Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам радиотелеграфистов и может найти применение в качестве устройства для обучения операторов. Известен тренажер, предназначенный для тренеровки психофизиологических реак ций человека, и содержащий узел пульта ратготелеграфистов, соединенный с генератором одиночных импульсов, логическую схему ИЛИ, связанную с электроакустическим преобразователем, генератор japeменных меток и схему сравнения, соединенную с блоком регистрации и.. Недостатком известного тренажера является невысокое качество тренажа. Наиболее близким к изобретению является тренажер радиотелеграфистов, содержащий узел пульта радиотелеграфистов, соединенный с генератором одиночных импульсов, с логическим блоком запрета, который соединен через элемент ИЛИ с электроакустическим преобразователем, с блоком преобразования длительности сигналов, который подключен к логическо, му блоку запрета, блок преобразования логической информации, который соединен с генератором временных меток и блоком сраввенпЁВ, формирователь импульсов, подключенный к, логическому блоку защюта и блок регистрации И , Однако данный тренажёр имеет невысокую эффективность, так как в процессе треважа иепьзя получить сведения о характере допускаемых ошибок, когда шштел ность .сформированного импульса больше или меньше требуемой. Цель изобретения - повышение точвооти тренажа за счет фиксации не только величины допускаемой ошибки, но и ее характера (знака), при этом достигается некоторое упрощение устройства. Поставленная цель достигается тем, что в тренажер , содержащий последовательно соединенные пульт оператора, первый генератор, блок элементов И, первый элемент ИЛИ и электроакустический преобразователь,, формирователь импульсов. вход которого соединен с первым выходом пульта оператора, а выход - с вторым входом блока элементов И, третий и четвертый входы которого подключены cooi ветственно к второму и третьему выходам пульта оператора, блок преобразования дл тельности сигналов, первый вход которого соединен с вторым выходом блока элемен тов И, а второй вход - с четвертым выходом пульта оператора, третий выход которого подключен к входу второго генератора, и блок регистрации, введены сумматор по модулю два и три элемента И, причем выход первого элемента И соединен с первыми входами: второго и третьего элементов И, выходы которых подключены к входам блока регистрашш, выход формирователя импульсов соединен с вторым входом вторсрго элемента И и с первым входом сумматора по модулю два, выход блока преобразования длительности сигналов подключен к вторым входам третьего элемента И и сумматора по модулю два, В1лход которого соединен с первым входом первого элемента И, второй вход которого подключен к выходу второго гене)ратора, причем блок преобразования длительности сигналов содержит последовательно включенные узе элементов, задержки, усзел элементов И, второй элемент ИЛИ и триггер, выход которого является выходом блока, вход узла элементов задержки является первым входом блока, второй вход узла элементов И является вторым входом блока. На фиг. 1 представлена схема тренажера; на фиг. 2 - временнь1,е диаграммы. Тренажер .содержит пульт 1 оператора, состоящий из блока 2 выбора режима работы, блока 3 установки масштаба преобразования и ключа 4, генератор 5 одиночных импульсов, блСК элементов И 6 состоящий из элементов И 7 и 8 и логи ческого элемента 9 запрета, элемент ИЛИ 10, электроакустический преобразов тель 11, блок 12 преобразования длительности сигналов, состоящий из триггера 13, узла элементов 14 задержки, узла элементов И 15 и элемента ИЛИ 16 формирователь 17 импульсов, генератор 18 временных меток, сумматор 19 по модулю два, элементы И 2О - 22 и блок 23 perHCTpaiinra. Тренажер работает следующим образом. В первом режиме работы обучаемый прослушивает одиночный импульс. Режим устанавливается перек,г1ючением (не показано) блока 2. Блок; 2 формирует сигнал, который поступает на один вход элемента И 8. Обучаемый нажимает ключ 4, при этом запускается генератор 5, который формирует импульс опредеенной длительности 1 . Этот импульс поотупает на второй вход элемента И 8 с выхода его через элемент ИЛИ 10 на вход электроакустического преобразователя 11 .Обучаемый прослушивает звуковой образ импульса и переходит к второму режиму, в котором он должен восроизвести с помощью ключа 4 импульс длительностью «Г, за даваемой ему в соотетствии с методикой обучения. Число п 1, 2, 3 ... устанавливается в блоке 3 становки масштаба преобразования. Во втором режиме обучаемый нажимает ключ 4, выдерживая длительность нажатия, равную пТ. При этом сигнал с ключа-4 одновременно поступает на запускающий вход генератора 5 и на вход формирователя 17. С выхода формирователя 17 сигнал поступает на вход элемента И 21, на информационный вход элемента 9 и на первый вход сумматора 19. Сигнал с блока -2 поступает только на второй вход элемента И 7 и на запускающий вход генератора 18. В результате этого, на выходе элемента И 8 сигнала не будет, а так как он соединен с запрещающим входом элемента 9, то сигнал с формирователя 17 пройдет через элемент 9 и элемент ИЛИ 1О на электроакустический преобразователь 11. Обучаемый имеет возможность на слух контролировать формируемый им преобразованный импульс. Одновременно с Нажатием ключа 4 запускается генератор 5,, импульс с выхода которого через элемент И 7 Поступает на вход блока 12 преобразования длительности сигналов. Передний фронт этого импульса, действуя на один из входов триггера 13 переводит последний в состояние, при котором появляется сиг нал на втором входе сумматора 19, Если сигналы, поступившие на входы сумматора 19 с формирователя 17 (фиг. 2б ) и с триггера 13 (фиг. 26) равны, то на выходе cyis MaTopa 1.9 сигнала не будет, а следовательно, и на втором входе элемента И 20 сигнал отсутствует. Импульсы, поступающие с генератора 18 (фиг. 2 с) на первый вход элемента И 20, на входы элементов И 21 и 22 не пройдут и в блоке 23 регистрации ничего не будег записано.
