Электропривод для подъемной машины с переменными радиусами навивки канатов Советский патент 1982 года по МПК H02P5/00 

Описание патента на изобретение SU904165A1

Изобретение относится к автоматизированным электроприводам постоянного тока и может быть использовано . для управления подъемником с бобинным органом навивки и плоским резинотросовым канатом или бицилиндроконическим органом навивки и стальным круглым канатом.

Известен электропривод подъемной машины, который состоит из соединенного с якорной цепью двигателя нереверсивного вентильного преобразователя, в канал управления которого включены блок регулятора скорости, переключанцее устройство, регулятор производной тока и регулятор тока, и реверсивного вентильного преобразователя, питающего обмотку возбуждения двигателя, в канал управления которого включены регулятор тока возбуждения и согласующий усилитель, причем вход последнего соединен с выходом регулятора скорости ГП .,

Однако при использовании известного электропривода для подъемника с пе ременными радиусами навивки происходит увеличенное потребление реактивной энеогии приводом не только в периоды-пуска и торможения сосуда, находящегося

на большем радиусе навивки, но и во время установившегося его движения. Дополнительное потребление реактивной энергии объясняется повышением , диапазоном регулирования угловой скорости за счет постоянно изменяющихся радиусов навивки, это приводит к снижению средневзвешенного коэффициента мощности вентильного привода,

10 что в условиях эксплуатации мощного привода недопустимо. Кроме того, на пониженных скоростях, а также при недогрузке скипа двигатель работает с потоком возбуждения, величина ко15торого меньше номинального значения.

Эффективным способом улучшения энергетических характеристик привода подъемных машин с переменными радиусами навивки является применение

20 метода двухзонного регулирования.

Наиболее близок к предлагаемому электропривод подъемной машины с переменными радиусами навивки канатов, содержащий электродвигатель постоян25ного тока с независимым возбуждением, якорь которого подключен к нереверсивному вентильному преобразователи, в цепь управленич которого последо- вательно включены блок задания ско30рости и регулятор скорости, а также

регулятор тока, вход обратной связи ,; которого соединен с датчиком тока / якоря, обмотка возбуждения электродвигателя подсоединена к реверсивному вентильному преобразователю, в цепь управления которого последовательно включены регулятор ЭДС и регулятор тока возбуждения, входы обратной связи которых соединены соответственно с датчиком ЭДС и датчиком тока возбуждения, кроме того, устройство содержит два переключакмдих устройства, первый из которых включен между регулятором ЭДС и датчиком ЭДС, и датчик скорости t21.

Для обеспечения работоспособности схемы в нее введен блок логики, который управляется функцией выходных сигналов регулятора ЭДС и датчика состояния тиристоров,т.е.в схему системы регулировани с жестким управлением вводится логическое устройство, это приводит к понижению точности и надежности электропривода и усложняет процесс регулирования, что недопустимо в высокопроизводительных подъемных установках производительностью до 20 млн,т. в год. .. Кроме того. Для. оптимального по быстродействию протекания процесса реверса тока возбуждения требуется значительная по величине форсировка напряжения возбуждения, а практически устанавливается 3-4 кратная. Поэтому якорной ток двигателя изменяется значительно быстрее в переходных режимах, чем ток возбуждения двигателя. При смене знака регулятора скорости, смене знака задания момента и тока возбуждения двигателя, например, во время работы в двигательном режиме и подачи- команды на торможение, ток возбуждения дви-. гателя начинает реверсироваться со скоростью, определяемой запасом по напряжению реверсивного вентильного преобразователя, а знак задания тока якоря становится отрицательным на то время, пока ток возбуждения не сменит зиак. Отрицательное задание якорного тока обеспечивает быстрое обнуление якорного тока и запирание нереверсивного вентильного преобразователя. В это время неуправляем и его скорость изменяется под действием статического момента, т.е.электродвигатель находится в режиме свободного выбега, это приводит к рассогласованию мезвду заданным и действительными значениями скорости, что йосле окончания бестоковой паузы приводит к толчкам тока якоря и появлению колебаний в электромеханической системе. Кроме того, при наличии пульсаций напряжения тахогенератора на пониженнБП4 скоростях появляются -ложные реверсы возбуищения электродвигателя.

