Ротор с индукционным сопротивлением для двухскоростного асинхронного двигателя Советский патент 1982 года по МПК H02K17/14 

Описание патента на изобретение SU964877A1

ротора, что приводит к некоторому ухудшению характеристик двигателя. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ротор двухскоростного асинхронного двигателя, в котором двухскоростная обмотка выполнена из двух одинаковых частей, соединенных по трехфазной схеме, в одной из которых изменяетс Направление тока при изменении числ пар полюсов. Одна из частей обмотки ротора подключена к началам, а другая к концам трех катушек индукционного сопротивления, средние точки которых соединены между собой, причем катушечные группы обеих часте обмотки ротора смещены друг относительно друга на пространственный угол 120 при большем числе полюсрв В роторе используется простая конструкция индукционного сопротивления и обеспечивается изменение электрического сопротивления роторной цепи при переходе от одного числа полюсов к другому, что приводит к улучшению характеристик двигателя 4. Недостатком известного ротора является то, что область его -использования ограничивается обмотками с изменением направления тока в половине катушечных групп при изменении числа полюсов, т.е. обмотками с отношением чисел полюсов Is2. Целью изобретения является расширение области применения данного исполнения ротора для отношения чисел пар полюсов 1:3. Указанная цель достигается тем, что каждая из двух частей обмотки ротора соединена в звезду с двумя встречно включенными катушечными гру Пс1ми в Кс1ждом луче звезды, порядковые номера которых в одной части обмотки 1и7, 9иЗ,5и11ив другой части обмотки 2 и 8, 10 и 4, 6 и 12 причем катушечные группы 7, 3, 11, 2, 10 и 6 соединены с катушками индукционного сопротивления своими началами , а нулевые -точки обеих частей обмотки ротора соединены со средними точками катушек индукционного сопротивления. На фиг. 1 представлена схема соединения элементов двухскоростной обмотки ротора (ОР) и индукционного сопротивления (ИС) для чисел полюсо 2р-2 и 2р-6; на фиг. 2 - развернута схема соединения обмотки ротора и индукционного сопротивления двухскоростного асинхронного двигателя с числами полюсов 2 и 6 для Z 48. Двухскоростная обмотка выполнена из 12 катушечных групп, разделенньЬс на две одинаковые части, одна из которых состоит из четных, а другая из нечетных катушечных групп. Катушечньле группы кешдой части обмотки доединены в звезду с двумя встречно включенными труппами в каждом луче звезды, порядковые номера которых в одной,части обмотки ротора 1 и 7, 9иЗ,5и11ив другой части обмотки 2 и 8, 10 и 4, 6 и 12. Индукционное сопротивление выполняется из трех катушек с массивными ферромагнитными сердечниками и, соединенными между собой, средними точками катушек. К началам трех катушек индукционного сопротивленияподключена одна часть, а к концам этих катушек другая часть обмотки ротора. Кроме того, нулевые точки обеих частей об-. 1отки ротора соединяются со средними точками катушек индукционного сопротивления (фиг. 1). Обмотка ротора с отношением чисел пар полюсов 1:3 выполняется трехфазной при и двухфазной при , с фазными зонами соответственно 60 и9о (фиг. 2). Она выполнена при числе пазов, кратном 12. При большем числе пар полюсов каждая часть обмотки ротора представляет одну из двух фаз этой обмотки, смещенных друг относительно друга на пространственный угол 90. Это обеспечивает смещение векторов ЭДС в катушечных группах обмотки ротора, соединенных с началами и концами катушек индукционного сопротивления, на 90° при . Этот угол смещения векторов ЭДС остается неизменным и при обратном включении катушечных групп одной из частей обмотки ротора. Электрическая цепь для токов обеих фаз обмотки ротора при обеспечивается соединением средних точек катушек индукционного сопротивления с нулевыми точками обеих частей обмотки ротора. При меньшем числе полюсов () подключенные к катушкам индукционного сопротивления катушечные группы одной звёзды полуобмотки ротора смещеНы по отношению к другой звезде полуобмотки на пространственный угол 30.. Такое включение обеспечивает смещение векторов ЭДС-в соединенных с каждой катушкой индукционного сопротивления частях обмотки ротора на 30 или 150° в зависимости от того, согласно или встречно включены между собой катушечные группы одной части обмотки по отношению к другой. Смещение векторов ЭДС, индуктируемых в соединенных между собой двух частях обмотки ротора при обоих числах полюсов, приводит к появлению согласных и встречных составляющих токов, протекающих по катушкам индукционного сопротивления. При этом согласные составляющие токов обусловливают .ашгервитки на1 {агкичивания, определяющие величину вводимого в цепь ротора индукционного сопротивления, а/ампервитки от встречных состав(ляющих токов взаимно компенсируются. Следовательно, в этом роторе значени индукционного сопротивления будет большим при больших значениях соглас ных составляющих токов. Для улучшения характеристики двигателя соединение двух частей обмотк ротора с катушками индукционного сопротивления осуществляется таким образом, чтобы макримсшьные значения согласных составляющих токов, а следовательно,, и наибольшее значение индукционного сопротивления достигались при меньшем числе полюсов. Для этого обе части обмотки ротора, соединенные с катушками индукционного сопротивления, включены между собой согласно, что приводит к смэцению векторов ЭДС одной части обмотки по отношению к ЭДС другой части обмотки на 30° при меньшем числе полюсов на 90° при большем числе полюсов (фиг. 2). Введение в цепь ротора большего электрического сопротивления при мен шем числе полюсов приводит к снижени пусковых токов и повышению пускового момента двигателя. При большем числе полюсов сопротивление в цепи ротора уменьшается из-за больших значений встречных составляющих токов , улучшаются рабочие характеристи ки, повышается момент двигателя. . Ротор отличается, простотой конструктивного исполнения, небольшим числом выводов обмотки и минимальным ;числом элементов индукционного сопро тивления , обеспечивает улучшение пус ковых и рабочих характеристик двухскоростного двигателя с отношением чисел полюсов 1:3. Экономический эффект от внедрения ротора в регулируемых асинхронных дв гателях достигается благодаря повышению использования габарита машины, расширению диапазона регулирования частоты вращения, повышению энергетических показателей электропривода. - Формула изобретения Ротор с индукционным сопротивлением для двухскоростного асинхронного двигателя, содержащий двухскоростную обмотку, выполненную из 12 катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины, и разделенную на две одинаковые части, одна из которых состоит из четных катушечных групп и подключена к началам трех катушек индукционного-сопротивления, а другая - из нечетных катушечных групп и подключена к.концам этих катушек, средние точки которых соединены между собой, о т л и ч а ющ и и с я тем,ЧТО, с целью расширения области применения данного исполнения ротора для отношения чисел пар полюсов 1:3, каждая из двух частей обмотки ротора соединена в звезду с двумя встречно включенными катушечными группами в каждом луче звезды, порядковые номера которых в одной части обмотки 1 и 7, 9 и 3, 5 и 11 и в другой части обмотки 2 и 8, 10 и 4, 6 и 12, причем катушечные группы 7,3,1-1,2, 10 и 6 соединены с катушками индукционного сопротивления своими началами, а нулевые точки обеих частей обмотки ротора соединены со средними точками катушек индукциокного сопротивления. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 570959, кл, Н 02 К 17/14, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР I 369660, кл. Н 02 К 17/14, 1970. 3.Авторское свидетельство СССР 564689, кл. Н-02 К 17/14, 1975. 4.Авторское свидетельство СССР по заявке W 2928020,кл. Н 02 К 17/14, 1980.

