Изобретение относится к регулируемым электродвигателям переменног тока с индукционными сопротивлениями в цепи ротора,Известен ротор трехфазного много скоростного асинхронного двигателя, обмотка которого состоит из двух одинаковых частей, соединенных между собой в три параллельные ветви, а к точкам соединения отдельных час тей обмотки подключены выводы индукционных сопротивлений 1. Для улучшения характеристик двигателя в каждом параллельной ветви обеспечивается сдвиг векторов ЭДС, индукцируемых в соединенных частях обмотки, при меньшем числе полюсов на 120 , а при большем числе полюсов на 60°. Недостатком данного ротора является применение его только в двухскоростных электродвигателях.. Для двухскоростных двигателей предназначен также ротор с индукционными сопротивлениями, параметры которых зависят от числа полюсов двигателя 2. Наиболее близким техническим решением к предложенному является ротор трехскоростного асинхронного дв11гателя с отношением чисел полюсоВ 2:3:4, трехфазная обмотка которого содержит 12 одинаковых катушечных групп, соединенных в две трехфазные звезды с двумя параллельными ветвями. Параллельные ветви фаз первой . трехфазно,й звезды обмотки образованы катзшечными группами 1-3, 5-7, 9-11, и второй трехфазной звезды - катушечными Группами 2-4, 6-8, . 10-12, а индукционные сопротивления выполнены в биде двух трехфазных звезд и соединены с трехфазными звездами обмотки 3, Недостатками известного ротора являются сравнительно большое число выводов обмотки (7 выводов) и ограниченная область применения, определяемая отношением чисел полюсов 2:3:4. Кроме того, в катушечных группах каждой параллельной ветви сдвиг векторов индуктируемых ЭДС при и составляет одинаковый угол, равный , что несколько ухудшает рабочие характеристики на низшей скорости, , Цель изобретения - уменьшение числа выводов обмотки ротора, расширение области применения трехско pqcTHoro ротора с индукционными сопротивлениями для отношения чисел полюсов 1:2:4:и улучшение характе-; ристик двигателя. . Указанная цель достигается тем, что параллельные ветви фаз ,об€ШГ звезд обмотки образованы двумя смежными и включенными встречно катушечными группами с порядковыми номерами для одной звезды 1-2, 5-6, 9-10 и для другой звезды 3-4, 7-8, 11-12, а с каждой звездой обмотки ротора соединены отдельные индукционныесоп ротивления. На фиг. 1 представлен а схема соединения элементов обМотки ротора и индукционных сопротивлений трехскор5С1Ногй асинхронн ого двигателя -с отношением чисел пар полюсов 1:2:4; на фиг.2 развернутая схема соединения обмотки и индукционных сопротивлений трехскоростного асинхронного двигателя с числами полюсов 2,4,8, для . Трехфазная обмотка ротора с отношением чисел пар полюСов 1: 2: 4 выполнена из 12 одинаковых катушечных групп, равномерно распределенных по окружности ротора (фиг.2). Катушечные группы обмотки соединены в две отдельные звезды с двумя параллельными ветвями в каждой фазе звезды, образованными двумя смежными и .включёнными встречно катушечными группами. В одной звезде обмотки па раллельные ветви фаз образованы катушечными группами 1-2, 5-6, 9-10, а в другой звезде - катушечными группами 3-4, 7-8, 11-12. Индукцион йВ1ё йс Г1рЬ1:й влёнйя состоят йзшестй катушек с массивными ферромагнитным сердечниками, соединенных в две отдельные звезды или в два треугольни ка. Кэлодая часть индукционных сопро тивлений соединена с отдельной звез дой обмотки ротора (фиг.1). В роторе распределение катушечных групп обмотки по фазным- зонам для чисел полюсов 8, 4,2 осуществл ется следующим способом (фиг.2). Катушеч- ... ная групПа 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-1 А-В-С-А-В-С-А-В-С-А -В -С A-Z-B-X-C-y-A-Z-B-X -С -У 2р 2A-A-Z-Z-g -B -5C- -C Из.ЭТОГО распределения Следует, что угбл-глёжяу бСйМй дауХ смёжмйз -«атушечных групп обмотки при равен 124)0., при 60 и при 30 . (электрических). Поэтому встречное включение смежных, катушечных групп в каждой фазе звезды обмотки обеспечивает угол смещения векторов ин. дуктйруемых в них ЭДС при на 60°, при на 120 и на на . Встречные составляющие этих ЭДС, возрастающие с увёли ением угл смещения, подгиот.ся на индукционные опротивления, подключенные к точам соединения между собой двух смежых катушечных групп. При наименьшем исле полюсов () напряжение на ндукционных сопротивлениях будет меть максимальное значение, а при наибольшем числе полюсов () инимальное.В результате этого за-, висимость х.4рактеристик двигателя от индукционных сопротивлений будет большей при меньшем числе полюсов, что обусловит снижение пусковых токов, повышение пусковых.моментов двигателя. При большем числе полюсов, благодаря меньшему влиянию индукционных сопротивлений, улучшаются рабочие характеристики, увеличивается развиваемая двигателем мощность. Таким образом, в роторе достигается вынесение потерь скольжения за пределы двигателя с помощью индукционных сопротивлений при трех значенияхчисел полюсов без переключений в роторной цепи. Благодаря различному угловому смещению векторов ЭДС в .параллельных ветвях фазы обмотки ротора, увеличивающемся при уменьшении числа полюсов, а следовательно, изменении напряжения на индукционных сопротивлениях в зависимости от числа полюсов, обеспечивается улучшение характеристик двигателя. Ротор отличается новизной схемы включения обмотки рот.ора и индукционных сопротивлений, простотой Конструктивного исполнения и может найти применение в асинхронных регулируемых электродвигателях с комбинированным управлением, заключа-. ищемся в изменениях амплитуды и полюсности рабочих гармоник магнитного поля. Формула изобретения Ротор трехскоростного трехфазного асинхронного электродвигателя с размещенной на нем трехфазной обмоткой, состоящей из 12 . одинаковых катушечных групп, фазы которых .соединены в две звезды с двумя параллельными ветвями, и индукционными сопротивлениями, включенными по трехфазной схеме и соединенными с обмоткой, о т личающийся тем, что, с целью уменьшения числа выводов, расширения области применения и улучшения характеристик двигателя, параллельные ветви фаз обеих звезд обмотки образованы катушечными группами с порядковыми номерами для одной звезды 1-2, 5-6, 9-10 другой звезды 3-4, 7-8, 11-12, причем катушечные группы с номерами 2,6,10,4,8, 12 включены встречно по отнетпению к катушечным группам с номерами 1,5, 9,3,7,11, ас каждой звездой обмотки ротора соединены отдельные индукционные сопротивления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельствоiCCCP 564689, кл. Н 02 К 17/14, 1975Л
2. Авторское свидетельство СССР 369660, кл. Н 02 К 17/14, 1972.
3.Авторское свидетельство СССР по заявке 2023126/24-07,кл.Н 02 К 17/14, 1974(прототип).
xa,
Авторы
Даты
1980-07-15—Публикация
1978-01-23—Подача