Цель изобретения - увеличение плавности отработки заданной тахограм1«а движения путем исключения бестоковой паузы при реверсе потока возбуждения и устранение колебаний „ подъемных сосудов.

Указанная цель достигается тем, что в электропривод дополнительно введень блок выделения модуля, регулйтор производной тока, дискриминатор, дополнительный датчик скорости и согласующий усилитель, при этом вход регулятора производной тока соединен с выходом регулятора скорости, блок выделения модуля включен между выходом регулятора производной

S тока и входом регулятора тока якоря, причем вход обратной связи регулятора производной тока соединен с датчиком тока якоря через второй переключакядий блок, управляищий вход

0 которого соединен с выходом регулятора производной тока, входы дискриминатора подключены к обоим датчикам скорости движения подъемных сосудов, а его выход соединен со входом

д обратной связи регулятора скорости, задающий; вход регулятора ЭДС через - согласукедий усилитель подключен к выходу регулятора производной тока, а управлякн Щй вход первого переключающего элемента соединен с выходом блока задания скорости.

На чертеже изображена, функциональная схема электропривода.

Якорь 1 двигателя постоянного тока

« включен на переверсивный вентильный

преобразователь 2. Обмотка 3 возбуждения электродвигателя питается от реверсивного вентильного преобразователя 4. Вал двигателя механически соединеи с валом 5 подъемной маишны,

0 тяговые органы которой отключаются шкивами б и 7. Датчики 8 и 9 скорости механически связаны с отклоняюиими шкивакш.

5 Регулятор 10 тока имеет в цепи обратной связи ограничивающий блок 11. На вход регулятора тока поступают три сигнала : сигналы задания от блока 12 выделения модуля, и от ограничиQ вакявего блока 11, задающего максимальную величину выпрямленного напряжения на выходе преобразователя 2 и сигнал обратной связи по току якоря ,от датчика тока 19. Блок выделения

. юдyля представляет собой диодный выпрямитель. Вход его соединен с выходом регулятора 14 проц,зводной тока.

