Ротор двухскоростного асинхронного электродвигателя Советский патент 1982 года по МПК H02K17/14 

Описание патента на изобретение SU904122A1

1

Изобретение относится к регулируемым электродвигателям переменного тока с индукционными сопротивлениями в цепи ротора.

Известен ротор с трехфазной двухскоростной обмоткой, имеющей независимые входы для обоих чисел полюсоа Обмотка ротора соединена с индукционными сопротивлениями, состоящими из девяти катушек с массивными ферромагнитными сердечниками и объединениями в три параллельные звезды с шестью выводами из нулевых точек

1 .

Недостатками данного ротора являются сравнительно большое число элементов индукционных coпpotивлeний и равенство вводимых в цепь ротора сопротивлений для обоих чисел пар полюсов, что приводит к ухудшению пусковых и рабочих характеристик дви-. гателя.

Известен ротор с двухскоростной фазной обмоткой, имеющей независи

2

мые выводы для каждого числа полюсов и соединенной с индукционный сопротивлением, состождим из трех катушек с массивными ферромагнитными сердечниками. Катушки соединены в треугольник, к вер1чинам которого подключены выводы обмотки ротора одной полюсности, а к трем ответвлениям катушек подключены выводы обмотки другой полюсности. Этим обеспечива

10 ется изменение величины вводимого в цепь ротора сопротивления при переходе от одного числа пар полюсов к другому f 2,

Недостатком данного ротора явtsляется то, что область его применения ограничена обмотками, с независимыми выводами для каждой полюсности .

Известен ротор асинхронного элект30родвигателя, содержащий двухскоростную обмотку, которая выполнена из двух одинаковых частей, причем в одной из них изменяется направление

тока при изменении числа пар полюсов Каждая фаза обмотки ротора соединена с индукционным сопротивлением, состоящим из двух катушек, которые соединены по Т-образной схеме с тремя выводами и помещены в массивном ферромагнитном диске З.

1едостатками данного ротора является сравнительно большое число элементов индукционных сопротивлений и неполное использование этих сопротивлений на каждой из полюсностей двигателя, что приводит к увеличению массы и габаритов электрической машины.

Наиболее близким к предлагаемому является ротор двухскоростного асинхронного двигателя, который содержит трехфазную двухскоростную обмотку, катушечные группы которой разномерно распределены по расточке машины и образуют две одинаковые части, одна из которых состоит из четных, а другая из нечетных катушечных групп, соединенных по трехфазной схеме, причем обе части обмотки включены между собой в три параллельные ветви со встречным включением катушечных групп одной части обмотки по отношению к другой и смещены друг относительно друга на угол 120 s|n.град а к точкам соединения указанных частей обмотки подключены выводы индукционных сопротивлений, соединенны по трехфазной схеме. Этим достигается упрощение конструкции ротора и обеспечивается изменение величины вводимого в цепь ротора сопротивления при изменении числа пар полюсов двигателя

Недостаток данного ротора состоит в том, что по индукционному сопротивлению протекают только встречные составляющие токов параллельной ветви обмотки ротора, обусловленные встречными составляющими ЭДС двух частей обмотки, соединенных между собой в параллельной ветби. Согласные составляющие токов каждой параллельной ветви протекают только по обмотке ротора , минуя индукционно сопротивление. Воздействие индукционного сопротивления только на/ встречную составляющую токов параллельной ветви и изменение величины этой составляющей тока приводит к некоторому искажению магнитного поля двигателя, появлению высших гарминик поля, обуславливающих ухудшение

механических xapaкtepиcтик образованием в них провалов, увеличение потерь двигателя. Проявление высших гармоник тем сильнее, чем больше сопротивление вводится в цепь ротора

Цель изобретения - улучшение механических и рабочих характеристик двигателя с индукционными сопротивлениями в цепи фазного, ротора.

Указанная цель достигается тем, что одна из двух одинаковых частей обмотки ротора подключена к началам, а другая к концам трех катушек индукционных сопротивлений, средние точки которых соединены между собой, причем катушечные группы обеи частей обмотки ротора включены между собой согласно и смещена друг относительно друга на пространственный угол 120 эл.град.

На фиг. 1 г редставлена схема соединения элементов обмотки ротора (QP) и индукционных сопротивлений ( ИС) двухскоростного асинхронного двигате ля для чисел полюсов и на фиг.2 - развернутая схема соединения двухскоростной обмотки ротор с числами полюсов 2р и и индукционных сопротивлений ( ИС).

Трехфазная двухскоростная обмотка ротора выполнена из двух од аковых частей, одна из которых состоит из четных, а другая из нечетных катушечных групп, причем в одной из них изменяется направление тока при изменении числа пар полюсов. Обе части обмотки ротора соединены в две отдельные звезды ( или два треугольника), одна из которых подключена к началам, а другая к концаи трех катушек индукционных сопротивлений. При этом в каждом из трех параллельных ветвей, образованных последовательным соединением двух полуфаз обмотки ротора и катушки индукционного сопротивления, полуфазы обмотки ротора смещены на пространственный угол 120 эл.град, например при соединены между собой полуфазы обмотки ротора Bg, Cg и Ag, Cg, а при 2р соединены Ад и 1, 64 и Х., С 4 и Y , т.е. обе части обмотки ротора соединены между собой через катушки индукционных сопротивлений со смещением одной трехлучевой звезды обмотки по отношению к другой на просгранствениый угол 120 эл.град. фиг,1). Такое соединение двух частей обмотки в параллельных ветвях позволяет смещать звезду индуцируемых ЭДС в одной половине обмотки по отношению к звезде ЭДС другой половины обмот«и на угол 120 при одном числе полюсов и на угол 60 при другом числе

полюсов благодаря изменению направления ЭДС в одной половине обмотки . ротора при переходе от одного числа пар полюсов двигателя к

другому.

