Устройство для управления двигателем постоянного тока Советский патент 1982 года по МПК H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU907748A1

(54) УСТРОЙСТВО -ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Похожие патенты SU907748A1

название год авторы номер документа
Электропривод 1980
  • Дрючин Виктор Гаврилович
  • Самчелеев Юрий Павлович
SU955472A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2004
  • Мазнев А.С.
  • Евстафьев А.М.
RU2260520C1
Электропривод постоянного тока 1979
  • Самчелеев Юрий Павлович
  • Дрючин Виктор Гаврилович
  • Калюжный Владимир Владиславович
  • Комарский Вадим Васильевич
SU819920A1
Устройство для регулирования скорости электродвигателя постоянного тока 1977
  • Брожат Александр Александрович
SU723747A1
Электропривод постоянного тока 1980
  • Самчелеев Юрий Павлович
  • Дрючин Виктор Гаврилович
  • Попов Василий Степанович
SU957395A1
Устройство для рекуперативно-реостатного торможения вагона метрополитена 1987
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Комаров Владимир Георгиевич
  • Корольков Сергей Константинович
  • Карасев Сергей Иванович
  • Скибинский Валерий Александрович
SU1516390A1
Многодвигательный электропривод 1987
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Плакс Алексей Владимирович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
SU1601730A1
Устройство для управления двигателем постоянного тока 1978
  • Антонец Иван Васильевич
  • Дрючин Виктор Гаврилович
  • Штенгарц Ефим Борисович
SU758449A1
Устройство для управления двухдвигательным электроприводом постоянного тока 1980
  • Дрючин Виктор Гаврилович
  • Самчелеев Юрий Павлович
SU983959A1
Вентильный электродвигатель 1990
  • Никулин Владимир Иванович
  • Шеленок Святослав Иосифович
  • Якушков Александр Владимирович
SU1791922A1

Иллюстрации к изобретению SU 907 748 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для управления двигателем постоянного тока

Формула изобретения SU 907 748 A1

1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования и стабилизации скорости двигателя постоянного тока, преимущественно малой и средней мощности.

Известны устройства для управления двигателем постоянного тока, якорь которого через реверсор подключен к управляемому преобразователю, а реверсор соединен с логическим переключающим устройством, который в свою очередь связан с датчиком нулевого тока 1.

Недостатком этих устройств является сложность логических устройств управления реверсором.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство содержащее тахогенератор, вал которого сочленен с валом электродвигателя, а якорная обмотка соединена с выводами первого переменного резистора, второй переменный резистор, первый вывод которого соединен с коммутирующим конденсатором и анодом закрывающего динистора, второй вывод - с положительным полюсом вспомогательного источника напряжения, отрицательный полюс которого соединен с катодом закрывающего динистора и тиристорным регулятором, средний вывод первого переменного резистора подключен к аноду открывающего динистора, катод которого подключен к управляющему входу тиристорного регулятора, источник неизменного тока и два диода 2.

Недостатком этого устройства является отсутствие возможности регулировать скорость электродвигателя в двух направлениях вращения.

10

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства.

Цель достигается тем, что в устройство дополнительно введены два диода и второй открывающий динистор, а тиристорный регулятор выполнен на щести тиристорах, из которых первые четыре включены по схеме моста, в одну диагональ которого включена якорная обмотка электродвигателя, а вторая подключена к источ20нику неизменного тока, рторой открывающий динистор подключен анодом к одному из выводов якорной обмотки тахогенератора, а катодом - к второму управляющему входу тиристорного регулятора, второй вывод коммутирующего конденсатора соединен с анодами пятого и шестого тиристоров тиристорного регулятора, катоды которых подключены к первому и второму выводу якорной обмотки электродвигателя соответственно, упра вляющий вывод каждого из этих тиристоров соединен с управляющими входами одной из пар диагонально включенных тиристоров моста, образуя при этом два управляющих входа тиристорного регулятора, аноды первого и второго диодов подключены к отрицательному выводу дополнительного источника питания, а каждый из катодов - к соответствующему аноду открывающих динисторов соответственно, катоды третьего и четвертого диодов подключены,к катодам первого и второго диодов соответственно, а каждый их анод подключен к соответствующему катоду пятого и шестого тиристоров.

На фиг. 1 представлена схема устройства для управления двигателей постоянного тока; на фиг. 2 - диаграммы, поясняющие работу устройства.

Устройство содержит тиристорный регулятор, выполненный на тиристорах 1-6, открывающие динисторы 7 и 8, дополнительные диоды 9-12, закрывающий динистор 13, коммутирующий конденсатор 14, регулируемый резистор 15, потенциометр 16 и тахогенератор 17.

На фиг. 2 представлены диаграммы, поясняющие работу устройства.

-RIS - скорость двигателя и напряжения на выходе потенциометра 16;

1я - ток якоря двигателя; Tj, Tj, Tj, , Tg , Тб - соответственно состояния тиристоров 1-6; UCH - напряжение на коммутирующем конденсаторе 14; 08 Ujj, Ujj,3 - соответственно напряжения включения динисторов 8, 7 и 13.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении на управляющие электроды тиристоров сигналы В («Вперед) или Н («Назад) не подаются. Якорь двигателя обесточен. Электродвигатель неподвижен. При подаче, например, на управляю щие электроды тиристоров 1 и 4 сигнала BI тиристоры открываются. По якорю двигателя начинает протекать неизменный ток, величина которого определяется параметрами источника неизменного тока (например 2, 5 IH двигателя).