Похожие патенты SU964877A1

название год авторы номер документа
Ротор с индукционным сопротивлением для многоскоростного асинхронного двигателя 1982
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1026247A1
Ротор двухскоростного асинхронного электродвигателя 1980
  • Киричек Григорий Михайлович
SU904122A1
Ротор трехфазного многоскоростного асинхронного электродвигателя 1979
  • Киричек Григорий Михайлович
SU782060A1
Ротор трехфазного трехскоростного асинхронного электродвигателя 1978
  • Киричек Григорий Михайлович
SU748692A1
Ротор двухскоростного асинхронного двигателя 1974
  • Киричек Григорий Михайлович
SU564689A1
Ротор с индукционным сопротивлением для трехскоростного асинхронного двигателя 1988
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1679581A1
Ротор трехскоростного асинхронного двигателя 1974
  • Киричек Григорий Михайлович
SU653691A1
Многофазная обмотка ротора двухскоростного асинхронного двигателя (ее варианты) 1982
  • Антонов Валентин Антонович
  • Барков Виктор Сергеевич
  • Богословский Александр Петрович
  • Мариночкин Виктор Павлович
  • Масандилов Лев Борисович
  • Резцова Маргарита Васильевна
SU1101979A1
ТРЕХФАЗНАЯ ПОЛЮСОПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ОБМОТКА С ОТНОШЕНИЕМ ЧИСЕЛ ПАР ПОЛЮСОВ P:P= 1:2 1991
  • Попов Д.А.
  • Попов С.Д.
RU2012981C1
Обмотка ротора двухскоростного асинхронного двигателя 1978
  • Масандилов Лев Борисович
SU782047A1

Иллюстрации к изобретению SU 964 877 A1

Реферат патента 1982 года Ротор с индукционным сопротивлением для двухскоростного асинхронного двигателя

Формула изобретения SU 964 877 A1

SU 964 877 A1

Авторы

Киричек Григорий Михайлович

Даты

1982-10-07Публикация

1981-03-13Подача