Изобретение относится к электрони-, ке и может быть использовано в сие-, темах управления электроприводами.
Известен электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока, якорная обмотка которого связана с индуктивно-емкостным преобразователем напряжения в источник неизменного тока, силовой ключ и тахогенератор 1 .
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является электропривод, содержсидий электродвигатель постоянного токи, якорная обмотка которого связана с индуктивно-емкостным преобразователем напряжения в источник неизменного тока, силовой тиристор, подключенный к индуктивноемкостному .преобразователю напряжения в источник неизменного тока, дополнительный источник напряжения, к положительной клемме которого подключен один вывод первого переменного резистора, другой вывод указанного резистора через последовательно соединенные конденсатор и силовой тиристор, шунтированные динистором, соединен с отрицательной клеммой дополнительного источника напряжения, тахогенератор, якорная обмотка которого через второй переменный резистор связана с управляющим электродом силового тиристора .
Недостатком известных электроприводов является зависимость средней скорости электродвигателя от нагрузки на валу, т,е, наличие статизма системы, что влияет на эффективность регулирования электропривода, по10скольку увеличение пульсации скорости двигателями со при увеличении нагрузки на-его валу, происходит вниз от 3 аданной скорости.
Цель изобретения - повышение фективности регулирования электропривода .
Поставленная цель достигается тем, что в электропривод дополнительно введены датчик среднего значения
20
тока, включенный в якорную цепь электродвигателя, и последовательно соединенные сумматор, релейный элемент с регулируемой зоной нечувствительности и формирователь импульсов, причем выход формирователя импульсов соединен с управляющим электродом силового тиристора, один вход сумматора соединен с движком второго переменного резистора, а другой с датчиком
30 среднего значения тока. На чертеже представлена схема эле тропривода . Электропривод содержит электродвигатель 1, якорная обмотка которог подключена через выпрямитель 2 и согласующий трансформатор 3 к индуктивно-емкостному преобразователю 4 напряжения в источник неизменного то ка, силовой тиристор 5, анод которого через диод б, а катод непосредственно соединены с выпрямителем 2, положительная клемма дополнительного источника 7 напряжения подключена к одному выводу переменного резистора S, другой вывод которого через после довательно соединенные конденсатор 9 и силовой тиристор 5, шунтированные динистором 10, соединен с отрицательной клеммой источника 7, якорная обмотка тахогенератора 11 через переменный резистор 12 соединена с последовательно соединенными сумматором 13.,. релейным элементом 14 с регулируемой зоной нечувствительности и формиров.ателем 15 импульсов причем выход формирователя 15 подключен к управляющему электроду тиристора 5, второй вход сумматора 13 подключен к датчику 16 среднего значения тока, включенному в якорну цепь электродвигателя 1, в якорную цепь электродвигателя 1 включен диод 17, причем анод диода 17 соединен с анодом диода 6. Электропривод работает следующим образом. В исходном состоянии индуктивноемкостный преобразователь 4 отключе от сети переменного тока. Ток в яко ре- электродвигателя. 1 и в тиристоре 5 отсутствует. Электродвигатель неподвижен. При подключении индуктивно-емкостного преобразователя 4 к сети переменного тока по якорю элек тродвигателя 1 протекает неизменный ток, величина которого определяется параметрами индуктивно-емкостного преобразователя 4 и согласунядего трансформатора 3, например 2,51, На выходе датчика 16 среднего тока напряжение раёно нулю, так как алго ритм его работы такой, что если средний ток якоря электродвигателя больше, например, 1, 2Ъ , то на выхо де датчика 16 напряжение равно нулю Электродвигатель 1 начинает разгоняться по линейному закону при отсу ствии отрицательной обратной связи по среднему току. Как только напряж ние, определяемое уставкой движка п ременного резистора 12 и коэффициентом передачи сумматора 13, ста-новится равным по установленной вел чине зоны нечувствительности релейн го элемента 14, открывается тиристо 5 (формирователь 15 импульсов управ ления в этом случае обеспечивает по дачу управляющих импульсов на тиристор 5, который закоротит выпрямитель 2) и электродвигатель начинает тормозиться под действием статического момента. Диод 17 не дает возможности противо-ЭДС электродвигатели замыкаться через тиристор 5. Открытый тиристор 5 обеспечивает заряд коммутирующего конденсатора 9 от дополнительного источника 7 по цепи: положительная kлeммa источника 7, переменный резистор 8, конденсатор 9, тиристор 5, отрицательная клемма источника 7, В момент достижения напряжением на конденсаторе 9 напряжения включения закрывающего динистора 10 последний открывается и напряжение конденсатора 9 прикладывается в обратном направлении к тиристору 5, что приводит к его закрытию. Изменяя величину переменного резистора 8, т.е. постоянное время заряда коммутирующего конденсатора 9, задаем время, в течение которого якорь электродвигателя 1 будет обесточен. За это время скорость двигателя 1 при различных статических моментах на валу электродвигателя уменьшается на различную величину, т.е. ucj различна для различных М. Как только тиристор 5 закрывается, по якорю электродвигателя 1 вновь начинает протекать ток, электродвигатель вновь разгоняется. При этом вступает в действие отрицательная обратная связь по среднему току якоря (средний ток якоря меньше l,21j). При наличии такой связи открывания тиристора 5 определяется не только уставкой движка переменного резистора 12j коэффициентом передачи сумматора 13 и регулируемой зоной нечувствительности релейного элемента 14,но и обратной связью по среднему току якоря. Таким образом, при увеличении нагрузки на валу электродвигателя 1 пульсации скорости увеличиваются, однако наличие отрицательной обратной связи по среднему току якоря обеспечивает постоянство средней скорости, т.е. астатизм системы электропривода. Коэффициент передачи отрицательной обратной связи по среднему току выбирается из условия обеспечения допустимых пульсаций скорости двигателя при номинальной нагрузке на в алу. 1 . Кроме того, наличие регулируемой зоны нечувствительности релейного элемента 14 позволяет увеличить точность установки заданного значения .скорости, которое определяется величиной сопротивления резистора 12, а также, поскольку в предлагаемом электроприводе силовая часть и цепь управления тиристором 5 гальваничес
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропривод постоянного тока | 1979 |
|
SU819920A1 |
Электропривод постоянного тока | 1980 |
|
SU957395A1 |
Устройство для управления двигателем постоянного тока | 1979 |
|
SU907748A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1980 |
|
SU930548A1 |
Электропривод постоянного тока | 1980 |
|
SU904168A1 |
Реверсивный электропривод | 1991 |
|
SU1791951A1 |
Электропривод постоянного тока | 1983 |
|
SU1145439A1 |
Электропривод постоянного тока | 1986 |
|
SU1390758A1 |
Реверсивный электропривод постоянного тока | 1988 |
|
SU1557662A1 |
Электропривод постоянного тока | 1977 |
|
SU775848A1 |
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1980-09-03—Подача