01 N 3/32, 1971.
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1980-04-25—Подача