Регулятор производной тока состоит из ограничиааюцего блока 15 и интегрируквдего 16 и пропорционального 17 усилителей. На вход усилителя 17 поступают и сигнала: задания от регулятора 18 скорости, от ограничиванхаего блока 15, определяющего скоS рость изменения тока якоря, и от переключающе о блока 19. Переключающий блок 19 соединяет датчик 13 тока и вход обратной связи через контакт 20 реле 21 нли через контакт 22 реле 23 и инвертор 24. Реле 21 и 23 включены на выход усилителя 25 мощности через диоды 26 и 27. Вход усилителя 25 14ОЩНОСТИ соединен с выходом регулятора 14 производной тока. . В цепь обратной связи регулягора 118 скорости включен ограничивеиоций блок 28. На вход регулятора 18 скорости включен ограничиваиций блок 28. На вход регулятора 18 скорости поступают четыре сигнала: эадагавнй от блока 29 эгшания скорости, от ограничивакицего блока 28 и два сигнала от дискримжатора 30. В устройстве Л1 едусм1 треио измерение линейных скоростей к«а(дой ветви подъемной машины датчйкакш .скорости 8 и 9. Сигналы от датчиков скорости поступают на дкскримииатор 30, где они сравниваются, и больший из них подается на вход обратной связи регулятсчра 18 скорости.С помснфью диодов 31 и 32выделяется наибольшее напряжение ооложительной, а с помощью диодов 33и 34 - отрнцательиой полярности. Регулятор 15 возбуждения содержит в цепи обратной связн ограинчиваМщий блок 36. На вход регулятора 35 возбуждения поступают три сигнала: задания от регулятора 37 ЭДС, ограничивакхкего блока 36 и обратной связи от датчика 38 тока возбуждеИИЯ. Регулятор 37 ЭДС в цепи обратной связи имеет ограничивающий блок 39. На вход регулятора 37 ЭДС поступгиот три сигнгша: задающий от согласующего усилителя 4-0, от Ограничивающего блока 39, зада эдего номинальное значение тока возбуждения, и обратной связи от датчика 41 ЭДС пере1иазчающий блок 42. На вход дат.чика 41 ЭДС поступают сигна1лы от датчика 13 тока и от дат,чика 43 напряжения. Переключающий блок соединяет выход датчика 41 ЭДС со входом регулятора 37 непосредственно контактом 44 реле 45 или через контакт 46 реле 47 и инвертор 48. Ре ле 45 и 47 через разделительиые диод 49 и 50 подсоединены к усилителю 51 мощности с большим коэффи.циентом усиления, вход которого подсоединён к выходу блока 29 задания скорости. Согласующий усилитель состоит из усилителя 52 и ограничивающего блока 53. На вход усилителя 52 постулгиот два сигнала: задающий от регулятора 14 производной тока и от ограничивающго блока 53, который задает номинешьиые значения ЭДС двигателя . Управлпне предлагаемым электрюприводом осуществляется в соответствии с существующим способом рёгулирования скорости движения сосудов цвухконцевой подъемной установки с переменными радиусами навивки, при котором, с целью уменьшения,времени подъема, измеряются Линейные скорости движения каждого из сосудов, выделяется большая из них, управляющий сигнал формируется тфопорционально разности заданной и наибольшей линейной скорости движения сосудов , т.е. управление производится путем контрюлирования ускорения и скорости сосуда, находящегося на большем радиусе навивки. Система работает следукщнм обрагз. При отсутствии сигйала на выходе блока 29 задания скорости якорная цепь и обмотка возбуждения двигателя обесточены. Задающий снгнгш на якорный ток и поток возбуждения пояьля-ется при нгшнчни натфяжения на выходе блока 29 задания скорости и поступает от регулятора 18 скорости через регулятор 14 производиой тока на контур регулирования ЭДС двигателя и контур регулирования якорного тойа. Причем на первый контур он поступает через согласующий усилитель-40, а на второй - через блок 12 выделения модуля. При работе, на сксфости, ниже v ноиегнальной, контур регулирования ЭДС разомкнут, поэтому темп эгшанвшх сигналов на контур якорного тока н тока возбуждения определяется пос- . тоянной времени иитеп ирования регулятора 14 производной тока и коэф фициентом усиления согласующего усиляггеля 40, так как постоянная времени (интегрирования регулятора 37 ЭДС значительно менглю постоянной временя регулятсфа 14 производной тока, Коэф-. фициент усиления согласующего усилителя 40 устанавливается в соответствии со статической характеристикой/ согласно которой в статическом режит ме при наличии сигнала (адания на номинальный ток возбуждения двигателя поддерживается половина HoheiHetHb- ного якорного тока двигателя. После появления напряжения на выходе блока 29 задания скорости и регулятора 14 производной тока через усилители мощности 25 и 51 срабатывают реле 21 23, 45 и 47, которые устанавливают отрицательную, обратную связь на регулятор 14 производной тока и регулятор 37 ЭДС. В зтот период регулятор 37 ЭДС работает как згодающее устройство на номинальный ток возбуждения. После достижения номинального тока возбуждения н заданной величины якорного тока происходит разгон сосуда с номинальным потоком возбуждения. После разгона сосуда, находящегося на большем радиусе до максимальной скорости, регулятор 37 ЭДС переходит в режим регулирования ЭДС двигателя.

поддержание линейной скорости сосуда при переменных радиусах происходит за счет изменения магнитного потока возбуждения при малоизменяющемся (близком к номинальному значению ) напряжении питания якорной цепи. При смене знака выходного напряжения регулятора 18 скорости, что происходит

в период реверса момента, .развиваемого двигателем, например, при изненении знака статического момента на валу двигателя или в период торможе ния в генераторном режиме, согласующий усилитель 40 переводит регулятор 37 ЭДС из режима контролирования ЭДС двигателя в режим задания скорости изменения тока возбуждения. В этом случае якорной ток двигателя падает до половины номинального значения при постоянном токе возбуждения, а затем начинает уменьшаться и ток возбуждения двигателя, причем нулевого значения ток возбуждения и якорный ток достигают одновременно. В этот момент происходит переключение реле 21 и 23, ранее работающее - отключается, а другое - подключается. За время изменения якорного тока двигателя от Зсщанного до нулевого значения, а потом опять до заданного, ток возбуждения изменяет свой знак на противоположный.При этом исключается бедтоковая пауза якорной цепи - неуправляемый режим во время реверса знака потока возбуждения. Вращающий момент, пропорциональный произведению якорного тока и тока возбуждения, уменьшается линейно, а с момента начала убывания тока возбуждения приближается по параболе к нулевому значению. Нарастание момента в противоположном направлении происходит симметрично. Переход из тормозного режима в двигательный аналогичен.

