Изобретение относится к тренажерам радиотелегра(1)истов и может найти применение в качестве тренажера операторов систем управленияИзвестен тренажер радиотелеграфис тов, содержащий пульт обучаемого, соединенный с блоком преобразования длительности сигнала и через блок преобразования импульсов - с логичес ким блоком запрета и блоком преобраз вания логической ин(1юрмации, связанным с блоком сравнения, блоком преоб разования длительности сигнала и через генератор временных меток - с логическим блоком запрета, подключен ным к блоку электроакустического пре образования, и блок отображения ин({юрмации 1 J Недостатком известного тренажера является невысокая эффективность тре нажа. Цель изобретения - повышение эффективности тренажа. Поставленная цель достигается тем, что тренажер имеет узел определений важности ошибок тренажа, первые входы которого соединены с выходом блока сравнения, вторые входы подключены к одним из выходов пульта обучаемого, а выход последнего соединен со входом блока отображения информации. Кроме того, узел определения важности ошибок тренажа имеет блок делителей частоты и логические элементы И, первые входы которых соединены с одним из выходов пульта обучаемого, вторые входы логических элементов И связаны с выходом блока сравнения, а выходы логических элементов И через блок делителей частоты связаны со входом блока отображения иифориации. На ({иг. 1 приведена блок-схема тренажера/ на фиг. 2 - структурная схема.блока делителей. 39 Тренажер радиотелеграфистов содержит пульт 1 обучаемого, состоящий из блока 2 выбора режима работы, бло ка 3 установки масштаба преобразования и ключа , генератор 5 одиночных импульсов, логический блок 6 запрета состоящий из логических элементов И 7 8 и логического элемента 9 запрета, логический элемент ИЛИ 10, электроакустический преобразователь 11, блок 12 преобразования длительности сигналов, состоящий из триггера 13, элементов И временной задержки, логических элементов И 15 и элемента ИЛИ 16, формирователь 17 импульсов, генератор 18 временных меток, блок 19 преобразования логической информации, состоящий из логических элементов И 20 и 21, блок 22 сравнения, состоящий из логических элементов И и инверторов 2б и 27, узел 28 определения важности ошибок тренажа, состоящий из логических эле ментов И 29 и блока 30 делителей час тоты, и блок 31 отображения информации . Блок 30 делителей частоты состоит из последовательно соединенных дели телей 32 и логического элемента ИЛИ 3 входы которых соединены с соответствующими выходами логических элементов И 29. Блок преобразования импульсов имеет генератор 5 одиночных импульсов и формирователь 17 импульсов. Блок электроакустического преобразования содержит логический элемент ИЛИ 10 и электроакустический преобразователь 11. После включения тренажер радиотелеграфистов р.аботает следующим образом. Первый режим работы устанавливается переключателем (не показан) бл ка 2 выбора режима работы. Блок 2 формирует, сигнал, который с его выхода поступает на первый вход логического элемента И 8. Обучаемый нажимает ключ . При этом запускается генератор 5 одиночных импульсов, ко торый формирует импульс определенйо длительности l. Этот импульс поступает на первый вход логического эле мента И 7 и второй вход логического элемента И 8, а с его выхода через логический элемент ИЛИ 10 на вход электроакустического преобразователя 11. Обучаемый прослушивает звуко it4 вой образ импупьса, запоминает его длител ьность С. После этого, переведя переключатель в блоке 2 во второй режим, обучаемый переходит ко второму режиму, в котором он должен воспроизвести с помощью ключа импульс длительностью п С (где п 1, 2, 3- устанавливается в блоке 3 установки масштаба преобразования), задаваемой ему в соответствии с методикой обучения. Во втором режиме обучаемый нажимает ключ , выдерживая длительность нажатия, равную п , При этом сигнал с ключа одновременно поступает на запускающий вход генератора 5 одиночных импульсов и на вход формирователя 17 импульсов, с выхода которого - на первый вход логического элемента И 20 и на информационный вход логического элемента 9 запрета. Сигнал с выхода блока 2 выбора режима поступает только на второй вход логического элемента И 7 и на запускающий вход генератора 18 временных меток, выход которого соединен со вторыми входами логических элементов И 20, 21 блока 19 преобразования логической информации. Поэтому на выходе логического элемента И 8 сигнала не будет. Так как он соединен с запрещающим входом логического элемента 9 запрета, то сигнал с формирователя 17 импульсов пройдет через логический элемент 9 запрета и логический элемент ИЛИ 10 на электроакустический преобразователь 11, и обучаемый имеет возможностьна слух контролировать формируем т им преобразованный импульс. Одновременно с нажатием ключа Ц запускается генератор 5 одиночных импульсов, импульс с выхода которого через пер-) вый вход логического элемента И 7 поступает на вход блока 12 преобразования длительности сигналов.