Если обучаемый сформирует импульс, длительность котoporot uменьше, чем ntt то сигнал с формирователя 17 прекратится раньше, чем контрольный сигнал с выхода блока 12 преобразования дли- s тельности сигналов. На выходе сумматора 1 9 появляется сигнал, длительность которого равна й пТ-Тфу , т. е. разности контрольного и сформированного сигналов. Этот сигнал поступает на второй вход ю элемента И 20 и временные метки, пос тупающие на его первый вход от генератора 18 пройдут на информационные входы элементов И 21 и 22, Но так как воздействие сигнала от формирователя 17 15 на управляющий вход элемента И 21 прекратилось, а на управляющий вход элемента И 22 воздействует контрольный сигнал с триггера 13, то временные метки пройдут через элемент И 22 с выде- 20 лением отрицательной . ошибки на вход блока 23 регистрации, В блоке 23 регистрации подсчитывается ошибка, пропорциональная количеству временных меток при формировании обучаемым импульса 7 25 длительность которых меньше, чем пТ. . Длительность преобразованного контрольного сигнала задается на блоке 3. При этом подключается соответствующий элемент И 15, который пропускает импульс зо фиксированной длительность с выхода элемента 14 иа вход элемента ИЛИ 16. С выхода элемента ИЛИ 16 импульс, действуя на один из входов триггера 13, приводит его в состояние, при котором jj на выходе триггера 13 сигнала не будет. Если обучаемый сформирует импульс, длительность которого больше, чем nu , то контрольный сигнал с триггера 13 прекратиться раньше, чем сигнал с 40 выхода формирователя 17. На выходе сумматора 19 появляется сигнал, длительность которого равна ДгТф -пГГ, т. е. разности сформированного и контрольного сигналов. Этот сигнал .поступает на второй (5 вход элемента И 20. Временные метки, поступающие на первы вход элемента И 2О от генератора 18 проходят на информационные входы элементов И 21 и J22. Но так как воздействие сигнала с jo триггера 13 на управляющий вход элемента И 22 прекратилось, а на управляющий вход элемента И 21 воздействует сигнал с формирователя 17, то временные метки от генератора 18 проходят через элемент И 21 с выделением положительной ошибки на вход блока 23 регистрации.
Таким образом, обучаемый на блоке 23 регистрации видит велиянну и характер.
(сформировал импульс меньшей или большей длительности) допущенной ошибки.
Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить эффективность тренажа за счет выявления и отображения характера допускаемьтх ошибок, что снижает время на их устранение и позволяет воспользоваться соответствующей целенаправленной методикой тренировки. Это приводит к сокращению времени на подготовку радиотелеграфистов к приему cHr налов наслух. Кроме того, устройство несколько упрощается по сравнению с прото типом.
Формула изобретения
1. Тренажер радиотелеграфиста, содержащий последовательно соединенные пульт оператора, первый генератор, блок элементов И, первый элемент ИЛИ и электроакустический преобразователь, форм1фователь импульсов, вход которого соединен с пер№1М выходом пульта оператора, а - с вторым входом блока элементов И, третий и четвертый входы которого подключены соответственно к второму и третьему выходам пульта оператора, блок преобразования длитель -.ности сигналов, первый вход которого соединен с вторым выходом блока элементов И, а второй вход - с четвертым вы ходом пульта оператора, третий выход которого подключен к входу второго генератора, и блок регистрации, отличающийся тем, что, с целью повышения точвости треважа, в него введены сумматор по модулю два и три элемента И, причем шлход первого э лемента И соединен с первыми входами второго и третьего элементов И, выходы которых подключены к входам блока регистрации, выход фор мирователя импульсов соединен с вторым входом второго элемента Икс первым входом сумматора по модулю два, выход блока преобразования длительности сигналов подключен к вторым входам третьего элемента И и сумматора по модулю два, выход которого соединен с первым вхс дом первого элемента И, второй вход которого подключен к выходу второго г&нератора.
2. Тренажер по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что В нем блок преобразования длительности сигналов содержит последовательно включенные узел элемевтов задержки, узел элементов И, второй элемент ИЛИ и триггер, выход кот{ рого является выходом блока, вход узла
79513678
алемевтов задержки является первым вхо-1. Авторское свидетельство СССР
дом блока, а второй вход узла элементов № 7О9646, кл. G О9 В 9/ОО, 1978. И является вторым входом блока,2. Авторское свидетельство СССР
Йстрчннки информации,-по заявке 27р8783/18- 14,
принятые во Ьнйматю при экспертизе5 кл. Q 09 В 19/26, 1979 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU903945A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU896666A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU938299A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU822236A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1987 |
|
SU1424049A2 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU903944A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1987 |
|
SU1429154A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1494028A2 |
Авторы
Даты
1982-08-15—Публикация
1980-12-01—Подача