Двигатель начинает разгоняться по линейному закону «Вперед (фиг. 2). Как только напряжение (полярность показана на фиг . 2), снимаемое с потенциометра 16, станет равным напряжению включения открывающего динистора 7 - открываются

тирисГоры 3 и 6. Тиристор 3 закоротит источник неизменного тока. Двигатель тормозится под действием статического момента. Открытый тиристор 6 обеспечивает заряд коммутирующего конденсатора 14 от вспомогательного источника по цепи (-ЬЕц)-15-14-6-3-(-Ец). Полярность на конденсаторе 14 показана на фиг. 1. В момент достижения напряжения на конденсаторе 14 напряжения включения закрывающего динистора 13 - последний откроется и напряжение конденсатора 14 прикладывается в обратном направлении к тиристорам 3 и 5, что приводит к их закрыванию. По якорям двигателя вновь начнет протекать ток (так как сигнал «Вперед на управляющих электродах тиристоров 1 присутствует) и двигатель вновь разгоняется. Как только напряжение, снимаемое с потенциометров 16, опять станет равным напряжению включения открывающего динистора 13 - открываются тиристоры 3 и 6 и весь процесс повторяется. При подаче на управляющие электроды тиристоров 2 и 3 сигнала Н тиристоры открываются. По якорю двигателя начинает протекать неизменный ток в обратном направлении. Двигатель начинает разгоняться по линейному закону «Назад (фиг. 2). Как только напряжение (полярность показана в скобках на фиг. 1), снимаемое с потенциометра 16, станет равным напряжению включения открывающего динистора 8 - открываются тиристоры 4 и 5. Тиристор 4 закоротит источник неизменного тока. Двигатель тормозитря под действием статического момента. Открытый тиристор 5 обеспечивает заряд коммутирующего конденсатора 14 от вспомогательного источника по цепи ( + ЕЦ.) -15-14-5-4-( -EU). В дальнейшем процессы аналогичны рассмотренным при вращении двигателя «Вперед. Отличие лищь в том, что закрываются и открываются тиристоры 4 и 5.

Дополнительные диоды обеспечивают развязку цепей управляющих электроприводов тиристоров 3.-6 при разном направлении вращения двигателя.

Потенциометр 16 позволяет менять уставку необходимой скорости электродвигателя. Меняя положение движка потенциометра 16 устанавливают различные уровни установивщихся скоростей в обоих направлениях.

Переменный резистор 15 обеспечивает регулировку частоты переключений тиристоров 3 и 4 (5, 6) и величину пульсации скорости двигателя путем изменения постоянной времени заряда конденсатора 14.

Таким образом, предлагаемое устройство имеет щирокие функциональные возможности, обеспечивая качественные показатели.

Формула изобретения

Устройство для управления двигателем постоянного тока содержащее тахогенератор, вал которого сочленен с валом электродвигателя, а якорная обмотка соединена с выводами первого переменного резистора, второй переменный резистор, первый вывод которого соединен с коммутирующим конденсатором и анодом закрывающего динистора, второй вывод - с положительным пблюсом вспомогательного источника напряжения, отрицательный полюс которого соединен с катодом закрывающего динистора и тиристорным регулятором, средний вывод первого переменного резистора подключен к аноду открывающего динистора, катод которого подключен к первому управляющему входу тиристорного регулятора, источник неизменного тока и два диода, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, в него дополнительно введены два диода и второй открывающий динистор, а тиристорный регулятор выполнен на щести, тиристорах, первые четыре из которых включены по схеме моста, в одну диагональ которого включена якорная обмотка электродвигателя, а вторая подключена к источнику неизменного тока, второй открывающий динистор подключен анодом к одному из выводов якорной обмотки тахогенератора, а катодом к второму управляющему входу тнристорного регулятора, второй вывод коммутирующего конденсатора соединен с анодами пятого и щестого тиристоров тиристорного регулятора, катоды которых подключены к первому и второму выводу якорной обмотки электродвигателя соответственно, управляющий вывод каждого из этих тиристоров соединен с управляющими входами одной из пары диагонально включенных тиристоров

моста, образуя при этом два управляющих входа тиристорного регулятора, аноды первого и второго диодов подключены к отрицательному выводу дополнительного источника питания, а каждый их катод - к

соответствующему аноду открывающих динисторов соответственно, катоды третьего и четвертого диодов подключены к катодам первого и второго диодов соответственно, а каждый их анод подключен к соответствующему катоду пятого и щестого тиристоров.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Солодухо Я. Ю. , Богословский А. П., Плеханов С. Н., Шорухов Тиристорные электроприводы с реверсорами. «Энергия, 1977, с. 41-45.2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2769110, кл. Н 02 Р 5/06, 1979.

SU 907 748 A1

Авторы

Самчелеев Юрий Павлович

Дрючин Виктор Гаврилович

Даты

1982-02-23Публикация

1979-08-03Подача