Передний фронт этого импульса, действуя на один из входов триггера 13, переводит последний в состояние, при котором на первом входе логического элемента И 21 появляется сигнал. /витальность преобразованного контрольного сигнала задается на блоке 3 установки масштаба преобразования, выходы которого подключены к управляющим входам логических элементов И 15. Длительность контрольного сигнала пГ на выходе триггера 13 равна сумме длительности импульсл, поступившего с генераторл 5 одиночных импульсов, и импульса, пришедше го с элемента 1 временной задержки Так как на вторые входы логических элементов И 20 и 21 поступают импул сы с частотой временных меток от ге нератора 18, то, если обучаемый сфо мирует импульс, точно соответствующ п , т.е. сигналы с выходов формирователя 17 и блока 12 равны, на выхо дах логических элементов И 20 и 21 формируются одинаковые сигналы временные метки, которые поступают на вход блока 22 сравнения. Блок 22 сравнения выполняют на логических элементах И 23-25 и инверторах 26 и 27 таким образом, что при равенст ве сигналов на выходах логических элементов И 20 и 21 (а следовательно, и на входе блока 22 сравнения), с выхода логического элемента И 25 сигнал не снимается и в узел 28 определения важносгти ошибок тренажа ничего не заносится. Если обучаекый формирует нмпульс длительность которого меньше nf, то сигнал с формирователя 17 импульсов прекращается раньше, чем контрольный сигнал с выхода блока 12 преобразования длительности сигналов. На выходе логического элемента И 20 сигнала нет, а с выхода логического элемента И 21 все еще поступают временные метки, которые с выходы логического элемента И 25 блока 22 подаются на информационные входы логических элементов И 29 узла 28. В зависимости от положения переключателя (не показан) на блоке 3 установки масштаба преобразования на управ ляющий вход соответствующего логического элемента И 29 подают сигнал разрешающий прохождение временных меток из блока 22 сравнения на вход одного из делителей 32 блока 30. Выбор подключаемого входа блока 30 зависит от сложности (веса) ответа, ко торый установлен переключателем в блоке 3. С выхода логического элемента ИЛИ 33 узла 23 сигнал поступает в блок 31 отображения информации, в котором отображается результат с учетом сложности воспроизводимого сигнала, зависящий от коэффициента трансформации. Если обучаемый сформирует импульс длительность которого больше п , то контрольный сигнал с выхода трит 46гера 13 прекращается раньше, чем сигнал с формирователя 17 импульсов,На выходе логического элемента И 21 сигнала нет, а с выхода логического элемента И 20 все еще поступают временные метки. В остальном работа тренажера осуществляется аналогично. В блоке 31 отображается суммарный результат с учетом сложности воспроизводимого сигнала. Использование предлагаемого изобретения при обучении радиотелеграфистов позволяет повысить эффективность тренажа за счет учета сложности производимой трансформации предъявляемого звукового образа. Формула изобретения 1 . Тренажер радиотелеграфистов, содержащий пульт обучаемого, соединенный с блоком преобразования длительности сигнала и через блок преобразования импульсов - с логическим блоком запрета и блоком преобразования логической информации, связанным с блоком сравнения, блоком преобразования длительности сигнала и через генератор временных меток - с логическом блоком запрета, подключенным к блоку электроакустического преобразования, и блок отображения информации, отли чающий ся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа, он имеет узел определения важности ошибок тренажа, первые входы которого соединены с выходом блока сравнения, вторые входы подключены к одним из выходов пульта обучаемого, а выход последнего соединен со входом блока отображения информации. 2. Тренажер по п. 1, отли ч ал ю щ и и с я тем, что узел определения важности ошибок тренажа имеет блок делителей частоты и логические элементы И, первые входы которых соединены с одними из выходов пульта обучаемого, вторые входы логических элементов И связаны с выходом блока сравнения, а выходы логических эле- . ментор И через блок делителей частоты связаны со входом блока отображения информации, И Ьчники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке fr 2768783/13-12, 17-05.79.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU896666A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU951367A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU938299A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU822236A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU903945A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU864323A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU862175A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
Авторы
Даты
1982-02-07—Публикация
1980-05-21—Подача