Индукционные сопротивления срстоят из трех катушек, помещенных в массивные ферромагнитные диски. Средние точки катушек с помои ью ответвлений соединены между собой. Включение катушки индукционного сопротивления между двумя полуфазами обмотки обеспечивает, в отличие от известного ротора, протекание всего тока ротора по индукционному сопротивлению, т.е. по этому сопротивлению протекают как встречные, так и согласные составляющие тока параллельной ветви, обусловленные смещением ЭДС в полуфазах обмотки каждой ветви. В роторе путь для встречных составляющих -тока обеспечивается соединением средних точек катушек индукционных сопротивлений. Протекающие в катушке индукционного сопротивления согласные составляющие токов в параллельной ветви создают ампервитки намагничивания и определяют величину индукционного сопротивления, вводимого в цепь ротора. Встречные составляющие токов не создают ампервитков намагничивания, поскольку они взаимно компенсируются, т.е. катушка индукционного сопротивления для них является бифилляром. Таким образом, в предлагаемом роторе значение индукционного сопротивления будет большим при больших значениях согласных составляющих

ГОКОВ.

Для улучшения характеристик двигателя соединение двух частей обмотки ротора осуществляется таким образом, чтобы максимальные значения согласных составляющих токов, а следовательно, и наибольшее значение индукционного сопротивления, достигались при меньшем числе полюсов. Для этого в каждой параллельной ветви полуфазы обмотки ротора включены между собой согласно, что приводит

к Смещению ЭДС, индуцируемых в соединенных частях обмотки ротора на угол бО при меньшем числе полисов и на угол 120 при большем числе полюсов (фиг.2. Введение в цепь ротора большего сопротивления при меньшем числе полюсов обуславливает снижение пусковых токов и повышение пускового момента двигателя. При

большем числе полюсов, благодаря

уменьшению сопротивления из-за больших значений встречных составляющих токов, улучшаются рабочие характеристики, повышается момент двигателя. Схема соединения двухскоростной обмотки ротора и индукционных сопротивлений обеспечивает улучшение гармонического состава магнитного поля двигателя, снижение номентов и потерь от высших гармонических, улучшение механических и рабочих характеристик двигателя.

i

По сравнению с известными роторами данного типа, предлагаемый ротор, отличается простотой, небольшим 1слом выводов фазной обмотки и миж-1маяьным числом элементов индукционных сопротивлений, улучшенными механическими и энергетическими характеристиками .

Формула изобретения

Ротор двухскоростного асинхронного электродвигателя с индукционными сопротивлениями, подключенными к трехфазной обмотке, выполненной на два числа полюсов и, содержащей равномерно распределенные по расточке машины катушечные группы, образующие две одинаковые части, одна из которых состоит из четных, а другая из нечетных катушечных групп, соединенных по трехфазной схеме, отличающийся тем, что, с цель улучшения механических и рабочих характеристик двигателя, одна из частей обмотки ротора подключена к началам, а другая к концам трех катушек индукционных сопротивлений, средние точки которых соединены eждy собой, причем катушечные группы обеих частей обмотки ротора включены между собой согласно и смещены друг относительно друга на пространствен7

ный угол 120 эл.град. при большем числе полюсов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР fi- «700 0, Н 02 К 17/1, 1971.

90ij1223

2.Авторское свидетельство № 570959, Н 02 К U/l, 1972.

3.Авторское свидетельство № 369660, Н 02 К 17/1, 1970.

5 Ц, Авторское свидетельство N 5б«689, Н 02 К 17/1, 1973.

Похожие патенты SU904122A1

название год авторы номер документа
Ротор с индукционным сопротивлением для многоскоростного асинхронного двигателя 1982
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1026247A1
Ротор трехфазного трехскоростного асинхронного электродвигателя 1978
  • Киричек Григорий Михайлович
SU748692A1
Ротор трехфазного многоскоростного асинхронного электродвигателя 1979
  • Киричек Григорий Михайлович
SU782060A1
Ротор с индукционным сопротивлением для двухскоростного асинхронного двигателя 1981
  • Киричек Григорий Михайлович
SU964877A1
Ротор с индукционным сопротивлением для трехскоростного асинхронного двигателя 1988
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1679581A1
ТРЕХФАЗНАЯ ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА С ОТНОШЕНИЕМ ЧИСЕЛ ПАР ПОЛЮСОВ P:P= 1:2 1991
  • Попов Д.А.
  • Попов С.Д.
RU2012981C1
Ротор двухскоростного асинхронного двигателя 1974
  • Киричек Григорий Михайлович
SU564689A1
Трехфазная двухскоростная обмотка 1983
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1134991A1
Совмещенная роторная обмотка 1983
  • Попов Виктор Иванович
SU1138890A1
Обмотка ротора совмещенной электрической машины 1983
  • Попов Виктор Иванович
SU1089707A1

Иллюстрации к изобретению SU 904 122 A1

Реферат патента 1982 года Ротор двухскоростного асинхронного электродвигателя

Формула изобретения SU 904 122 A1

« - - - «

-S «

S S

1 «

SU 904 122 A1

Авторы

Киричек Григорий Михайлович

Даты

1982-02-07Публикация

1980-05-21Подача