Использование предлагаемого электропривода подъемной машины с переменными навивками увеличивает плавность отработки заданной тахограммы движения путем исключения бесштоковой паузы в моменты реверса потока возбуждения и устранения колебаний подъемных сосудов.

Формула изобретения

Электропривод для подъемной машины с переменными радиусами навивки

канатов, содержащий электродвигатель постоянного тока с независимыми возбуждением, якорь которого подключен к нереверсивному вентильному преобразователю, в цепь управления которого последовательно включены блок задания скорости и регулятор скорости, а также регулятор тока, вход обратной связи которого соединен с датчиком тока якоря, а обмотка воз-

буждения электродвигателя подсоединена к реверсивному вентильному преобразователю, в цепь управления которого последовательно включены регулятор ЭДС и регулятор тока возбуждения, входы обратной связи которых

5 соединены соответственно с датчиком ЭДС и датчиком тока возбуждения, кроме того, два переключающих блока, первый из которых включен между регулятором ЭДС и датчиком ЭДС, и датчик

0 скорости, отли-чающи йся тем, что, с целью увеличения плавности отработки заданной тахограммы движения путем исключения бестоковой паузы при реверсе потока возбуждения

5 и устранения колебаний подъемных сосудов, в него введены блок выделения модуля, регулятор производной тока, дискриминатор, дополнительный датчик скорости и согласующий усилитель,

и при этом вход регулятора производной тока соединен с выходом регулятора скорости, блок выделения модуля включен между выходом регулятора производной тока и входом регулятора тока якоря, причем вход обратной связи регулятора производной тока соединен с датчиком тока якоря через второй переключаркций блок, управляющий вход которого соединен с выходом регулятора производной тока, входы

0 дискриминатора подключены к обоим датчикам скорости движения подъемных сосудов, а его выход соединен со входом обратной связи регулятора скорости, задающий вход регулятора

j ЭДС через согласующий усилитель подключен к выходу регулятора производной тока, а управлякяций вход первого переключающего блока соединен с выходом блока задания скорости.

л Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1. Динкель А.Д. и др. Тиристорный электропривод рудничного подъема. М., Недра, 1977, с.129.

2; Авторское свидетельство СССР

.5 № 692023, кл. Н 02 Р 5/06, 1979.

Похожие патенты SU904165A1

название год авторы номер документа
Электропривод подъемной машины с переменными радиусами навивки канатов 1982
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимоффевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU1064408A1
Электропривод подъемной машины 1980
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU893780A1
Электропривод для подъемной машины 1983
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU1159138A1
Электропривод подъемной машины 1985
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Таранов Михаил Дмитриевич
  • Овсянников Владимир Петрович
SU1339852A1
Электропривод подъемной машины 1981
  • Хилов Виктор Сергеевич
SU996317A2
Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием скорости 1975
  • Городецкий Вилл Аврамович
  • Даеничев Борис Анатольевич
SU752711A1
Устройство для управления электроприводом постоянного тока 1974
  • Женов Владислав Васильевич
  • Резников Виктор Аркадьевич
SU556546A1
Реверсивный тиристорный электропривод с двухзонным регулированием 1977
  • Беседин Валерьян Александрович
  • Донской Николай Васильевич
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Павлов Александр Иванович
SU692043A1
Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения 1982
  • Барьюдин Александр Абрамович
  • Гусейнов Ага Гаджибала Оглы
  • Коган Александр Иосифович
  • Парфенов Борис Михайлович
  • Чердаков Анатолий Васильевич
SU1096745A1
Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки 1985
  • Островлянчик Виктор Юрьевич
  • Кузнецов Виктор Иванович
  • Килин Владимир Алексеевич
SU1344711A1

Иллюстрации к изобретению SU 904 165 A1

Реферат патента 1982 года Электропривод для подъемной машины с переменными радиусами навивки канатов

Формула изобретения SU 904 165 A1

SU 904 165 A1

Авторы

Хилов Виктор Сергеевич

Крюков Дмитрий Кузьмич

Калашников Юрий Тимофеевич

Кошевой Михаил Максимович

Таранов Михаил Дмитриевич

Даты

1982-02-07Публикация

1980-03-27Подача